Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

История татар

Фаузия Байрамова - Фәүзия Бәйрәмова

Фаузия Байрамова,
писатель, кандидат исторических наук

ИСТОРИЯ ИЧКИНСКИХ ТАТАР В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Мне хочется внести ясность на этом месте по двум вопросам, первый – откуда пришли ичкинские татары? Второй вопрос – кто они – татары или мещеряки-мишары? Конечно, по первому вопросу большинству ученых, также самому эчкенскому народу ответ давно известен и ясен: в Курганской области ичкинские татары жили веками и являются ее коренными жителями; национальность – татары, религия – ислам. В этих краях ичкинские татары остались еще со времен скифо-гуннов и жили, строили деревни и городища; в разные периоды истории к ним присоединялись татары Золотой Орды, болгары-татары Казанского края, мещеряки Пензы-Астрахани, среди них были и пришельцы-башкиры.

Ичкинские татары, после разрушения их государства, стали жить в составе Российской империи, здесь тоже оставались лидерами, записывались в казаки и несли военную службу, может быть это частично спасло их от насильственного крещения. Несение военной службы и сохранение собственных земель стали причиной того, что в разные времена ичкинским татарам приходилось быть в сословии и мещеряков, и башкир, но они всегда оставались татарами со своим родным татарским языком и с гордостью, что принадлежат именно эчкенцам. К сожалению, до сегодняшнего дня некоторые ученые стараются отнести ичкинских татар то к башкирам, то к ногайцам и калмыкам, даже к фино-угорам, вопрос о мишарстве тоже частенько возникает. Хотя для ичкинских татар вопрос, что они татары, является бесспорным, сейчас предъявляющие свои претензии к здешней великой истории татар все еще находятся, причиной этому является то, что в XVIII - XIX веках во время переписи населения русские переписчики отнесли их (ичкинских татар) то к башкирскому, то к мещерякскому сословию.

Существует еще такая версия, как будто татары, в том числе и ичкинские татары, сюда прибыли с русскими войсками для завоевания Сибири или, живя в южных районах границы, вместе с русскими войсками занимались подавлением восставших киргиз-кайсаков и нугай-башкиров, но это не соответствует истине. Мы ранее уже писали о том, что в этих краях тюрко-татары, в том числе и ичкинские татары, вели многовековую жизнь; если кто-то когда-то сюда прибыл со стороны Казани, то они прибыли к своим сородичам, давно жившим в городах и деревнях, и обустраивал свою жизнь. Вот еще надо подчеркнуть – не все ичкинские татары были казаками, это хорошо видно в результатах переписи населения 1700 года! Ичкинские татары веками занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой, строили города и деревни, писали книги, создавали свою культуру и, бережно храня ее, жили!

Версия о том, что татары в эти края, также в село Эчкен, переселились после завоевания русскими Казанского ханства в 1555-1956 годы тоже спорная. Да, частично правда, но это ещё не говорит, что село Эчкен основано именно в это время. Когда Казань была взята русскими, оставшиеся в живых татары вынуждены были бежать за Урал, в Сибирь; они знали, что там живут такие же татары, мусульмане, как они сами. Возможно была небольшая группа татар, которая прибыла в село Эчкен из Казани и Астрахани, но беженцы, как мы уже сказали, прибыли к мусульманам-татарам, которые здесь жили веками, были коренными жителями, и они стали жить, как один народ. Это вынуждены были признать и сами русские историки:

Старая мечеть в Юлдусе (Иче) Курганской обл.
Старая мечеть в Юлдусе (Эчкен)

«В XVI веке в Тоболо-Иртышском бассейне стали поселяться Казанские татары, – пишут историки Кургана. – Они жили в городах и крупных населенных пунктах. Эти были торговцы, представители духовенство, ученые. Муллы были образованные, знали наизусть Коран. В этот период открываются духовные школы (медресе).» (История Курганской области. Т.5. – Курган, 1999, стр.217-218.)

Да, сюда со стороны Казани прибыла самая лучшая часть народа: мудрецы, ученые, представители духовенства. В это время Сибирское ханство переживало самые лучшие времена, в этом государстве ичкинские татары занимали очень важное место. Но в Сибирское ханство приходит сначала с целью грабежа разбойник Ермак, потом регулярное войско русского государства с целью завоевания татарского государства. Ичкинские татары поднимаются на борьбу во имя защиты родной земли и государства от врага. Хотя и говорится, что это война официально закончилась в 1598 году, но освободительная война татарского народа продолжалось еще долго. Известно по истории, в начале XVII века здесь не было ни одной русской деревни и ни одного русского города, в этих краях жили многочисленные тюрко-татары и в северных районах – малочисленные угоры.

«Не только в XVI веке, но и в первой половине следующего, во всей долине, орошаемой р. Исетью с ее притоками, еще не было ни одного значительного русского поселения, – пишет русский историк А.Дмитриев. – Эта плодороднейшая тогда долина простиравшаяся верст на 300 в длину, представляла собою еще девственную степь, где в редких местах попадались только небольшие поселения башкир, мещеряков и татар. Ныне здесь расположены уезды: южная часть Екатеринбургского, Западная часть Ялуторовского, между ними весь Шадринский уезд и, наконец, северная часть Челябинского. Насколько благодатно была здешняя почва еще в конце XVIII века, видно из свидетельства известного ученого путешествинника того века Петра Палласа, жившего здесь довольно долго. Он пишет, что в его время земледельцы в Исетском крае вознаграждались вдесятеро за свои труды, сея пшеницу, рожь, овес и ячмень. Не смотря на это, и тогда многие десятки тысяч десятин оставались еще не вспаханными… Можно себе представить, какую безлюдную, необозримую степь представлял собой Исетский край в начале XVII века. Русская колонизация подвигалась сюда двумя путями с севера – от Верхотурья, Перми Великой и более дальних городов и с востока – из Тюменского и Тобольского уездов, заселенных русскими раньше Исети…» (Дмитриев А.А. Пермская старина: сб. ст. Вып. 8. К истории зауральской торговли. – Пермь, 1900, стр.33-54.)

Да, с одной стороны, автор прошлого века прав – в начале XVII века около реки Исеть русских не было, но с другой стороны, допускает небольшую ошибку – в этих краях народ, в том числе и тюрко-татары, жили с древнейших времен, так как пишет автор, земли не могли пустовать. В этих краях русские свободно стали ходить только в конце XVII века и в начале XVIII века, до этого между коренными жителями , татарами и пришельцами русскими постоянно шли войны. Вот один пример этому, эти события произошли в середине XVII века в Далматовском монастыре, находившемся недалеко от села Эчкен.

«В Долматове находится Успенский 3-го класса монастырь, основанный на земле тюменского татарина Илигея тобольским дворянином Дмитрием Ивановичем Мокринским, в монашестве нареченным Долматом, – пишут историки 19 века. – В 1640 году Долмат построил здесь деревянный монастырь, который в 1646 г. Татарами или Калмыками был сожжен, при чем убито было несколько монахов и бельцов, а другие взяты были в плен. Долмат спасший себя и чудотворную икону Успения Божией Матери, вскоре построил вновь на том же месте с церковью деревянный монастырь, который в 1662, 1663 и 1664 годах осаждаем был князьками Давлет-Гиреем и Кучуком, происходившими из фамилии Кучума, последнего сибирского хана, но взят не был.» (А.Серафимова. Записка о Шадринском уезде Пермской губернии // Ученые записи Казанского университета. – Казань, 1858, стр.121.)

Как видите, коренные жители – татары с хлебом и солью русских не встречали, а долгие годы с оружием в руках сражались за свою свободу и религию против завоевателей.

Вторая версия о селе Эчкен – якобы это село основано татарскими казаками, которые были направлены для охраны южных границ России. Эта версия соответствует ли правде или нет? Нет, полностью не соответствует, а только частично. То есть, когда в конце 17 века и в начале 18 века начали укреплять южные границы России, действительно, в эти края были направлены казаки татарской национальности для несения военной службы, одна из частей была и в селе Эчкен. Но этот факт не говорит о том, что вот эти татарские казаки являются основателями села Эчкен, что это село состоит только из одних казаков. В селе Эчкен, как и в приграничных деревнях Курганской и Челябинской областей , были нанятые казаки татары, но они не были основной частью населения. Так называемые «беломестные казаки» и драгуны без отрыва от хозяйственных работ должны были выполнять военные обязанности. В селе Эчкен жили также прибывшие со стороны сегодняшней Пензы и Мордовии тюменские мишары, также казаки-татары из Оренбурга, Саратова (Сарытау).

Соборная мечеть в Юлдусе (Эчкен) Курганской обл.
Новая Соборная мечеть в Юлдусе (Эчкен) Курганской обл.

Сегодняшние историки стараются изображать татар-казаков, в том числе и ичкинских татар, воюющими против Кучум хана и татар, но все это ложь. Во-первых, в то время Кучум хан давно был мертв; во-вторых, татары против своих татар не воевали; в-третьих, у побежденного народа не было возможности выбора, он был и казаком, и охранял государственные границы завоевателей, и строил им дороги, города, заводы, выращивал хлеб и разводил скот... Татары никогда не боялись работы; не грабежами жили, а трудом. И последнее, взяв коренных жителей в казачество и заставив их охранять свои границы, Российская империя стремилась руками завербованных татар подавить поднявшихся на борьбу татар, это коварная политика продолжается и сегодня на Северном Кавказе.

Как мы уже говорили, русские в Зауралье, на территории сегодняшней Курганской области, стали появляться в середине XVII века. Сначала сюда пришли военные с оружием в руках и попы с крестами, а за ними тронулись в путь безземельные – бедные русские крестьяне.

«Наибольший прирост населения падает на вторую половину XVII века, – пишут историки. – К концу XVII в. темп колонизации на западном склоне Урала замедляется почти двое, а в Зауралье возрастает тоже двое. Основная колонизационная волна теперь направляется за хребет – на восточный склон Урала… Во второй половине XVII в. южная граница русских земель перешла на реки Исеть и Миасс. В 1644 г. строится Далматов монастырь, ставший значительным центром колонизации юго-восточных районов Урала. До конца XVII в. здесь возникает более двух десятков слобод (Шадринская – 1662; Камышловская – 1666; Катайский острог – 1655 г. и.д.). К каждой из слобод приписывалось по нескольку деревень. В общироном Верхотурском уезде за 56 лет (1624 – 1680) население выросло более чем в семь раз.» (История Урала. Т.1. – Пермь, 1976, стр.62-63.)

Что это может означать? Это означает, что у татарских земель, лесов, степных пастбищ и посевных полей хозяевами стали русские; на месте древних деревень и городов татар возникали русские. С приходом русских начинается земельная тяжба между татарами и русскими, в этой тяжбе русские всегда выигрывают, потому что государство поддерживает их; так татары остались без государства и земли, в своем родном доме, татар ждала жизнь пришельца, и она продолжается веками...

«Очередной поток колонизационного движения на Южный Урал начался с середины XVII в. и растянулся почти на целое столетие, – пишут об этом историки. – В результате русскими крестьянами была заселена территория нынешней Челябинской обл. и Шадринского р-на Курганской обл., или прежней Исетской провинции. Продвижение переселенцев в этот край осуществлялось по р. Исети и ее притоке Миасу.» ( Тарасов Ю.М. Руками крестьянина. Колонизация Южного Урала. – М. Наука, 1984, стр. 38-39.)

В своем государстве веками живших ичкинских татар сначала захватывают, а потом включают их в разное время в составы разных губерний: то в Уфимскую, то в Пермскую, то в Сибирскую, то в Оренбургскую.

«В административно-территориальном отношении земли ичкинских татар сначала входили в Уфимскую, Пермскую и Сибирскую губернию, а с 1737 года – во вновь организованную Исетскую провинцию, которая затем вошла в состав Оренбургской губернии», – пишут об этом местные историки. (Курганская область...стр.58.)

Территория Исетской провинции была огромна, она на юге доходит до казахских степей, на севере до сибирских лесов, на западе тянется до Уральских гор, на востоке до окрестностей Тюмени. Шадринский, Исетский и Окуневский дистрикты, где жили ичкинские татары, входили в состав Исетской провинции.

«Центром Исетской провинции был город Шадринск, позже крепости Чебаркуль (Чыбаркуль – Ф.Б.), Течинск, начиная с 1743 года, был город Челябинск, – пишет татарский ученый Юсупов Фарит. - В 1744 году эта провинция была введена в состав Оренбургской губернии. В первые годы организации Исетской провинции башкиры, татары, мишары составляли основную часть населения (Витевский, 1891, 450-451). Исетская провинция, в свою очередь, была разделена на 14 волостей. Начиная с 1798 года, для управления жителями территории Башкортостана и Урала вводится система кантон.» (Юсупов Ф.Ю. Сафакулевские татары: история, язык, фольклор. - Казань, 2006, 31 стр.)

В Юлдусе(Эчкен) Курганской обл.

Таким образом, за короткий срок для управления коренным населением создается целая система – государственные структуры управления, для охраны этих структур даются войска, а для распространения христианства направляются в Зауралье и Сибирь попы, служители церкви, вырастают десятки церквей-монастырей. Если русские крестьяне претендуют на татарские земли, то деятели православной церкви наступают на веру и религию татар. В 1620 году в Сибири в г. Тобольск открывается первая христианская епархия и начинается насильственное крещение местных жителей. Насильственное крещение и во времена царя Петра 1, и после него принимает жестокий характер. За то, что татары-мусульмане не хотят принять христианскую веру, их сжигают живьем на кострах, топят в водах рек и озер и навечно заключают в монастыри... Да, в то время монастыри исполняли роль тюрем. В результате, часть местного населения, вынуждены были принять христианскую веру. На сегодняшний день вокруг села Эчкен Курганского края большинство среди русских деревень носят татарские названия, в них живут русские, которые по своему внешнему виду напоминают татар, в их говоре до сих пор сохранилось цокание сибирских татар.

«Исследователи второй половины XIX в. отмечали, что татарское население по рекам Таре и Иртышу подвергалось обрусению и смешению через браки с русскими, – пишут об этом историки. – Несмотря на вышеприведенные примеры, на территории Среднего Прииртышья не происходило широкой ассимиляции татар, в отличие, к примеру, от бассейна р. Исеть, где в течении XVII в. татарское население сменилось русским.» (Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. – Омск, 2006, стр.102.)

Обратите свое внимание! Какой страшный итог – здесь сказано, что по реке Исеть живущие татары полностью обрусели! Сюда входят пришельцы – русские, также насильно крещеные татары, ставшие русскими через несколько поколений... В таких страшных условиях, когда с одной стороны, грозят оружием, с другой стороны, – крестом, наверное, нелегко было остаться татарином мусульманином? С любой стороны татарам угрожала смерть и уничтожение их веры тоже. Поэтому, наверное, ичкинские татары, чтобы спасти свою национальную принадлежность и веру, вынуждены были стать казаками, потому что военным казакам не так сильно придирались.

Конечно, эти процессы крещения и обрусения спокойно не проходили, между местным населением и русскими постоянно происходили столкновения. Но пришло такое время, когда русских стало в два раза больше, чем местное население. В таком окружении русских ичкинским татарам, чтоб остаться в живых, пришлось наняться казаками и нести военную службу. На это свое внимание обратили и русские ученые:

«...Высокая степень конфликтности...в Южном Заурале определила и количественные показатели этнического состава населения, – пишет историк В.Меньшиков.. – Так по Исетской провинции с 1719 по 1762 г. за 43 года русское население увеличилось на 108,1% (среднегодовой прирост 2,5%), башкирское – на 25,3% (среднегодовой – 0,6%), татарское – на 49,7% (среднегодовой на 1,9%). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об активности русской колонизации, что привело к значительному сдерживанию роста башкирского населения в этом районе. Татарское население росло же лишь за счет естественного прироста, не испытывая давления со стороны русской колонизации. Татары, проживавшие в Южном Зауралье с XVI века, достаточно легко интегрировались в российское общество, что отчасти можно объяснить тем, что они уже в XVII веке, так в наказной грамоте на основании Крутихинской слободы говорится: «…Не стесняя татар ясашных, жить в той слободе от калмыках воинских людей с бережением…» Отношение же с татарами, пришедшими в Южное Зауралье значительно раньше русских, имеет достаточно мирный и бесконфликтный характер.» (Меньшиков В.В. Особенности межэтнических контактов в Южном Зауралье в XVII-XVIII веках // Россия и Восток: Проблемы взаимодействий. – Челябинск, 1995. 4. II Русская колонизация Урала, стр.35-37.)

Автор в основном дал правильную оценку событиям и национальным отношениям, происходившим в XVII - XVIII веках в Зауралье, но допустил некоторые неточности. Во-первых, татары в Зауралье Курганского края жили не только с XVI века, а они жили и были главными хозяевами этих земель еще во времена Сибирского ханства, Золотой Орды, Тюркских Каганатов. Во-вторых, между татарами и русскими здесь происходили крупные столкновения, сначала татары, защищаясь, воевали, потом – неся военную службу с русским, сумели сохранить себя, как нация. В-третьих, русские не могли одни противостоять здесь идущим с Востока, как саранча, полчищам калмыков и поэтому они вынуждены были сделать ичкинских татар своими союзниками, таким образом, за спиной татар сумели сохранить жизнь тысяч русских...

Да, о насильственном крещении, шедшем на Урале и в Сибири в конце XVII века и в первой половине XVIII века, в истории мало освещено, для русских эта тема считается неудобной. В этих краях крещение превратилось в жестокое насилие, насильственно крещеные татары вынуждены были отказаться не только от своей религии, но даже от своей национальности. Поэтому здесь, кроме нугайбакских татар Челябинской области, нет крещеных татар, остальные крещенные татары через несколько поколений влились в состав русской нации, потому что они полностью оказались в окружении русских, среди церквей и монастырей остаться мусульманином-татарином было крайне тяжело. В 1742 году 19 ноября в Петербурге Сенат издает указ о том, что в Казанской губернии, на Волге-Урале, в Сибири запретить строительство новых мечетей , а существующие уничтожить. На основании этого указа были разрушены и сожжены тысячи мечетей татар между Волгой и Уралом, в Сибирском, Астраханском и Оренбургских краях. Как видно из данных архивных документов, в Казанской губернии из 536 мечетей 418 уничтожено, в Сибири из 133 мечетей сожжено 98, в Астраханской губернии из 40 мечетей 25 уничтожено, 270 тысяч татар насильственно крещено.

В Соборной мечети Юлдуса(Ичи) Курганской обл.
Встреча с прихожанами мечети в Юлдусе (Эчкен)

Так как речь идет о Сибири, об ичкинских татарах, то необходимо рассказать, как же шло в этих краях уничтожение мечетей татар.

«Тяжелее всего эти ограничения сказались на сибирских татарах, – пишет историк Айдар Ногманов. – К примеру, в начале 40-х гг. XVIII в. только в Тобольском уезде было сломано 66 мечетей и на 5843 души мусульманского населения их осталось всего 23. В Тюмени и уезде было сломано 19 мечетей, оставлено 13. В результате к оставшимся мечетям приписывалось население, живущее за 70 и более верст от них, что порождало огромные неудобства для верующих.» (Ногманов Айдар. Самодержавие и татары. – Казан, 2005, стр.112.)

Особенно невыносимо тяжелое положение местного населения было в Оренбургском, Челябинском, Курганском краях, где царское самодержавие по отношению к татаро-башкирам проводило в прямом смысле этого слова инквизицию; за то, что они после насильственного крещения обратно вернулись в свою веру Ислам, их сжигали живьем на кострах. Как видно из архивных документов, 20 июня 1738 года такая казнь, по указу царя, была совершена над татарином Сибирской дороги Тайгулды Жуляковым – он сожжен на костре; 30 апреля 1739 года была живьем сожжена на костре 60-летняя ичкинская татарка Кисянбика Байрасова, родом из д. Сакаул рядом с д. Муслимово.

«Пойманную татань-башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впередь, на то смотря, другие казнились», – говорится в донесении генерала Соймонова к царице. А царица Анна Ионовна приказывает: «По Указу Ее Императорского Величества...оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещенная обасурманилась, учинить смертную казнь – сожечь». (ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818, стр.243-245.)

«Огромная территория, именуемая Сибирью, с древнейших времен была населена многочисленными народами, – пишет историк Карцев. – В XVI-XVII веках происходит завоевание и колонизация этой страны русским царизмом. С этого времени Сибирь стала ареной открытого грабежа и жесточайшей эксплуатации трудящихся, оказавшихся под двойным гнетом… С XVIII в. начался новый период в истории народов северо-западной Сибири… Правительство Петра I, стремясь к созданию единой великой Российской империи, поставило перед собой новую задачу: провести быструю руссификацию всех завоеванных земель и народов. Основной опорой царской власти в его руссификаторской политике являлась церковь… Руссификация населения для правительства стала необходимостью. В ее осуществлении первое место по праву принадлежало церкви.» (Карцев В.Г. Очерк истории народов Северо-Западной Сибири. – Москва, 1937, стр.3-68.)

Несмотря на такие невыносимые условия жизни, ичкинские татары сумели выжить, сумели остаться мусульманами-татарами – это само чудо, благодарность Аллаха. К сожалению, они тоже вынуждены были положить часть своих сородичей на алтарь крещения. Отступали, отдавая такую жертву, хотя в малом количестве, но сумели себя сохранить. На сегодняшний день ичкинские татары живут в полном окружении русских, несмотря на это остаются хранителями своей национальности и своей религии, остаются эчкенцами, как их предки, потому что опорой всему этому являются крепкие древние корни, сильный национальный дух, вера в ислам. Вместе с присоединившимся к древним скифо-гунно-тюркским корням, к Урало-Сибирским основам Казанско-Астраханские татаро-мишары стали причиной возникновения в этих лесостепях непоколебимой скалы...

Надо сказать и то, что ичкинские татары издавна были образованными, просвещенными людьми, поэтому их с большим желанием брали на царскую службу, привлекали на писчую и переводческую работу (были писарями и переводчиками). На это обращали внимание и местные историки:

«Ичкинцы несли службу по охране восточных границ России от нападений степных феодолов, т.е., были служивыми татарами, – пишут об этом местные журналисты. – В отличие от башкир и сибирских татар, ичкинцы издавна занимались хлебопашством, рыбаловством и торговлей. Академик П.С.Паллас еще в XVIII в. дал высокую оценку состоянию земледелия у татар и писал, что они «бесспорно, самые прилежнейшие земледельцы».» («Шадринская новь», 6 января 1989 г.)

Как видим к концу XVIII века ичкинские татары встали на ноги, окрепли, даже в окружении русских остались татарами-мусульманами. Имея большие деревни и села, неся военную службу, они не забывали и о духовной стороне жизни – строили мечети- медресе, учились и распространяли знания, писали книги, занимались торговлей. Ичкинские татары были талантливыми, деловыми и образованными людьми, да, присоединившись к ичкинским татарам – потомкам скифо-гуннов, живущим за Уралом, образованные казанские татары, деловитые пензенские мишары–татары сделали этот народ ещё более сильным. В конце XVIII века деревня Эчкен становится духовным центром, который готовил не только деятелей религии, но и деятелей светского образования – его свет и помощь доходит не только до соседней деревни Кызылбай, но находящихся далеко татарских деревень Элман, Очкул (Шабай), Караболак, Багаряк, Муслим, Коншак и в других сел… Ичкинские татары от других тюркских народов, которые живут вокруг них, отличаются своей высокой культурой и образованностью, на это обратили внимание и местные историки:

Закат в Юлдусе(Эчкен) Курганской обл.

«Татарское население Южного Зауралья формировалась в течении нескольких столетий, – пишут они. – В этом процессе, кроме собственно ичкинских татар, принимали участие и другие тюркоязычные народы: ногайцы, зауральские башкиры, сибирские татары – в основном, кочевники. В отличие от них, ичкинцы издавна занимались хлебопашеством, рыболовством и торговлей и считались более культурным народом. Ичкинские татары высоко ценили письменное слово, бережно относились к памятникам книжного искусства.» (Курганская область. – Курган, 1993, стр.56-57.)

Да, ичкинские татары, будучи издревле оседлым народом, жили строя тысячелетиями деревни и города, занимаясь хлебопашеством и рыболовством, веруя в ислам, издавая книги – это вынуждены были признать и ученые. Выше названные свойства ичкинских татар говорят о том, что в них сохранились древние традиции государственности. Ичкинские тюрко-татары сумели сохранить в веках оставшиеся от древних скифо-гуннов лучшие качества нации, еще более закрепив их благодаря исламской вере. Если в окружении русских для защиты себя как татар необходим был сильный национальный дух, то в христианском окружении для защиты мусульманства необходим был Ислам.

«В Ичкинской и в Катайской волостях все население на 100% составляли мусульмане, – пишут историки Кургана об этом. – Подавляющее большинство населения составляли ичкинские татары. Ичкинская волость была одной из немногих волостей в Челябинском уезде с татарским населением, причем с самобытным татарским населением, кое-чем отличавшимся даже от казанских татар.» (История Курганской области..стр.307-316.)

Это оценка XVIII века. В начале XIX века в Ичкинской волости почти полностью жили татары, также в Катайской волости их было большинство, и они были мусульмане. Также это является ответом башкирам и русским, которые в Зауралье, в Курганский край переселились только в XVIII веке, они пришли в край, где хозяевами земли были коренные жители – татары. Конечно, земли было мало, не хватало, потому что было очень много озер и их даже сейчас 2,5 тысячи, часть земли занимали тысячелетние сосновые леса… Пахотных земель было недостаточно, по этой причине за каждую пядь земли шла жестокая борьба. В середине XVIII века сюда из русских краев стали переселять безземельных крестьян, к ним присоединились кочевые башкиры. В результате этого ичкинские татары чуть не остались без своих земель. По этой причине они многократно ездили в Москву с просьбой о помощи, по этой же причине простые люди с оружием в руках сражались в рядах пугачевцев…

«К середине XVIII века часть земельных владений ичкинцев в результате колонизации края была отторгнута, что создавало им немало проблем, – пишут местные краеведы.. – В 1767 году сотники Ичкинской волости Исетской провинции Ибрагим Тынкачев и Мансур сын Субханкула с наказом от ичкинских татар поехали в Москву для участия в уложенной комиссии Екатерины II , которая созывалась для разработки нового свода законов Российской империи. Из наказов видно, что они просили, чтобы земли ичкинские не трогали. Отторжение ичкинских земель явилось одной из причин их участия в крестьянской войне под предводительством Пугачева.» (Ф.И.Шакирова. Вехи истории…стр.13.)

Участие ичкинских татар в Пугачевском восстании требует специального изучения, но фактом является то, что они, пользуясь благоприятными обстоятельствами повернули свое оружие против завоевателей. Как видно из устного народного творчества и песен-баитов, ичкинские татары воюя вместе с Пугачевым, дошли до Казани, частью попали в плен и были осуждены. В последующей главе нашего труда мы на этом остановимся более подробно, иншаллах!

Да, ичкинские татары всегда отличались от других своим трудолюбием, чистоплотностью и образованностью, на все это русские ученые того времени обратили свое внимание. В этих краях еще в те времена в татарских деревнях было одна или несколько мечетей, рядом с мечетью работали медресе-школы, в них дети получали знания на татарском, арабском, турецком и персидском языках. Если до 1858 года в Эчкенском медресе обучение в основном велось на арабском языке, то в 1858 году открывается официальная школа, где дается привилегия татарскому языку. В 1886 году в деревне Эчкен царским правительством открывается учебное заведение «Министерское народное училище», в нем начинают обучать детей русскому языку и это учебное заведение называют «русско-татарской школой». (Эти сведения взяты: «Из материалов исследования Ялуторовского округа 1893-1894 гг. и Календаря справочника Шадринской Земской управы на 1917 год» - Шишенко В. «Описание народных училищ в уездах.» – Екатеринбург, 1878.)

Только вот у местного историка Бирюкова по этому вопросу есть свой взгляд:

«Переходя к культурной жизни (ичкинских татар), нужно отметить, что царское правительство проводило политику обрусения, – пишет он. – До революции существовали 3 русско-татарские школы и одна библиотека. Обучение велось исключительно на русском языке.» (Бирюков В.П. Природа и население Шадринского округа. – Шадринск, 1926, стр.132.)

Да, ученый прав – в татарские деревни, в том числе в деревню Эчкен, вместе с государственными школами пришли русский язык и русское влияние, все это стало разрушать веками сформированное национальное самосознание татар. Это было началом полного уничтожения татарской нации… Тяжелые последствия этого мы видим сегодня: в татарских деревнях за Уралом, в Сибири, в том числе и в деревне Эчкен, в школах все предметы ведутся только на русском языке, а татарский язык – как предмет, как иностранный язык – 1 или 2 часа в неделю, и то не во всех татарских школах. Поэтому татарские дети, живущие в этих краях, не могут прочитать литературу на родном языке, имеющую тысячелетнюю историю, не могут создать на родном языке литературные произведения, таким счастьем они обделены…

Как было уже сказано, ичкинские татары жили не только в деревне Эчкен, но и в нескольких десятках других деревнях от Урала до Иртыша. По результатам переписи населения 1868 года выходцев из деревни Эчкен и проживающих в деревнях Альменево (Элман) было 1291 ч.; в д. Вишняково (Бишняк) – 523 ч.; в д. Иванково (Алманкул) – 626 ч.; в д. Тузывал – 617 ч. А в начале XX века количество жителей в этих деревнях намного выросло: в Альменеве (Элман) – 1705 ч., в Вишнякове (Бишняк) – 640 ч., в Иванкове (Алманкул) – 745 ч., в Тузывале – 859 ч., в Шабае (Очкуль) – 872 ч. В 1900 году в деревне Альменево берется на учет 328 хозяйств, 2 мечети, одна татарская школа и работало 12 ветряных мельниц. (Эти сведения взяты из книги Файрузы Шакировой «Вехи истории Альменевского района». – Альменево, 2007, стр.15.)

Из этой книги местного краеведа Файрузы Шакировой мы узнаем, что в каждой из этих деревень была мечеть-медресе:

«По архивным данным в конце XIX века в каждой ичкинской деревне была мечеть и при ней медресе (магометанская школа), – пишет она. – В медресе в основном учились мальчики, а девочки обучались у абыстаев-женщин, более-менее умеющих читать и писать в арабской транскрипции... Более зажиточные татары посылали своих сыновей в Каргалы (под Оренбургом), в Бухару... Позднее, в начале XX века, ездили на учебу в г. Троицк… Ичкинские татары высоко ценили письменное слово, бережно относились к памятникам книжного искусства.» (Там же, стр. 16-17.)

В то время в Шадринском уезде было более 50 мечетей, их строили богатые татары и содержали вместе с местным населением. В XIX веке мусульманские мечети были не только в татарских деревнях, но и в находящихся вблизи городах. Это говорит о том, что татары снова начинают осваивать городскую жизнь. Да, татары, в том числе эчкенские, кроме своих деревень в ближайших городах имели дома, занимались торговлей, активно участвовали на ярмарочной торговле, но царское правительство их даже близко не допускало к власти (любой).

«К 1870 году в Шадринском уезде было учтено 82 православные церкви и 43 мечети, мусульмане составляли 10% населения по переписи 1897 года, – пишут об этом историки.. – Появились они и в крупных городах: Шадринске (1894), Кургане (1912). Мусульманские купцы со всей страны и Средней Азии участвовали в крупной Крестовско-Ивановской ярмарке близ Шадринска. Одноко, несмотря на рост мусульманского городского населения в связи с прокладкой железной дороги и торговлей(так мусульманская община г.Кургана с 1897 по 1909 год выросла в 20 раз), они не были представлены в органах госвласти. Так, в Шадринской городской думе созыва 1898 года не было ни одного мусульманина. Этим объясняется столь активное участие мусульман Зауралья в революционных событиях 1917 года, когда они занимали сторону РСДРП(б).» (Ислам на Урале... стр.125.)

Да, татары также активно участвовали в Пугачевском восстании, не оставались в стороне от Российских революций, потому что они добивались соблюдения их национальных и религиозных прав. Татары, в том числе и эчкенцы, не с помощью царского правительства, а своим трудолюбием и старательностью крепко стояли на ногах и вели достаточно хороший уровень жизни. В конце XIX века и в начале XX века и в деревне Эчкен происходят большие перемены. Здесь еще в прошлые века существовали две мечети и медресе.

«В документах ГАПК и ГАСО мечеть в Ичкине впервые упоминается в 1900 году, хотя о существовании магометанской школы известно с 1858 года, – пишут историки. – В 1914 году на средства жителей села была построена большая 1-этажная мечеть, ее имамом был Насибулла-мулла.» (Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. - Москва-Нижний Новгород, 2009, стр.334.)

Да, в 1914 году на деньги Нигъматуллы хажи и на средства жителей в селе Эчкен была построена новая большая мечеть, ее имамом был Насибулла мулла. По итогам переписи населения 1915-1916 годов в селе Эчкен проживало 2764 человека. В то время это было большое число, такое количество составляли жители одного среднего города.

К 395 домам приходилось 605 лошадей, 370 коров, у жителей села Эчкен было около тысячи десятин пахотной земли. Из всего этого видно, что в селе безлошадных людей не было, некоторые держали даже несколько лошадей, кроме этого разводили и других животных. Все это говорит о зажиточной жизни эчкенцев. Кроме земледелия и животноводства, ичкинские татары занимались рыболовством, охотой, ремесленничеством, в сосновом лесу собирали ягоды и их сушили; все необходимое в хозяйстве изготавливали сами, а лишнее продавали на сельских и городских базарах.

Татары села Эчкен не отстают от современных требований жизни и новшеств, используя в хозяйстве новую технику. Это видно по результатам переписи населения 1915-1916 годов, в это время в селе было 3 железных сеялки, 5 уборочной техники, 2 фабричной бороны, 2 огнетушительной машины. Одна часть ичкинских татар продолжает заниматься торговлей. Это видно в том, что в 1911 году в селе создается общество потребителей, там было 37 члено-пайщиков. В 1916 году этим кооперативом было продано товара на сумму 6246 рублей, годовой доход составлял 1280 рублей. Село Эчкен становится волостным центром и здесь каждый вторник проводится базарный день. (Эти сведения взяты из книги С.Чернышева «Русские на Исети». Шадринск, 1999, 140 стр.)

Еще хочется добавить к сказанному, в 1914-1915 годах в селе Эчкен детей школьного возраста было 240, из них только мальчики обучались в школе. Вот что пишется об этом в исторических источниках:

«В Ичкинской волости Шадринского уезда Пермской губернии в 1914-1915 гг. было детей школьного возраста – 240. Из них обучалось мальчиков – 33, девочек – нет. В 1915-1916 гг.: мальчиков – 22, девочек – нет.» (Календарь-справочник на 1917 г. Шадринского земства.)

Известно, что до Октябрьской революции в селе Эчкен жили очень богатые люди, знаменитые религиозные деятели: хаджи, шаехи, ахуны. Среди них особо выделялись такие купцы: Гариф бай, Гыйлажетдин бай, Таминдар бай, Даулатча бай, Фасык бай, Хайретдин бай. Они все в селе Эчкен и близ лежащих деревнях имели свои магазины-кибеты каменной постройки, свои торговые дела вели в городах: Казань, Омск, Пермь, Ташкент, Астрахань, Оренбург и других.

Шавали бай был тоже состоятельным человеком, но в то же время в селе служил муллой. Исхак бай в русской деревне Кресты, недалеко от села Эчкен, держал двухэтажную харчевню, в селе у него в семи конюшнях стояли лошади самой хорошей породы. Кормангали бай тоже был очень трудолюбивым, старательным человеком; своим крепким характером и хозяйством был примером для других. Шакир мулла был в селе ахуном, совершил хадж в Мекку и не вернулся; во время Советской власти его двух дочерей отправили далеко в Сибирь. Да, во времена Сталинской репрессии всех названных эчкенских богатых людей со своими семьями сослали в сторону Тобольска…

Как было уже сказано, Эчкен с давних времен был религиозной деревней, были свои мечети и медресе. В них в разные годы несли службу такие имамы: Нигъматулла хаджи, Шайкамал мулла, Шакир мулла, Йосыф мулла, Муса мулла, Насыйбулла мулла, Вакил мязин, Шавали мулла, Шаймухаммат мулла и другие. Даже в годы Советской власти в селе сохранили религиозные обычаи. Такие жители села, как Сонгатулла, Шайхи, Шайнур, Мохамматнаби, Ахматвали, исполняли обязанности муллы. В селе от этих образованных, религиозных, знатных семей, к сожалению, осталось лишь одно название «Улица Белокостная» («Аксояк»)…

Известно, что в селе Эчкен были свои мастера серебряных дел, ювелиры. К примеру, еще до Октябрьской революции Булатов Шайкамал со своими сыновьями Ашрафом и Исхаком делали предметы украшения из серебра: браслеты, серьги и посуду. Это еще раз доказывает, что эчкенцы сохранили и продолжили развивать традиции древних мастеров в создании ювелирных изделий из серебра и золота. К сожалению, еще до революции дом и мастерские этих ювелиров сгорели, от такого тяжелого удара отец Шайкамал умер, а сыновья со своими семьями сначала уехали в город Екатеринбург (Свердловск), потом в сторону Ташкента…

Таким образом, в 1917 году заканчивается история села Эчкен и ичкинских татар в составе колониальной Российской империи и начинается новый этап. Но приносет ли Октябрьская революция татарскому народу долгожданную свободу? После Октября истекло около 100 лет, сейчас мы четко можем сказать – нет. В течение 70 лет эчкенцы вынуждены были жить без мечети; село Эчкен осталось без татарской школы и … без древнего названия, ему приклеили чуждое имя Юлдус…

Список старост и духовных лиц Ичкинской Юрты

1859 г. – управляющий Юртой №11 и Юртой №13 д. Эчкен и Сибиркино – заурядный хорунжий Хабибуллин;
1859 г. – мулла Ягудин;
1866 г. – эчкенский сельский староста- Абдулгазиз Мурзин;
1866 г. – сборщик денег (налог) – Зарулла Тагиров;
1868 г. – сельский староста (Эчкен) – Ягудин;
1872 г. – сельский староста (Эчкен) – Ашрап Гайнуллин (грамотный, расписался на арабском);
1872 г. – сборщик податей – Мухамедяр Абдулвахитов (роспись на арабском);
1888 г. – сельский староста – Губайдуллин;
1896 г. – указной мулла Соборной мечети (Эчкен) – Мухамад Шариф, Мухамад Галимов;
1897 г. – сельский староста (Эчкен) – Рамадан Абдул Гафаров;
1897 г. – указной мулла Сибиркинского прихода – Жемалутдин Абдул-Халиков;
1901 г. – сельский староста – Абдул Заминов;
1901 г. – избран лесной сторож сроком на 12 лет, т.е., до 1913 года – Мухатед Вали Мухаммед-Каримов, он был неграмотным. Договор за него подписал Ахметжанов;
1902 г. (март) – староста Эчкенского общества – Рамазан Абдул Гафаров; 1902 г. (май-июль) – сельский староста – Г.Шагабетдинов;
1905 г. – сельский староста – Губайдуллин;
1906 г. – сельский староста – Ишниязов;
1908 г. – сельский староста – Насрутдинов;
1909 г. – мулла Терсюкской Соборной мечети – Ахмет Салих;
1909 г. – мулла Кызылбайской Соборной мечети – Садиков;
1910 г. – указной мулла Кызылбайской мечети – Кульмухамед Мухаммед Фаизов.

(Список составлен по материалам Шадринского городскога архива Курганской области.)

Использованные источники и литература

  1. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818, стр.243-245.)
  2. Бирюков В.П. Природа и население Шадринского округа. – Шадринск, 1926
  3. Дмитриев А.А. Пермская старина: сб. ст. Вып. 8. К истории зауральской торговли. – Пермь, 1900.
  4. Из материалов исследования Ялуторовского округа 1893-1894 гг. и Календаря справочника Шадринской Земской управы на 1917 год.
  5. Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. - Москва-Нижний Новгород, 2009 .
  6. История Курганской области. Т.5. – Курган, 1999.
  7. История Урала. Т.1. – Пермь, 1976.
  8. Календарь-справочник на 1917 г. Шадринского земства.
  9. Карцев В.Г. Очерк истории народов Северо-Западной Сибири. – Москва, 1937. Курганская область. – Курган, 1993.
  10. Меньшиков В.В. Особенности межэтнических контактов в Южном Зауралье в XVII-XVIII веках // Россия и Восток: Проблемы взаимодействий. – Челябинск, 1995. 4. II Русская колонизация Урала.
  11. Ногманов Айдар. Самодержавие и татары. – Казан, 2005.
  12. Серафимова А. Записка о Шадринском уезде Пермской губернии // Ученые записи Казанского университета. – Казань, 1858.
  13. Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. – Омск, 2006.
  14. Тарасов Ю.М. Руками крестьянина. Колонизация Южного Урала. – М. Наука, 1984.
  15. Чернышев С. Русские на Исети.-. Шадринск, 1999.
  16. «Шадринская новь», 6 января 1989 г.
  17. Шакирова Ф.И. Вехи истории Альменевского района. – Альменево, 2007.
  18. Шишенко В. Описание народных училищ в уездах. – Екатеринбур, 1878.
  19. Юсупов Ф.Ю. Сафакулевские татары: история, язык, фольклор. - Казань, 2006.

См.также: Ахмадулла, мурза Ичкинского Юрта

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх