Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Т.К.Ибрагим «Коранический гуманизм»

1. РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО БОГОМ

С учением о единстве Бога, общим для всех трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), сопряжена концепция о единстве человечества. Подобно Библии, Коран провозглашает метафизическое единство/равенство людей как творений единого Бога, призванных служить Ему. Как и Библия, Коран проповедует этническое единство человечества, ибо все люди составляют одну семью, будучи сыновьями общих прародителей — Адама и Евы. Но именно в Священном Писании мусульман универсалистское понимание монотеизма четко дополняется двумя новыми измерениями — ревелятивистским (или профетологическим) 5** и сотериологическим. 6**

Божье водительство (прежде всего выражающееся в воздвижении пророков и даровании им откровения, обеспечивающего возможность духовного совершенства и вечного спасения) больше не замыкается одним, богоизбранным народом, как это имело место в иудаизме. Спасительная благодать также перестает быть привязанной к определенному (достаточно позднему) моменту истории — к приходу небесного Избавителя, своим самопожертвованием снявшего грех прародителей, как учит христианство. 7** Согласно Корану, для человечества — с самого начала его существования — были открыты врата духовного совершенства и всем народам были даны пророки. Более того, все люди осенены Божьей любовью/милостью, а значит, удостоены вечного спасения, обитания в Раю. Впервые в истории монотеистической традиции Коран решительно заявляет о многообразии в верованиях людей как вполне соответствующем воле Всевышнего и Его предначертанию.

1.1. Единое человечество, много религий

Все люди — одна семья

Коран категорически предостерегает своих приверженцев от игнорирования обязанностей перед всеми людьми, как родственниками по Адаму и Еве:

О люди, бойтесь Господа вашего,
Что сотворил вас от одного существа,
Создав ему из него же пару
И распространив от них обоих
Множество мужчин и женщин… –
Страшитесь [разрывать] родство [сие].
            (4:1) **

А в другой суре Всевышний отмечает, что различные народы и племена восходят к единой чете, посему нет места расовому чванству, ибо:

Тот из вас в большем почете пред Богом,
Кто самый благочестивый.
            (49:13) **

Следуя этому наставлению, Пророк в проповеди, произнесенной им по вступлении в Мекку на восьмом году хиджры или во время Прощального паломничества, завещал:

«О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба — над арабом, светлокожего — над темнокожим, темнокожего — над светлокожим, разве только по их благочестию»; «все вы произошли от Адама, сам же он вышел из праха». 8**

Передают также о воззвании Пророка:

«Боже, Господь наш и владыка всего, я свидетельствую, что все рабы [Божьи] (‘ибад) — братья». 9**

Характерное для Корана и Сунны человеколюбие нашло яркое отражение в послании халифа Али к своему наместнику в Египте аль-Аштару ан-Нахи, призывающем проявить милосердие и чуткость ко всем подданным вне зависимости от их вероисповедания, поскольку «люди суть двух категорий — либо братья тебе по вере, либо подобны тебе по творению». 10**

Кораническая идея общечеловеческого братства вдохновила андалусийского поэта Умаййу ибн Абу-с-Салта (ум. 1134) на широко распространенное среди арабов двустишие:

Раз я из праха, вся земля — родина моя, И все люди на ней — мне родня. **

Общечеловеческое единство предполагает уважение к достоинству всех «сыновей Адамовых», к человеку как к таковому, безотносительно к его социальному происхождению, цвету кожи, полу, языку или вере. Айат 17:70 гласит:

Мы отметили сынов Адама почетом –
Носили по суше и морю, Наделили всеми благами,
Дав им пред другими тварями Нашими
Поистине великое превосходство.
**

Примечательна история, когда в Медине однажды в последний путь провожали местного иудея, и в знак почтения Пророк встал перед проходившей мимо него похоронной процессией.

— Это же иудей! — заметил ему кто-то, намекая на напряженные отношения между мусульманами и иудеями города.

— Ну так что ж? Разве он не человек?! — парировал на это Пророк. 11**

Кораническо-пророческая гуманистическая установка, к другим проявлениям коей мы еще вернемся в нижеследующих разделах, была таким образом сформулирована в «Исламской декларации прав человека», провозглашенной Организацией Исламской Конференции (1990):

«Все люди составляют единую семью, которую объединяет рабство Божье и Адамово сыновство, все они равны в отношении человеческого достоинства… Нет превосходства кого-либо из них над другим, иначе как по благочестию и добротворчеству». 12**

Природа человека — правоверная

Как гласит айат 30:30, людей объединяет также фитра — благоверная природа, или естественная вера, изначально заложенная во всех них.

Такое исповедание человеческого рода состоялось в некий метафизический, трансисторический момент, о котором рассказывается в айате 7:172. Собрав всех будущих людей (их души, согласно некоторым толкователям), Бог спросил:

— Не Я ли Господь ваш?
— Да, воистину, — отвечали они.
– Мы [это] свидетельствуем.
13**

И это исповедание, полагают, подразумевается в словах Пророка: «Каждый младенец рождается согласно фитре». 14**

Еще в одном хадисе передаются слова Бога:

«Воистину всех рабов моих Я создал правоверными». 15**

С самого рождения все люди являются истинно верующими, «мусульманами». Только потом, под воздействием религиозной среды, они могут отклониться от этой веры.

Более того, даже если таковые вырастут не в собственно мусульманской среде, то до достижения совершеннолетия они считаются «мусульманами» и в случае смерти тут же попадут в Рай. Об этом, в частности, четко говорится в одном хадисе, передающем ответ Пророка на вопрос — «Кто [ныне пребывает] в Раю?». 16** А в другом хадисе рассказывается о видении Пророка, в котором он узрел умерших детей, включая детей язычников, в «лоне Авраамовом», в Раю. 17**

Некоторые богословы толкуют хадис о фитре и в том смысле, что изначальное признание Бога-Творца сохранится у людей, даже если они будут поклоняться Ему под иными именами или если, наряду с Ним, будут почитать и другие божества. 18**

Эта интерпретация вполне сообразуется со словами вышеупомянутого айата 30:30 -

Вот природа итра), с коей Бог создал людей,
А [такое] Его творение неизменяемо.
***

В вопросе о благоверной природе человека мусульманская доктрина существенно отличается от христианской. Обе религии учат о создании человека «по образу» Божьему, 19** под которым обычно понимается наделение его такими «божественными», духовными качествами, как разум, свобода, совесть, вера и т. п. Сходно с Библией Коран повествует о согрешении прародителей — Адама и Евы. Но ислам не разделяет христианскую концепцию о последствиях этого события, которая связывает с ним потерю человеком «богоподобия» и субстанциональное изменение его природы, ставшей подлинно греховной: «первородный грех» имеет наследственный характер, переходя от прародителей ко всем их потомкам, а снятие его стало возможным лишь благодаря жертве Иисуса.

По кораническому же учению, сам грех Адама 20** был непреднамеренным, в состоянии забвения (20:115). 21** А после удаления из Рая Адам и Ева — по внушению Божьему — раскаялись, и Бог простил их (2:37). 22** Изначальная благоверная природа человека существенно не пострадала вследствие «грехопадения», ибо фитра, как было отмечено, неизменяема.

Но коли субстанциальная природа человека благостна, а зло (грех, неверие) представляет собой лишь нечто вторичное, акцидентальное, то это открывает широчайшие просторы как для толерантно-плюралистского отношения ко всем иноверным, так и для сотериологического оптимизма — для уверенной надежды на спасение, в конечном счете, всех без исключения людей. Такая надежда не только уповает на безграничную милость Господа, но также исходит из Его абсолютной премудрости и справедливости. 23**

Всеобщность Божьего водительства

Согласно айату 20:122, Бог, приняв покаяние Адама, вновь приблизил его к Себе и направил на путь истинный. 24** Другой айат (2:38) передает слова Божьи, обращенные к прародителям и их потомкам:

Вам придет от Меня водительство –
Кто последует ему,
За таковых тревожиться нечего,
И не знать им печали.
**

Так Всевышний обещал людям водительство, в частности — дарованием Откровения, Писания и пророков, следование которым обеспечивает счастье и в этом мире, и в ином. Значит, путь к вечному блаженству был открыт с самого начала существования человека на земле.

Своей всеохватывающей милостью Бог всем человеческим общностям являл пророков, просвещающих и увещевающих их:

В каждом народе Мы воздвигали посланника. (16:36) **

У каждого народа [был] свой наставник. (13:7) **

Такая универсальность пророческих миссий вытекает из фундаментальной установки коранической этики — принципа справедливости. И само арабское слово ‘адль, выражающее это понятие, этимологически означает «равенство», «быть равным, ровным». Божья справедливость предполагает не обходить вниманием ни один регион, ни один народ не оставлять без дарования ему пророка.

Всеобщность пророческого дара выражает принцип справедливости и в другом аспекте. Ведь без предварительного разъяснения соответствующих положений истинной веры и правил подобающего поведения нельзя осуждать людей за отклонения от них:

Воистину Мы являли посланников
Благовещать и предупреждать,
Дабы [у неверных] людей
Более не было оправдания.
(4:165) **

И нет народа,
Кому не был [дарован] увещеватель
(35:24) **

Мы никогда [и никого] не подвергаем каре,
Не отправив прежде посланника [с предупреждением].
(17:15) **

Коран учит не только о всеобщности пророческих миссий, но и об их субстанциональной идентичности. Все пророки проповедовали единую религию (4:163; 21:92; 23:51–52; 42:15), ядро которой составляет вера в единого Бога (16:36; 21:25; 41:14). Единобожие, общее между всеми пророками, и есть, как будет сказано ниже, «ислам». В этом смысле все богооткровенные религии равны, и никакая группа не имеет монополии на истину.

Поэтому Коран проповедует верность всем духовным миссиям, которые несли людям прежние посланники Божии, и ислам, как никакая другая религия, объявляет веру в пророков других религий непременным условием для спасения своих приверженцев. Айат 2:136 повелевает мусульманам заявлять:

Мы веруем в Бога и в ниспосланное нам откровение,
В ниспосланное Аврааму, Измаилу, Исааку,
Иакову и коленам,
В полученное Моисеем и Иисусом –
В полученное всеми пророками от Господа их,
Не делая меж ними различия…
**

Наравне с последователями ислама на вечное спасение могут надеяться и приверженцы других религий:

Воистину верующие [в Коран],
Иудеи, сабии и христиане,
Всякий кто верует в Бога и Судный день,
Верша добрые деяния, —
О них не должно тревожиться,
И не знать им печали.
(5:69) **

Однако Коран признает не только пророков, имена которых известны из семитской традиции. В айате 40:78 Бог открывает пророку Мухаммаду:

Мы являли посланников прежде тебя;
Об одних тебе Мы рассказывали, О других же — нет.
**

Священное Писание мусульман упоминает около тридцати пророков. Согласно одному внеканоническому хадису, всего их было 124 тысячи. 25** А коли всем народам были дарованы посланники Божьи, то в основе и таких религий Востока, как индуизм, буддизм и конфуцианство, могло лежать богооткровенное вероучение.

Все, кроме Бога, множественно

«Единый Бог — единое человечество»: такова в действительности внутренне необходимая импликация коранического монизма. Но было бы ошибочно, как это часто делают эксклюзивисты (ревнители религиозной исключительности), понимать означенное единство как единообразие, своего рода униформу: одна религия, одно государство, одна партия и т. д. Надо осознавать, что, с точки зрения строгого монизма, только Бог подлинно един, все остальное является множественным. Да и Сам Бог абсолютно един лишь со стороны сущности (зат), ибо Он множествен в аспекте Своих имен и свойств/атрибутов.

Единство человечества поэтому непременно предполагает многообразие, в том числе и религиозноконфессиональное. Сам Коран многократно подчеркивает, что таковое не есть проклятие или отклонение, но обусловлено волей/мудростью Всевышнего и вполне соответствует Его плану мироустройства.

Как говорится в айате 30:22, различия людей в языках и цвете кожи суть «знамения Божьи для людей знающих», проявление Его высшей мудрости. 26**

Другой айат сообщает, что на Божье возвестие ангелам о намерении сотворить человека, который будет Его наместником на земле, те возражали:

"Укоренишь ли Ты там такого,
Кто станет сеять смуту и проливать кровь?!"

На это Господь ответил:
"Воистину Я знаю неведомое вам!"
(2:30) **

Всезнающему и премудрому Богу лучше всех, конечно, было ведомо, что различия между людьми (индивидуальные, этнические, конфессиональные и др.) чреваты распрями, конфликтами и войнами. Но именно наличие таких различий в потребностях и возможностях должно обеспечивать сотрудничество, столь необходимое для подобающего исполнения человеком своего наместничества.

Господь даровал людям откровения, наделил их свободной волей и разумом, предназначив земную жизнь им в испытание, насколько они сумеют правильно пользоваться этими Его дарами — для надлежащего служения Ему, нравственного совершенствования и конструктивного сотрудничества, или наоборот. Так, айат 2:213 недвусмысленно свидетельствует, что все люди, по своей сути составляющие единое целое, разделились на разные общины именно после воздвижения среди них пророков. 27**

Более того, как наставляют коранические откровения, множественность/плюрализм религий предначертана Богом, и на веки веков:

Если бы Господь того восхотел, Он сделал бы человечество
Единой [религиозной] общиной.
Но люди не перестанут различаться [в верованиях]..,
И именно ради сего Бог создал их.
(11:118–119) **

Согласно интерпретации, которая, видимо, является наиболее адекватной и которой придерживались многие толкователи, начиная от аль-Хасана аль-Басри (ум. 728), местоимение «сие» подразумевает «различение»: ради того, чтобы они были различными по вере, Бог создал всех людей.

Поэтому коранические откровения предостерегают от попыток упразднить такое разнообразие, тем более от стремления к насильственному объединению людей под знаменем однойединственной религии. В многочисленных айатах Бог напоминает Пророку: если бы Он восхотел, люди не поклонялись бы иным божествам наряду с Ним, если бы Ему было угодно, чтобы все принимали истинную веру, Господь бы сделал это Сам (6:107; 10:99; 16:93 и др.). 28**

Конечно, разнообразие разнообразию рознь. Есть разнообразие, которое содействует более глубокому постижению истины, в том числе богооткровенной (вспомним максиму «В споре рождается истина»), и ориентирует на сотрудничество. Но имеется и такое, что сеет между людьми лишь вражду, порой толкая их даже к вооруженным столкновениям. Последний тип и подразумевается в коранических заповедях, остерегающих от расхождения в религии.

Позитивность первого типа расхождения по достоинству была оценена нашей классической богословской традицией, исходящей из возводимого к Пророку изречения: «Воистину разнообразие [во мнениях] моей общины есть [признак Божьей] милости [к ней]». 29** Правда, этот плюралистско-толерантный подход преимущественно применялся только к практической сфере (фикх), т. е. в отношении множественности правовых толков-мазхабов. Пора распространять его и на богословско-догматическую сферу, причем не только в рамках собственно уммы Пророка, но и в отношении к умме Бога — ко всему человечеству.

Принципиально важное значение имеет и следующее обстоятельство. Вряд ли стоит подробно объяснять, что в айате 14:4 —

Мы являли только посланников,
Говорящих на языке своего народа...
**

Речь идет не только и не столько о языке в буквальном смысле слова (евреям являть пророков, говорящих на еврейском, арабам — на арабском, и т. д.), ибо это было бы констатацией очевидного факта. Писание скорее подразумевает передачу Божьих откровений/истин в общедоступных для данного народа образах, с учетом лингвистических, этнических, географических, культурных и других особенностей его психики и ментальности.

В этом русле гласит хадис:

«Нам, пророкам, велено располагать людей по степеням, обращаться к ним сообразно их умопредставлениям (‘укуль)». 30**

В этом духе наставлял халиф Али:

«Говорите людям понятное им. Неужто вы хотите, чтобы Бога и посланника Его отвергли?!» 31**

Таково и предостережение сахабита Ибн-Масуда:

«Что бы ты ни рассказывал людям такое, чего их разум постичь не в состоянии, это всегда обернется смутой для некоторых из них!» 32**

По-видимому, именно эта множественность форм выражения единой Божьей истины и подразумевает известный хадис о пророках как о единокровных братьях (ухва ли-‘аллят; версии: ауляд/абна’ ‘аллят), т. е. братьях от разных матерей: 33**

У всех пророческих миссий единые принципы веры (в основном это два принципа — вера в единого Бога и в загробное воздаяние) и общие этико-социальные добродетели (а главная из них — справедливость). Различаются же они по способам образно-метафорического представления реалий потустороннего мира (Гайб — существо Бога и Его атрибуты, ангелы и демоны, Рай и Ад, и т. п.) и по культово-правовым предписаниям, призванным обеспечить благочестивое/праведное поведение.

Форма религии меняется не только от одного пророка/эпохи к другому, но может разниться даже в рамках одной и той же пророческой миссии/эпохи. Сам Коран представляет множество примеров на сей счет. Взять хотя бы свидетельство об изваяниях, которые по велению Бога (!) духи создавали для Соломона (34:12–13), 34** тогда как наш Пророк запрещал такие изображения (тамасиль). Или рассказ о том, как два пророка (!) — Давид и Соломон, «оба наделенные от Бога способностью мудрого решения тяжб», 35** по-разному вынесли решение по делу о потравленной ниве (21:78–79).

Примечательна и изложенная в суре 18 история о путешествии Моисея к Праведнику (по толкованиям, к Хидру), повествующая о ряде деяний последнего, которые показались Моисею противозаконными, в действительности же они были истинны в свете более глубокого знания, каковым обладал Праведник.

Вспомним также сказанное в айате 3:7 о существовании в Коране «однозначных» (мухкамат) и «многозначных» (муташабихат) выражений. С этим перекликаются и слова Абу-Хурайры о «двух посудинах» знания, которые он принял от Пророка, и в одной из которых содержится то, что этот сподвижник распространял среди мусульман, а в другой — такое, что, огласи он его, ему бы перерезали горло. 36**

В свете такого понимания плюралистской природы религии — наличия в ней абсолютного/постоянного и относительного/преходящего, абстрактного и конкретного, внутреннего и внешнего, и т. п. — многие кажущиеся серьезными расхождения между религиями/Писаниями или между разными толками в рамках одной и той же религии теряют всякую значимость. И перестанут, например, упрекать Библию за описание Бога «слишком антропоморфически» или Коран — за изображение Рая «чересчур гедонически». Надо просто учитывать ментальность адресата соответствующих откровений.

Кроме того, человеческий язык всегда антропоморфен, принципиально не в состоянии точно передать потусторонние реалии. Невозможно же адекватным образом представить ребенку наслаждение интимной близостью, от рождения глухому — радость от благозвучной мелодии, слепому — от прекрасной картины, и такого рода наслаждение приходится передавать в терминах удовольствия от вкусной пищи и приятного запаха. И если столь сложно выразить на земном/человеческом языке сугубо земные/материальные вещи, то что тогда сказать об описании реалий абсолютно иного, совершенно нематериального (а в строгом смысле — вовсе не духовного) мира?! При строгом подходе даже слово «Бог»/«Он» оказывается неадекватным: его грамматическая форма отражает представление о мужском роде в противоположность женскому, тогда как «родовой» признак неприложим к Всевышнему!

Соревноваться во имя общего блага

Согласно Корану, разнообразие людей в этносах или религиях призвано содействовать общечеловеческой солидарности, гармонии и взаимообогащению:

О люди!
Мы создали вас мужчинами и женщинами,
Сделали вас народами и племенами,
Чтобы вы [лучше] знали друг друга.
(49:13) **

Помогайте друг другу
В добрых и благочестивых деяниях,
Но не в грехе и агрессии.
(5:2) **

Плюрализм религий/конфессий должен стать источником не распрей, а соревновательности в служении общему благу:

Воистину каждой [общине] Мы установили
Закон
(шир‘а) и путь (минхадж) [свой].
Если бы Бог захотел,
Сделал бы вас одной [религиозной] общиной.
Но [Ему было угодно иначе],
Дабы испытать вас в дарованном вам.
Так соревнуйтесь меж собою в добрых деяниях.
К Богу вы возвратитесь,
И Он поведает вам [истину] о том,
В чем было различие меж вами
. (5:48) **

У каждого — свое направление (виджха)..,
Так стремитесь же опередить друг друга
В добрых деяниях.
(2:148) **

В таковом да соревнуются состязающиеся! (83:26) **

Коранические откровения пронизаны мыслью о двух базисных принципах ислама — вере в единого Бога и добродеянии к Его творениям. В частности, айат 4:36 гласит:

Поклоняйтесь Богу,
Не придавая Ему соучастников,
Делайте добро родителям и родственникам,
Сиротам и беднякам,
Соседям близким и соседям дальним,
Товарищам [по занятию или по пути],
Странникам и невольникам.
**

Как пишут в комментариях к айату ат-Табари (ум. 923) и аль-Куртуби (ум. 1272), под «близкими» соседями следует понимать мусульман, а под «дальними» — всех остальных, причем не только христиан и иудеев, но и язычников.

Любовь к людям, добродеяние им не просто рядополагается любви к Богу — поклонению Ему одному, но также является первейшим ее выражением. Служить Творцу означает служить Его творению, приносить пользу им. И эту фундаментальную заповедь ислама Пророк сформулировал в известном хадисе, воспроизведенном в той же первой статье Исламской декларации прав человека:

«Все люди — опекаемые Богом дети (‘ийаль Аллах), и тот более любим Им, от кого больше всего пользы Его опекаемым».ا **

Другая версия изречения гласит:

«Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей» (хайру-н-нас анфа‘ухум ли-н-нас). **

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх