Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово

Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Мусульманские
праздники и памятные
даты текущего года


Ural,Tatars,Nuclear



Татароведение

История

  

Фаузия Байрамова,
писатель, кандидат исторических наук,
председатель Милли Меджлиса татарского народа


ЗАВОЕВАНИЕ СИБИРСКОГО ХАНСТВА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Доклад на Всероссийской научной конференции «Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (/XV- третья четверть XVIII в.) .»
Казань, Институт истории АН РТ им. Ш.Марджани, 20 мая 2008г.

Практически во всех советских и российских энциклопедиях завоевателем Сибири значится казачий атаман Ермак, именно это на протяжении последних четырех веков в своих трудах пытаются доказать российские историки, именно о нем как о завоевателе Сибири снимаются исторические киноленты и именно ему по всей России и Сибири ставятся памятники. Соответствует ли, однако, это действительности, и действительно ли завоевателем Сибири является Ермак или же это ложь, измышленная для «сокрытия правды»?

Кучум хан Күчем Küçem han

В «Татарском энциклопедическом словаре» говорится, что «Сибирское ханство возникло в 20-ые годы 15 века и перестало существовать после убиения в 1598 году Кучум хана в результате потери независимости и присоединения к России». (Татарский энциклопедический словарь. Казань, 2002, стр.558) Что касается самого похода Ермака на Сибирь, то некоторые историки пишут, что он начался 1 сентября 1581 года («Есиповская летопись», Миллер Г.Ф., «История Сибири», Шеглов И.В., «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири», Хади Атласи, «История Сибири» и др.), тогда как другие пишут, что он начался 1 сентября 1582 года. (Скрынников Р.Г., «Сибирская экспедиция Ермака», Габдельбар Файзрахманов «История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века» и др.) Ермак, как пишут об этом некоторые историки, был убит воинами Кучум хана на месте слияния рек Вагай и Иртыша 5-6 августа 1584 года, тогда как некоторые утверждают, что 5-6 августа 1585 года.

Как бы там ни было, Ермак провел в Сибири всего лишь 3 года своей жизни, и как и в случае со взятием Наполеоном Москвы, завоевал лишь Искер, столицу Сибири. Тогда как Кучум хан и после смерти казачьего атамана на протяжении ещё 15 лет сражался против русских войск с мечом в руках. Если быть более точными, то можно сказать, что имя Кучум хана перестает упоминаться в летописях лишь с 1601 года, а это значит, что более вероятно, что и дата его смерти не 1598, а 1601 год.

Да, желание завоевать Сибирь было у России (Московии) и до Ермака, о чем свидетельствуют и исторические документы. Так ещё в 1558 году Московский царь всея Руси Иван IV дает разрешение купцам Строгоновым на разграбление не принадлежащих ему Сибирско-Уральских земель. А 30 мая 1574 года, на основании жалованной грамоты, он передает во владение тем же купцам Строгоновым большую часть принадлежащих Кучум хану, то есть, другому государству, земель, позволив им строить там крепости, содержать вооруженную охрану, обрабатывать металл и сеять пшеницу, а также велит вынудить сибирский народ покориться и платить им дань. (Бахрушин С.В. Пути в Сибирь в XVI-XVII вв.// Бахрушин С.В. Научные труды т.III. ч.I.- М., 1955, стр.93) За это царь Иван на 20 лет освобождает Строгоновых от всех налогов и оброков! И это тогда, когда сам Кучум хан, в соответствии с заключенным договором о мире, отрывая от своего народа, ежегодно выплачивал Москве оброк в 1000 песцовых шкур! Времена, когда он писал Ивану Грозному: «Хочешь мира – будем жить мирно, хочешь воевать – будем воевать»…

Царю Ивану же Сибирь была нужна полностью и поэтому он начал готовиться к войне. И если первым этапом завоевания Сибири была Строгоновская экспансия, то Ермак стал лишь её продолжением, однако воплотить задуманное до конца смогла лишь регулярная российская армия. В 1570 годы Строгоновы становятся хозяевами 8 миллионам десятин Сибирско-Уральских земель, где строят такие крепости, как Соликамская, Конкор, Орел-Каргедан, Чусовская и, прибегая к помощи наемных казаков бандитов, совершают набеги на земли, нынче принадлежащие ханты-мансийцам, где не остается ни одного не разграбленного ими селения. Видя, что за его спиной Москва, которой взамен на мир Кучум хан платит оброки, грабит его земли, он перестает платить оброк и выступает против Строгоновых с военным походом.

Тем временем на той стороне Урала к Строгоновым присоединяются и бежавшие от царских войск, устроивших на Волге кровопролитную резню, разбойники Ермака. За нападение летом 1577 года на посольство России в Персию, убийство посла Карамышева и присвоение предназначавшихся персидскому шаху даров, Иван IV приговаривает Ермака и его головорезов к смерти. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Москва, 1999, стр.335. Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами, 1582 год, ноября 16.) «А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Ногайской ордою, послов ногайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцев грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили; и им было вины свои покрытии тем, что нашу Пермскую землю оберегать, и они зделали с вами вместе по тому ж, как на Волге чинили и воровали…» (Указанный труд, там же.) То есть, царь Иван приговаривает Ермака и его казаков, если тот не станет должным образом охранять Пермскую землю, к повешению.

Узнав, однако, новость о том, что Ермак «завоевал землю сибирскую», Иван IV меняет свое мнение о Ермаке на противоположное. Об этом, похваляясь, сам Ермак писал Российскому царю следующее: «… взял Сибирское царство, победил и обратил в бегство хана Кучума, многих татар, остяков, вогулов привел к шерти быть под царскую руку и давать им ежегодно ясак». Письмо было доставлено и вручено царю Ивану атаманом Ермака Иваном Кольцо весной 1583 года. Таким образом, приговоренный не так давно к смерти Иван Кольцо и находящиеся рядом с ним атаманы в один миг перестают быть врагами государства Российского, а Ермаку вместе с шубой с плеч самого царя Ивана и с железной кольчугой, даруется новая жизнь. Помимо этого, в помощь Ермаку царь Иван посылает в Сибирь своих воевод - князя Семеона Болхонского и Ивана Глухова с 500 вооруженных солдат, отправляет вместе с ними христианских религиозных деятелей, архиереев и попов, позже к этому крестовому походу на Урале присоединяются и 300 бойцов Строгонова. (Сибирские летописи. – Спб., 1907, стр.346.)

Как нам известно из истории, в этом своем походе завоевать Сибири Ермак не смог, однако захватить столицу ханства Искер и разграбить близлежащие ему города и села он всё же сумел. В первую же зиму, оказавшийся в руках Ермака Искер, оказывается в осаде, в результате чего от голода умирают многие его жители. Прибывшие же следующей осенью из Москвы духовенство и тысяча солдат, оказываются не только не способными чем-либо помочь, но и усугубляют сложившуюся ситуацию, таким образом, оказавшийся и следующей зимой в осаде Искер начинает потихоньку вымирать, вина в чем, не в меньшей мере, лежит и на Ермаке. Оказавшиеся в Искере и