Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв



i-mulla

takbir.ru









ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Труды исламоведа Тауфика Ибрагима

Тауфик ИбрагимТауфик Ибрагим,
главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН,
председатель Российского общества исламоведов

КОРАНИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

Тезисы доклада на Третьей Московской международной конференции по сравнительной философии на тему: «Философия и наука в культурах Востока и Запада» (Институт философии РАН, 21 - 26 мая 2012г.)

В отличие от христианского мира, где идеи конкордизма не получили официальной поддержки и с середины прошлого столетия фактически сошли со сцены, для ислама Нового и Новейшего времени характерно все громче звучащее заявление о единстве Корана и науки, о сущностном согласии между ними. Значительное распространение получают «сциентические» интерпретации Писания, обнаруживающие в нем предвосхищения тех или иных научных открытий, в чем порой усматривается очередное свидетельство его божественного происхождения. Активно разрабатывается «теология науки», «исламская философия/эпистемология науки» и близкие к ним планы по «исламизации науки», «исламизации знания» вообще. Исходными принципами здесь преимущественно служат соответствующие установки Корана касательно соотношения веры/религии и разума/знания, получившие развитие в пророческом Предании (Сунна) и творчестве мусульманских мыслителей классической эпохи. Ниже мы остановимся на главных таких установках, рассматриваемых с реформаторско-модернизаторской точки зрения.

1. Культ знания

В арабо-мусульманской литературе наука/ученость обозначается термином ‘ильм, одновременно указывающим и на знание вообще. Расцвету науки в мусульманском мире классического периода содействовал культ знания, в утверждении которого первейшую роль играли интеллектуалистские установки Корана и Сунны.

Весьма символично, что первым словом, которым архангел Гавриил обратился к Мухаммаду, призывая его на пророческое служение, было: «Читай!» и что в начальных строках первой (в хронологическом порядке) суры-главы Корана прославляется Бог именно как творец, научивший человека письму (96:1-5). Также и последующую суру (68-ю) открывает Божья клятва орудиями письма – чернилами и пером.

Словно рефреном в Коране звучат выражения типа «размышляйте», «вникайте», «неужто они не разумеют», «для людей понимающих». Слово ‘ильм и однокоренные с ним фигурируют в более чем 750 стихах Писания (из общего числа стихов - 6236). Еще сотни раз в нем встречаются близкие слова ‘акль, фикх, фикр и т.п.

Превосходство знания/разума Бог отмечает в таких коранических откровениях: «Неужели равны знающие и незнающие?!» (39:9); «На высшую ступень Бог поднимает уверовавших и знающих» (58:11). Комментируя последний стих, один из сподвижников Пророка, Ибн-Аббас, указывал, что «знающие (‘уляма’) превосходят верующих (му’минун) на семьдесят ступеней, между каждой из которых расстояние в пятьсот лет пути».

Примечателен и рассказ Корана о сотворении первых людей, по которому Адам проявил большее знание в деле «наречения существ именами», что, по некоторым толкователям, символизирует способность человеческого рода рационально постичь природу вещей. Именно благодаря этому достоинству Бог повелел ангелам преклониться перед Адамом (2:30-34).

Достаточно распространенным (хотя и не вошедшим в Шесть канонических сводов) является «хадис о разуме» (хадис аль-‘акль), согласно которому первое, что сотворил Бог, – это разум. И Он сказал ему: «Повернись ко Мне лицом!», и тот повернулся. Затем Он сказал ему: «Повернись ко Мне спиной!», и тот повернулся. И Бог изрек: «Клянусь величием Своим, не создавал Я ничего, что было ближе для Меня, чем ты. Тобой я изымаю, тобой я одаряю, тобой я награждаю и наказываю».

Пророк назвал ученых мужей (‘уляма’) наследниками пророков. Поиск знания/науки он объявил «обязанностью каждого мусульманина и мусульманки», а об учебе говорил как о непрерывном процессе, длящемся «от колыбели до могилы» и требующем от человека отважных поисков мудрости «даже в далеком Китае». Широкое хождение среди людей классического ислама имели хождение и такие его изречения: «Час размышления (тафаккур) лучше целого года богослужения (‘ибада)»; «В Судный день чернила ученых приравняются (версия: перевесят) к крови мучеников».

Этими заповедями Корана и Сунны прежде всего объясняется тот факт, который отмечает американский исследователь Ф. Роузентал в заключении к своей книге «Торжество разума»: в классическом исламе «концепция знания приобрела значительность, которой нет в других цивилизациях».

Коранический интеллектуализм нашел яркое воплощение в главном направлении философской теологии ислама – каламе, обе школы которого (как мутазилитская, так и ашаритско-матуридитская) за первейшую обязанность мусульманина полагали рациональное познание, умозрение (назар). На возрождение такого пиетизма к знанию/разуму, а с ним – и собственно к науке, ратуют современные реформаторы-модернисты.

2. Рациональность вероучения

В основе реформаторской теологии науки лежит посылка, согласно которой кораническое/мусульманское вероучение не включает в себе каких-либо положений, которые нельзя было бы обосновать человеческим разумом[1].

Полемизируя с язычниками, Коран требовал от них представить «доказательства» (бурхан) в пользу своего учения о множественности божеств (21:24; 27:64). В духе максимальной готовности принять любое доказательное мнение звучит и кораническое откровение, которое Пророк призван оглашать: «Если [докажете], что у Бога есть сын, / Я первым стану поклоняться ему» (43:81). Примечательно также, что призывающим к иным богам помимо Бога стих 23:117 угрожает Господней карой именно в том случае, если сему не представляют доказательств.

Своим же последователям Писание заповедовало «призывать на путь Господний мудростью (хикма)» (16:125), т.е. методами рационального убеждения. И в самом Коране приводятся рациональные доводы в пользу главных принципов веры, такие как бытие Бога (напр. 2:164; 50:20; 67:1-4), Его единственность (17:42; 21:22; 23:91), ниспослание Книг и воздвижение пророков (2:213; 5:19; 6:91), воскрешение мертвых (18:48; 36:78-79; 46:33), потустороннее воздаяние (10:4; 20:15; 38:28). На сугубо интеллектуальном/философском основании мусульманская доктрина возводится в творчестве мутакаллимов (представителей калама).

Коран «интеллектуализирует» чудо (му‘джиза) – традиционный способ удостоверения истинности пророческих миссий, их небесного происхождения. Хотя мусульманское Писание и упоминает о сверхъестественных чудесах, явленных прежними пророками (в частности, о посохе Моисея, превращенном в дракона; об исцелении Иисусом безнадежно больных и даже воскрешении мертвых), тем не менее основатель ислама категорически отказывался представить противникам-язычникам схожие, нарушающие естественный порядок вещей чудеса-знамения, предпочитая таковым совершенно иного рода знамения – Книгу, Коран (2:23; 11:13; 17:88).

Соответственно этой рациональной переориентации реформаторы-модернисты интерпретируют кораническую характеристику пророка Мухаммада как хатам ан-набиййн (букв. «печать пророков», 33:40), т.е. «завершитель» пророческих посланий. Ислам явился в мир, когда человечество уже достигло такой интеллектуальной зрелости, что больше не нуждается в прежних, относительно примитивных («пророческих», «сакрально-ревелятивных») формах общения с Богом и постижения истины. Отныне оно должно полагаться на разум, на его способность адекватно прочитывать и интерпретировать Великую Книгу, Книгу Природы.

Употребляя слово айат для обозначения не только единицы-стиха Корана, но и отдельного явления природы (напр. 2:164; 41:53), мусульманское Писание словно указывает на единство двух Писаний – Корана и Космоса – как двух форм Божьего откровения. Символично также, что обозначающее науку слово ‘ильм прилагается Кораном и к Божьему откровению пророкам (напр. 2:120, 247; 3:19; 19:43; 27:42).

Будучи едиными в плане источника, эти два Писания, а с ними религия и наука, не могут конфликтовать друг с другом. В случае же кажущегося противоречия между ревелятивным и рациональным/научным надо апеллировать к методологии аллегорического толкования (та’виль), санкционированной самим Кораном (см. 3:7).

3. Законосообразность мира

Одним из самых фундаментальных принципов коранического мировоззрения является мысль о благоустройстве Вселенной и ее законосообразности.

Согласно Корану, Бог – «искуснейший из творцов», который «создал все в совершенстве» (23:14; 27:88). В Его творении «не увидишь ты никакого разлада. / Взгляни окрест – узришь ли какой изъян?! / Обращай взор свой вновь и вновь – / Вернется к тебе твой взгляд тщетным, смущенным» (67:3-4).

Как многократно подчеркивается в Писании, все явления природы Бог создал как «знамения» (айат) Своей премудрости и всеблагости. Он соразмерил все вещи (25:2; 54:49), вложил в них «путеводительство» (хидайа), «естество» (фитра) (30:30; 50:20; 87:3), т.е. законы поведения. И такие законы постоянны, неизменны (30:30; 35:43; 48:23). В этом смысле природа автономна, но не автократична, поскольку обладает бытием лишь благодаря Богу, который может ее разрушить, когда захочет.

Царящий в мире порядок служит надежной предпосылкой для научно-познавательной деятельности. В свою очередь наука, все глубже раскрывая этот порядок, призвана утвердить в умах мысль о Боге как о его дарителе. Конечно, можно полагать порядок в универсуме, не веруя в Бога-Создателя. Но без идеи Бога трудно объяснить наличие такого порядка.

4. Наместничество человека…

Необходимость научного познания диктуется и главными установками мусульманского взгляда на назначение человека и его миссию в мире.

Прежде всего, это принцип наместничества (истихляф, хиляфа): человек создан в качестве наместника (халифа) Бога на земле, и ему в доверенность (амана) дано управление окружающим миром (2:30; 6:165; 10:14; 35:39). Поэтому человек призван преобразовать мир, привнести в него цивилизацию (‘имара) (11:61), создать условия для более безопасной жизни, для большей свободы от природных факторов, дабы возвыситься и приблизиться к Творцу. А таковое возможно лишь при ориентации на научные методологии и технологии, позволяющие открыть законы природы.

С идеей наместничества тесно связан принцип подчинения (тасхир). На службу человеку Бог поставил «все, что на небесах и на земле» (31:20; 45:13); Солнце и Луну, день и ночь (14:33; 16:12); моря и реки (14:32; 16:14; 45:12), и т.п. И только посредством науки человек может адекватным образом реализовать этот принцип.

Наиболее фундаментальной установкой ислама касательно жизни выступает принцип срединности (васатыййа)/равновесия (тавазун) между духовным и телесным. Коран называет мусульманскую общину (умма) «срединной общиной» (2:143), ибо она призвана избегать крайностей, в которые впали другие религии и цивилизации, культивировавшие либо материализм, либо спиритуализм/аскетизм. Соответственно кораническому наставлению «стремиться заслужить будущий мир, но не забывать о мире сем» (28:77) Пророк Мухаммад учил: «Лучший из вас не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих». Достижение же оптимального баланса возможно только при помощи научных методов и фактов, с дальнейшим их практическим применением.

5. Универсализм

С кораническим монотеизмом (таухид) сопряжена концепция о единстве человечества: и в метафизическом плане (люди как творения единого Бога, призванные служить ему), и в этническом (восхождение всех людей к общим прародителям – Адаму и Еве), и в профетологическом/сотериологическом (всем народам были явлены пророки, следование которым обеспечивает счастье и в этом мире, и в ином). Следовательно, богооткровенное начало присутствует не только в трех монотеистических религиях (исламе, христианстве, иудаизме), но и в других религиях, что создает благоприятную почву для открытости по отношению к ним.

Кроме того, указывает Коран, религиозный, этнический и культурный плюрализм учрежден самим Богом и вовеки веков (2:213; 11:118-119; 30:22). Такое многообразие призвано содействовать «лучшему познанию друг друга», позитивному «соревнованию в добрых деяниях», общечеловеческой солидарности, гармонии и взаимообогащению (2: 148; 5:2, 48; 49:13), включая научную сферу. А пророк Мухаммад наставлял: «Мудрость – заветная мечта благоверного, где бы тот ее ни находил, ему подобает принять оную»; «Берите мудрость даже от уст язычника». В смысле обучения научным и иным нерелигиозным дисциплинам можно понимать и вышеупомянутое его изречение о поиске знания «даже в Китае».

Благодаря этой универсалистской ориентации классическая мусульманская цивилизация аккумулировала в себе научные достижения других культурных ареалов. И именно в ней, впервые в истории человечества, наука стала интернациональной, объединив под своим знаменем ученых самых разных этносов и конфессий.

6. Свобода интеллектуального поиска

Свобода научного творчества следует из принципа свободы вероисповедания, провозглашенного, в частности, в стихах 2:256 («Нет принуждения в религии, / [Ибо] уже ясно проступает / Отличие истинного пути от ложного») и 18:29 («Объяви им: / Вот она, исходящая от Бога истина; / Кто хочет – пусть уверует, / А кто не хочет – волен отказаться».

От своих последователей Коран также требует доброжелательности к инакомыслящим, избегания подозрительности: «О верующие, / Сторонитесь многих подозрений, / Ибо греховны домыслы некоторые» (49:12). И в классическом богословии значительное распространение имела установка: «Если мнение оппонента допускает девяносто девять возможностей толкования в смысле ереси (куфр) и хоть одну возможность отрицания оного, то подобает склониться к последнему».

Кроме того, отталкиваясь от коранических откровений («Ни на одну душу Богом не возлагается / Ноши больше, чем в ее силах…, / Господи, не взыщи с нас за содеянное по забвению / Или по ошибке непреднамеренной» – 2:286; «Нет на вас греха за непреднамеренную ошибку, / А только за умышленное душами вашими» – 33:5; и др.) и от Сунны («Если судья, прилагая [все свои познавательные] усилия, выносит правильное решение, то ему [полагается] двойная награда, коли же выносит ошибочное решение, ему [полагается одна] награда – [за само усердие]»), богословы классической эпохи сформулировали положение: аль-муджтахид ма‘зур, «муджтахид (т.е. прилагающий все свои познавательные усилия человек) заслуживает извинения, [если он ошибется]».

Правда, такая толерантная установка обычно относилась лишь к вопросам практического богословия (фикх) или к второстепенным положениям догматики. Однако были и богословы, снисходительные к любому муджтахиду, о каких бы вопросах он ни рассуждал – практических или теоретических, частных или фундаментальных. Вслед за таковыми многие современные реформаторы выступают за толерантное отношение ко всем прилежным искателям истины. Порой в этом смысле истолковывают стих 29:69 – «Тех, кто усердно стремится к Нам, / Непременно выведем Мы на путь Наш».

Что же касается собственно научных областей, то мусульманская цивилизация не знала практики ограничения свободы поиска по причине несовместимости с религией.

7. Методологический скептицизм

Коран призывает своих приверженцев к критическому мышлению, порицая эпигонство (таклид) – слепое следование взглядам, унаследованным от прошлого (2:170; 43:22-24) или проповедуемым авторитетными лицами (33:67).

Принцип методологического сомнения заложен в следующем кораническом стихе, повествующем о желании Авраама удостовериться в истинности воскрешения: « – Господи, покажи мне, / Как оживляешь Ты мертвых. / – Неужели ты не [совсем] уверовал?! / – Воистину верую я, / Но [прошу явить мне оное,] / Дабы успокоилось сердце мое. / – Возьми четырех птиц, / Разрежь на куски / И разложи их на [вершинах] гор; / А потом позови: / Они устремятся к тебе …» (2:260). «Для сомнения (шакк) мы имеем больше прав, нежели Авраам», – как-то прокомментировал данный стих пророк Мухаммад.

Сунна повествует также, как некоторые мусульмане сетовали перед Пророком на сомнения, которые порой терзают их души, на что тот заметил: «Это и есть подлинная вера!»

Исходя из этих положений мутакаллимы (как мутазилиты, так и ашариты-матуридиты) учили о сомнении как необходимой предпосылке подлинной веры и истинного знания. А некоторые из них даже объявляли скепсис первейшим религиозным долгом мусульманина.

К собственно научной сфере принцип сомнения применяли еще мутазилиты. Так аль-Джахиз проводил опыты над животными с целью проверки некоторых положений аристотелевской зоологии, аль-Джуббаи написал несколько трактатов в опровержение естественнонаучных взглядов того же Аристотеля. Именно в этом контексте аль-Бируни отметил: «Мутазилиты склоны к опровержению того, что общепризнанно».

8. Практическая ориентация

Принципиальная важность практической (как морально-этической, так и технолого-производственной) стороны науки вытекает из центральной для Корана мысли о единстве веры (иман) и деяния (‘амаль). А пророк Мухаммад наставлял своих товарищей молиться Богу о даровании «полезного знания» (‘ильм нафи‘), и сам он часто взывал: «Боже упаси от знания, которое не приносит пользы!»

Подлинная ученость предполагает высокую нравственность, набожность. В этом смысле Коран учит: «Из рабов Божьих подлинно боятся Его / Именно люди ученые» (35:28). Отсюда - императив о моральной ответственности людей науки.

Следуя коранической ориентации на полезное знание, ученые классического ислама стремились к преодолению преимущественно спекулятивного характера древнегреческой науки, к соединению науки и практики, теоретического знания и технического действия. С этим связан и интерес к экспериментированию. Некоторых мутазилитов даже обвиняли «в предпочтении опытов над собаками и петухами молитве и чтению Корана». Так в творчестве мутазилитских мыслителей (аль-Джахиз, ан-Наззам), а затем ашаритских (Ибн-аль-Хайсам, аль-Бируни) были заложены основы экспериментальной науки задолго до ее возникновения в Западной Европе.

 


[1] Этот факт был отмечен, хотя и в полемическом контексте, еще Фомой Аквинским в «Сумме против язычников» (I:6).

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх