Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Рафаэль Мухаметдинов,
к.и.н.,старший научный сотрудник Института истории АН Татарстана
общественный деятель


ОШИБКИ ПРОФЕССОРА

Не скрою, поначалу статья А. Агафонова «Мое татарское мировосприятие» (Газ. «Звезда Поволжья», № 17 / 564) показалась мне очень милой. Это – типичная для него пастораль русско-татарской вечной дружбы, написанная по воспоминаниям детства. Человек кажется искренним и убедительным, и это подкупает.

Но как и на солнце бывают пятна, так и у нашего маленького казанского Чехова допускаются неточности и ошибки. Моя задача – помочь коллеге избавиться от неточностей и заблуждений.

Итак, начнем с названия статьи. Автор, видимо, хотел сказать: «Как я воспринимаю татар», но название его статьи содержит лишь следующий смысл: «Я воспринимаю мир как татарин». Во-первых, автор - по рождению русский. А если же он имел в виду, что он по своему духу является татарином, то здесь тоже какая-то нестыковка. Если бы это на самом деле было так, то он бы в конце статьи не писал о том, что 80% крупных медиков в Татарстане являются татарами и что не все из них соответствуют своим должностям. Здесь автор явно недоволен решением злосчастного кадрового вопроса в Татарстане. Радоваться надо эфэнди Агафонов, что среди ваших друзей-татар появилось так много медиков-специалистов, а Вы раздражаетесь. Я вот, например, от души радуюсь тому, что сейчас в Московском университете подавляющее большинство профессоров – русские. А ведь три века назад там не было ни одного русского преподавателя, все были немцы, и преподавание велось на немецком языке.

Вам очень нравились в детстве татары, работавшие в медицинских учреждениях извозчиками (медиков-профессоров из татар тогда почти не было), но вот дети этих извозчиков вместе с Вами закончили медвузы и стали крупными медиками, появился широкий слой медицинской интеллигенции из татар, то есть масса эфэнди и ханым, которых стало, аж страшно подумать – 80 процентов! Во-первых, количество русских в Татарстане за 20 лет снизилось с 43 до 39 процентов, а татар увеличилось с 49 до 53 процентов. Но не это – главное. Я не думаю, что в медицину берут по национальности. Так складывается естественное разделение труда между народами. Например, русские сильны в Татарстане в инженерии, технике и большом спорте, а татары – в управлении, силовых структурах (полиция), торговле и медицине.

Насколько я знаком с поликлиниками и больницами Казани, чувствуется, что, действительно, количество татарского персонала там около 70-80 процентов. Так и административные должности там тоже 80 % занимают татары. Непонятно чему удивляется А. Агафонов?

Любовь и тяга татар к медицине у татар сложилась исторически. Медицина им была нужна в связи с их великим военным прошлым, с другой стороны, у них развитие этой сферы получило большой толчок в связи с их вхождением в мусульманскую цивилизацию. Еще в 11 веке великий тюрок и мусульманин Ибн Сина написал «Канон врачебной науки» в 5 томах. На Западе с 12 века вышло около 30 изданий этого произведения на латинском языке. Для медицины Европы это было основное пособие вплоть до Нового времени. На русский он был переведен лишь в 50-е годы ХХ века. Мусульманам же, в том числе и татарам, через арабский язык это все было доступно уже в булгарский и золото-ордынский периоды. Сейчас татары просто массово вернулись к своему любимому занятию-медицине.

Еще одно любимое занятие татар, это служба в полиции и армии. Это тоже связано с их великим военным прошлым. Отсюда не секрет, что многие знаковые фигуры 2-й Мировой войны были из татар. Сейчас всем известно, что легендарный Матросов был татарином, первым флаг на Рейхстаг установил также рядовой Захидов, обороной Брестской крепости руководил крещенный татарин Гаврилов. Маршал Конев – также из татар. Начальником Генштаба советской Армии времен войны был крещеный татарин генерал армии Антонов (Документальные подтверждения этому есть в книге Заки Зайнуллина «Татар ир-егетлэре»). Хотя ясно, что войну выиграл советский народ, но сталинисты, персонифицируя победителя, кричат, что ее выиграл Сталин. Если уж идти этим путем, надо кричать, что войну выиграл татарин Антонов, который как профессиональный военный принимал все стратегические решения, а Сталин лишь озвучивал их и придавал им политическое значение. Значение Антонова понимал и оценивал и сам Сталин. Не зря он принимать парад Победы у Жукова предложил Антонову. Но Жуков был маршалом, а Антонов – генералом, и Антонов сказал вождю, что в данном случае нарушается субординация. Тогда Сталин сказал ему, что для этого он сделает его маршалом немедленно, но он должен записаться в документах не татарином, а русским. Антонов отказался от этого предложения и заметил вождю, что его грузинская национальность не помешала ему стать генералиссимусом. После этого Антонов попал в опалу, и его карьера пошла вниз.

Так что тяга татар в полицию и армию исходит из их менталитета, для которого характерны дисциплина, законопослушание и исполнительность.

Если смотреть в общем, то татарам свойственна большая пассионарность, оптимизм и сплоченность. Об этом говорят и передовые позиции Татарстана во многих сферах деятельности в масштабах России.

Надо кончать эту непродуктивную и никому не нужную возню вокруг кадрового вопроса в Татарстане. Народы распределяются по разным сферам деятельности, благодаря естественному течению жизни и менталитету народов, а не по вине козней татар. Кто этого не понимает, тот не понимает философии жизни.

Не скрою, поначалу статья А. Агафонова «Мое татарское мировосприятие» (Газ. «Звезда Поволжья», № 17 / 564) показалась мне очень милой. Это – типичная для него пастораль русско-татарской вечной дружбы, написанная по воспоминаниям детства. Человек кажется искренним и убедительным, и это подкупает.

Но как и на солнце бывают пятна, так и у нашего маленького казанского Чехова допускаются неточности и ошибки. Моя задача – помочь коллеге избавиться от неточностей и заблуждений.

Итак, начнем с названия статьи. Автор, видимо, хотел сказать: «Как я воспринимаю татар», но название его статьи содержит лишь следующий смысл: «Я воспринимаю мир как татарин». Во-первых, автор - по рождению русский. А если же он имел в виду, что он по своему духу является татарином, то здесь тоже какая-то нестыковка. Если бы это на самом деле было так, то он бы в конце статьи не писал о том, что 80% крупных медиков в Татарстане являются татарами и что не все из них соответствуют своим должностям. Здесь автор явно недоволен решением злосчастного кадрового вопроса в Татарстане. Радоваться надо эфэнди Агафонов, что среди ваших друзей-татар появилось так много медиков-специалистов, а Вы раздражаетесь. Я вот, например, от души радуюсь тому, что сейчас в Московском университете подавляющее большинство профессоров – русские. А ведь три века назад там не было ни одного русского преподавателя, все были немцы, и преподавание велось на немецком языке.

Вам очень нравились в детстве татары, работавшие в медицинских учреждениях извозчиками (медиков-профессоров из татар тогда почти не было), но вот дети этих извозчиков вместе с Вами закончили медвузы и стали крупными медиками, появился широкий слой медицинской интеллигенции из татар, то есть масса эфэнди и ханым, которых стало, аж страшно подумать – 80 процентов!

Во-первых, количество русских в Татарстане за 20 лет снизилось с 43 до 39 процентов, а татар увеличилось с 49 до 53 процентов. Но не это – главное. Я не думаю, что в медицину берут по национальности. Так складывается естественное разделение труда между народами. Например, русские сильны в Татарстане в инженерии, технике и большом спорте, а татары – в управлении, силовых структурах (полиция), торговле и медицине.

Насколько я знаком с поликлиниками и больницами Казани, чувствуется, что, действительно, количество татарского персонала там около 70-80 процентов. Так и административные должности там тоже 80 % занимают татары. Непонятно чему удивляется А. Агафонов?

Любовь и тяга татар к медицине у татар сложилась исторически. Медицина им была нужна в связи с их великим военным прошлым, с другой стороны, у них развитие этой сферы получило большой толчок в связи с их вхождением в мусульманскую цивилизацию. Еще в 11 веке великий тюрок и мусульманин Ибн Сина написал «Канон врачебной науки» в 5 томах. На Западе с 12 века вышло около 30 изданий этого произведения на латинском языке. Для медицины Европы это было основное пособие вплоть до Нового времени. На русский он был переведен лишь в 50-е годы ХХ века. Мусульманам же, в том числе и татарам, через арабский язык это все было доступно уже в булгарский и золото-ордынский периоды. Сейчас татары просто массово вернулись к своему любимому занятию-медицине.

Еще одно любимое занятие татар, это служба в полиции и армии. Это тоже связано с их великим военным прошлым. Отсюда не секрет, что многие знаковые фигуры 2-й Мировой войны были из татар. Сейчас всем известно, что легендарный Матросов был татарином, первым флаг на Рейхстаг установил также рядовой Захидов, обороной Брестской крепости руководил крещенный татарин Гаврилов. Маршал Конев – также из татар. Начальником Генштаба советской Армии времен войны был крещеный татарин генерал армии Антонов (Документальные подтверждения этому есть в книге Заки Зайнуллина «Татар ир-егетлэре»).

Хотя ясно, что войну выиграл советский народ, но сталинисты, персонифицируя победителя, кричат, что ее выиграл Сталин. Если уж идти этим путем, надо кричать, что войну выиграл татарин Антонов, который как профессиональный военный принимал все стратегические решения, а Сталин лишь озвучивал их и придавал им политическое значение. Значение Антонова понимал и оценивал и сам Сталин. Не зря он принимать парад Победы у Жукова предложил Антонову. Но Жуков был маршалом, а Антонов – генералом, и Антонов сказал вождю, что в данном случае нарушается субординация. Тогда Сталин сказал ему, что для этого он сделает его маршалом немедленно, но он должен записаться в документах не татарином, а русским. Антонов отказался от этого предложения и заметил вождю, что его грузинская национальность не помешала ему стать генералиссимусом. После этого Антонов попал в опалу, и его карьера пошла вниз.

Так что тяга татар в полицию и армию исходит из их менталитета, для которого характерны дисциплина, законопослушание и исполнительность.

Если смотреть в общем, то татарам свойственна большая пассионарность, оптимизм и сплоченность. Об этом говорят и передовые позиции Татарстана во многих сферах деятельности в масштабах России.

Надо кончать эту непродуктивную и никому не нужную возню вокруг кадрового вопроса в Татарстане. Народы распределяются по разным сферам деятельности, благодаря естественному течению жизни и менталитету народов, а не по вине козней татар. Кто этого не понимает, тот не понимает философии жизни.

Считаю, что теперь настало время больше татар надо продвигать на федеральные высокие должности. Это будет благом для России. Эта страна стоит нараскоряку уже 20 лет, и порядку в ней все нету. Трудно нам строить свою маленькую татарскую Швейцарию внутри этого полного хаоса. Я вижу следующий выход из создавшегося положения.

Вместо США и исламских террористов главными врагами России объявить алкоголь, наркотики и коррумпированных чиновников, а главными союзниками вместо армии и военно-морского флота объявить ислам и татарский народ, как народ, получивший богатейший опыт выживания в христианском аду с 1552 года.

Это – и есть наиболее реальная и полезная русская идея, которая возродила бы русский народ в новом качестве. Считаю, что теперь настало время больше татар надо продвигать на федеральные высокие должности. Это будет благом для России.

Эта страна стоит нараскоряку уже 20 лет, и порядку в ней все нету. Трудно нам строить свою маленькую татарскую Швейцарию внутри этого полного хаоса. Я вижу следующий выход из создавшегося положения.

Вместо США и исламских террористов главными врагами России объявить алкоголь, наркотики и коррумпированных чиновников, а главными союзниками вместо армии и военно-морского флота объявить ислам и татарский народ, как народ, получивший богатейший опыт выживания в христианском аду с 1552 года.

Это – и есть наиболее реальная и полезная русская идея, которая возродила бы русский народ в новом качестве.

12.05.2011

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх