Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Национальные традиции

Джиен (Җыен)

Җыенда ят кеше булмас       

Первым по своей значимости праздником гуннского этноса до Сабантуя, несомненно, является Джиен (Җыен). Его истоки в родоплеменных организациях тюркских народов.

Сама Джиенная организация тесно связана с историей развития больших родственных коллективов, представляющих собой группу семей, образовавшуюся в результате разрастания и деления одной большой семьи. Отделившиеся семьи стремятся поддерживать связь со своими родичами, оставшимися на прежней территории.

В определенный период года, обычно летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время устраиваются съезды родственников. На тесную связь праздника с древними родственными отношениями указывает, прежде всего, этимология самого термина «Джиен», который у булгар употребляется в значении большой семьи или объединения нескольких родственных семей, встречи родичей, совета, народного схода, мира и т. д. Это подчеркивается и татарскими народными пословицами: «Җыенда ят кеше булмас» («На Джиене чужих не бывает»); «Киңәшле җыен таркалмас» («Джиен, созванный предварительно по совету, не распадется»); «Уенда узган җыенда узар» («Что приемлемо в игре, приемлемо и в Джиене»); «Җир җылынгач җыен җыела» («Как земля прогреется, собирается Джиен»).

Слово «Джиен» с некоторыми фонетическими изменениями встречается у многих тюркских народов. Джиенный порядок организации населения пришли в край вместе с древними тюркскими племенами.

На территории Татарстана, где многие века отмечается Джиен, удалось воссоздать прежнее значение Джиенов как определенных общественно-территориальных единиц, каждая из которых имеет свою определенную территорию и общеизвестное название.

Каждый из Джиенный округов связан родством с меньшим числом округов и населения. При большом числе Джиенный округов в одном цикле с довольно сложной организацией не теряется их внутренняя структурная стройность. В таком случае сама конфедерация делится на ряд звеньев, состоящих из нескольких округов, более тесно связанных между собой родством и порядковой последовательностью проведения Джиенов.

Характерна и такая историческая деталь: при организации праздников учитывается связь Джиенный округов с древними памятниками и кладбищами («Изгеләр зираты») данной территории, что сохранилось в их названиях. Причем в большинстве случаев археологическим объектом, находящимся возле центра Джиена, оказывалось булгарское селение или кладбище.

На основе анализа лексики более 100 наименований Джиенов, ежегодно проводимых в одно и то же время и в определенной последовательности в двух географических районах — Предкамье и Предволжье, отмечено, что «система Джиенной организации татар имеет тесную связь с археологическими памятниками волжских булгар XII-XIV вв. На территории размещения почти каждого Джиена известны четко датируемые памятники: селище (преимущественно), кладбище булгар и городище. Среди татарского населения особо почитаемыми являются те археологические объекты, которые находятся возле центра Джиена, в большинстве случаев ими оказываются булгарские селища или кладбища».

Время проведения Джиена. Ответ на этот вопрос может дать, прежде всего, анализ проведения летних обрядов. Так, из 100 Джиенов, имеющих указание времени их фиксации, 13 были проведены в мае, 23 — в начале июня, 19 — в середине июня, 38 — в конце июня и 6 — в начале июля.

Главные же, то есть Конфедерационные Джиены, проводятся, как правило, именно в последнюю неделю июня — в дни летнего солнцестояния. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания писателя Карима Амири о «Кайпан җыены» Татышлинского района Башкортостана, написанные в 1947 г., а также знатока народных обычаев из Заинска Г. Марданшина о «Шәнгәле җыены». В статьях Г. Марданшина речь идет о проводимых Джиенах в Нижнекамском, Сармановском, Заинском и Тукаевском районах. Также об этом исследователя информировали Р. Алкина (Апастово), Ф. Галиуллин (Буинск), Д. Гарифуллин (Сарманово) и Р. Кариева (Атня), причем последняя свидетельствует о проведении еще в 60-70-е гг. в селе Яна Кырлай (Тукай Кырлай) Атнинского района и «Джиена 17-ти часов».

«Джиен 17-ти часов» («17 сәгать бәйрәме»), означающий самый длинный день в году, на татарском языке звучащий как «Олы көн җыены», проводится в этом селе издавна и имеет еще название «Кырлай җыены» или «Ийәбаш җыены».

Это период цветения, в целом расцвета природы. Гости собираются у хозяина около 10 часов утра. После чаепития все выходят на лоно природы, на лесную поляну неподалеку от речки, с самоварами, казанами-котлами, с яствами, и это называется “сәйран чыгу”. Поляна, где проводится Джиен, накрывается паласами, скатертями. Празднование продолжается весь день. Участники Джиена собирают цветы, лечебные травы. Вечером организовывается “Баня 17-ти часов”, где обливаются водой, настоянной на собранных днем травах. После чего расходятся по домам».

Праздник «Оло көн» особенно распространен у пермских татар, татар-мишар, татар-кряшен, а также у казахов, чувашей, марийцев и др.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх