Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

Татары (справка)

Татары являются вторым по численности коренным этносом в Российской Федерации. Общая численность - 6648,7 тыс.чел. (1989 г.), из которых 5552 тыс.чел (1989 г.) живут в РФ, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский регион (свыше 4 млн.чел.). В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан (1765,4 тыс.чел.) и Республике Башкортостан (1120,7 тыс.чел).

Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское и другие ханства). Наиболее древняя письменность - тюркская руника. С Х в. по 1927 г. письменность функционировала на основе арабской графики, с 1928 по 1939 гг. - на латинской графике, затем - на кириллице. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написана в XIII в. С началом книгоиздания на татарском языке (конец XVIII в.) до 1917 г. было издано 15 тыс. наименований книг общим тиражом около 50 млн.экз. (на арабской графике). До начало советского периода в России выходили (с 1905 г.) до 100 татарских периодических издания. Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.

Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этнотерриториальных групп: волгоуральских, сибирских и астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность (она варьирует у всех этносов), в своей основе едина. Народно-разговорный татарский язык (состоящий из нескольких диалектов) является в основе единым. С XVIII — по начало XX вв. сложилась общенациональная (так называемая «высокая») культура с развитых литературным языком. Этот слой культуры, создаваемый весьма разветвленными институциональными механизмами (СМИ, школа, театры, ансамбли, научные учреждения, издательства и т.д.) обслуживает всех татар.

На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3 астраханских татар состояла из переселенцев, причем многие из них были перемешаны (через браки) с местными татарами. Такое же положение наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с коренными сибирскими татарами. Поэтому, сегодня выделение "чистых" сибирских или астраханских татар практически невозможно. К тому же, зачастую переселенцы усвоили региональное татарское самосознание (как русские в Сибири, называющие себя "сибиряками"), которое трудноотличимо от собственно татарского этнического самосознания (определение "я - сибирский татарин", имеет весьма расплывчатый смысл — не столько этнический, сколько территориальный).

Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Кроме того, кряшены весь советский период усваивали не только фольклорный, но и общенациональный слой культуры (в т.ч. и через школу, СМИ). Это, естественно, является фактором, усиливающим единство всех татар, независимо от конфессиональной принадлежности. Татарские идеологи уже во второй половине XIX в. отделили религию от этничности, создавая тем самым основу формирования современной секулярной нации. В условиях усиления религиозного сознания (в настоящее время до 3/5 татар считают себя верующими) попытка сделать религию базой идентичности способна привести к «боснизации» ситуации, что крайне опасно.

Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишяр, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.

Рафаэль Хакимов Директор Института истории Академии наук Татарстана

Академия наук Татарстана ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
420503 Казань, ул. Кремлевская, 9.
Тел.: (8432) 92-92-64
e-mail: history@vega.kzn.ru

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх