Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв



i-mulla

takbir.ru









ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

  

Рафаэль Мухаметдинов,
к.и.н.,старший научный сотрудник Института истории АН Татарстана,
общественный деятель


ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА КАК ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Основная беда татарского народа заключается в том, что он внутренне не структурирован (не организован), и у него нет настоящих руководителей, которые бы избирались на основе этой структуры. Если взять президента Татарстана, то он юридически (да и практически) не является руководителем татарского народа, он – всего лишь руководитель населения Татарстана, на территории которого проживает всего лишь 28 % от всего татарского народа. Он может лишь что-то делать в области развития татарской культуры и образования в пределах республики и в рамках российских законов. Его компетенции очень ограничены. Если взять Всемирный Конгресс Татар (ВКТ), то – это всего лишь общественная организация. У нас нет ни одного национального органа, который бы был избран путем всеобщего голосования всего 7-милионного татарского народа, буквально каждого татарина. Мы – не структурированный и лишенный лидера народ. У нас нет станового хребта, поэтому мы не способны сопротивляться даже слабому ветерку, сразу падаем и начинаем жаловаться на судьбу.

У нас сложилась печальная ситуация: татарский народ – армия без генералов, а наша правящая элита (руководство Татарстана и ВКТ) – генералы без армии.

Я вижу разные формы внутренней организации татарского народа. Одна из них – форма «общины». Общины различных уровней (например, общины этажа, подъезда, дома, городского района, города, района республики, Татарстана, российских регионов, всероссийская федеральная община) должны быть связаны с местом проживания людей. Избранные руководители общин всех уровней должны соответственно называться «глава этажа» (кат башы), «глава подъезда» (кереш башы), «глава дома» (йорт башы) и т. д.

Стратегические задачи этих общин – социальная и национальная консолидация татар, расширение сферы применения татарского языка и утверждения того положения, что быть татарином, являющимся членом общины просто выгодно (Если ты считаешь себя истинным татарином и вступаешь в общину, то община всегда защитит тебя от чьих-то несправедливых притеснений, ты начнешь ощущать себя сильным и будешь получать определенную пользу от того, что ты – татарин).

1. Социальная деятельность: касса взаимопомощи, помощь старым одиноким людям, контроль за деятельностью ЖКХ, соблюдение чистоты и порядка в подъездах и дворах, борьба за увеличение пенсий, освоение органов местного самоуправления, по возможности организация паевых бизнес-структур на базе общины, взаимопомощь членов общины высокого уровня (общины больших домов, района) и местных татарских бизнесменов. Это может проходить в следующей форме: община методом сарафанного радио рекламирует и покупает товары именно этих бизнесменов, а те в свою очередь делают посильные благотворительные взносы на деятельность общины.

2. Деятельность в сфере культуры: проведение национальных и религиозных праздников, организация общества «Знание», работающего в системе общин, чтение лекций «летучих университетов», проведение общих мероприятий с близлежащей татарской школой и мечетью. При главах крупных общин должны быть информационно-аналитические подразделения по сбору и распространению информации устно и через СМИ и интернет.

3. Работа по воспитанию молодого поколения: спорт, военно-патриотическая подготовка, летние трудовые и спортивные лагеря, лагеря отдыха.

В городах эти общины надо создавать с уровней этажей многоквартирных домов, то есть – с этажных общин, а в деревнях – с уличных общин. Община должна избрать свою главу. Желательно, что бы в руководстве общины были национально ориентированный ученый или учитель, человек, разбирающийся в исламе (для кряшен – в христианстве) и бизнесмен. Естественно, они должны обладать руководящей жилкой. Если они не захотят входить в руководство, то им надо предложить статус советников при главе или руководящем совете общины. Всем членам общины необходимо будет обменяться адресами, номерами телефонов, «E-mail»ами. Каждый член общины должен будет дать в регистрационный журнал данные о себе: Ф. И. О., год рожд., образование, профессия, место работы и должность. Таким образом будет проведена инвентаризация татарского населения. Только после этого мы будем точно знать, где и сколько нас живет.

Затем община должна утвердить план своей деятельности на год и поквартально, создать кассу общины путем обязательных взносов, величина которых должна решаться собранием общины.

Естественно, всю работу общины надо стараться вести на татарском языке, так как сохранение и развитие языка – одна из важнейших задач общины.

Я бы посоветовал активным и неравнодушным людям, не думать, что в их дома придут какие-то специальные люди с инструктажем по созданию общин, а самим поговорить с соседями, обсудить мою статью и попытаться организовать общину. Как говорится, никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобождения своею собственно рукой! Со временем, когда этот почин наберет силу, накопится определенный опыт, можно было бы провести научно-практическую конференцию по работе общин.

Пока в недрах самого народа не будут созданы подобные незыблемые структуры, у татар не будет будущего. Если же такая структура начнет функционировать, то в будущем, опираясь на нее, мы сможем создать любую партию и такое государство, которое посчитаем нужным.

Нашей современной общине можно найти аналог в татарской истории. Это татарский «джыйын» (сельский сход, собрание жителей определенной территории). Раньше в каждой деревне был свой джыйын. Джыйын у татар был некой демократической системой общения, взаимопомощи и управления, которая зародилась в очень древнюю, еще доисламскую эпоху. Думаю, что как самая развитая в мире и самая знаменитая англо-саксонская демократия своими корнями восходит к военной демократии древних германцев и викингов, так и демократия татарского джыйына восходит к еще более древней военной демократии древних тюрков гуннской эпохи.

Таким образом, система татарской общины – это одна из форм демократии, а говоря конкретнее, - система татарской демократии, система создания у татар гражданского общества.

03.09.2012

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх