Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Вторая научно-практической конференция

Мубаракшина Меймуня Ахметшиновна – соавтор книги «Известное и неизвестное о татарах»

 

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашем родном языке туган тел.

Нас всех беспокоит то обстоятельство, что наша молодежь, и не только она, стала меньше говорить на своем языке.

В чем дело?

Какова причина этого явления? Я думаю, что корень зла в том, что над нашим народом, как дамоклов меч, висит так называемое "татаро-монгольское иго".

Вот сидит ученик-татарин 10-11 лет в классе и слышит о том, что, вот, дескать, пришли злые татаро-монголы и в течение нескольких веков угнетали Русь. Ученик начинает размышлять: оказывается, вон из какого рода, племени он, если до этого в семье ничего ему не рассказывали (историю татар). Так начинается отчуждение. Вся тяжесть такого положения падает на неокрепшие плечи учеников татарской национальности, на плечи детей-татар.

Вначале все говорили и говорят о монголо-татарах, а со временем слово монголы исчезает, остается только слово «татары».

Нам, татарам, видимо, многое надо делать, чтобы наши дети, внуки знали истинную историю своего народа. Неплохо бы, если бы и русские знали неискаженную историю татар.

Нам нужно больше говорить о достижении татар-ученых, политических деятелей, о книгах татарских писателей, рассказывать об артистах. Надо, чтобы дети гордились своей нацией. Делается крайне мало. Зал дома Асадуллаева не всегда наполняется.

По радио и телевидению нет выступлений татар. Даже при передаче об Александре Матросове не было сказано, что он татарин. Это было 9 мая 2007г. А 4 ноября 2007 г. рассказывалось о Пожарском и Минине. О Пожарском рассказали, где он родился, где жил, а о Минине лишь назвали его имя.

Кто знает, что Карбышев татарин? Кто знает писателей, живущих в Москве - Мирхайдарова, Хакимова, Мусина? Были ли встречи с ними?

В этом отношении молодец Марат Башаров. Он не скрывает своей нации. При поздравлении Татьяны Тарасовой он произнес поздравление на татарском языке.

Шаймиев собирает татар в Казани. Приезжают отовсюду. Поражает то, что татары, живущие за границей, не теряют своего языка, своей культуры.

Нам, московским татарам, тоже нужно собираться. Благо, есть, где собираться, - Дом Асадуллаева!

Надо признать, что руководство дома в лице Хусаинова Анвара Умаровича, президента Региональной Московской Автономии татар Акчурина Расима Сулеймановича и, конечно, профессора МГИМО Ахтамзяна начало большое дело: будут устраивать встречи с крупными учеными-татарами. Уже одна встреча состоялась. Легендарный человек Роберт Нигматуллин выступил перед собравшимися.

Наш современный татарский язык донес до наших дней древний дух волжскко-камских булгар, составивших мощный пласт нашего этноса, нашей истории. Тюрки-булгары появились на территории Евразийских степей, занимаемых ныне Россией, задолго до прихода сюда восточно-славянских племен, образовали свои государства, связанные дипломатическими узами со многими тогдашними цивилизованными странами. На своем языке и своей письменности создали передовую для того времени литературу, поэзию.

Когда в эти края позднее, через столетия явились восточные славяне и они в засушливые годы испытывали голод, тюрки-булгары поставляли им зерно, чтобы спасти их от голодной смерти.

Тюркский-булгарский-татарский мир занимал огромную территорию – от Дуная до Байкала и далее на Восток. Свидетельства обитания на этой территории тюрков-татар-булгар, в частности, на степных просторах Прикубанья, Задонья, Предкавказья – это оставленные за много сотен лет жизни на этой земле надмогильные стелы – балбалы. Балбалы тысячами покрывали необъятные степи.

По прошествии веков эти степи, названные новыми насельниками – славянами – «диким полем», начали обретать иной облик.

Проезжая по этой территории, мимо так названных «Потемкинских деревень», императрица Екатерина II обратила внимание на эти бесчисленные балбалы – творения иной культуры, показывающие, что эта территория – не исконно русская, а, так сказать, «благоприобретенная».

Чтобы никто не сомневался в том, что русские здесь «испокон веков», было высочайше приказано снести все до единого балбалы, не отражающие русский дух, и вандализм на государственном уровне был совершен в короткие сроки. Теперь на этих местах нет напоминаний о том, что славяне здесь – пришлые. Даже в географических названиях. (Это извечная Российская традиция: присоединив Восточную Пруссию к себе, она изгнала оттуда всех немцев, переименовала на свой лад все города и веси и другие географические названия. Так и с Карельским перешейком.)

Этот экскурс в прошлое – горькое подтверждение того, что в России – все только для русских. Теперешнее отношение Российского государства к языкам своих коренных, но нерусскоговорящих граждан – это продолжение того же вандализма, совершенного по отношению к балбалам. То – вандализм в материальной форме. Нынешнее же постепенное выдавливание из обихода нерусских языков в стране – это вандализм в духовной сфере.

Россия не слышит тревожный зов ООН, ЮНЕСКО, СЕ – о необходимости принятия срочных безотлагательных мер по спасению гибнущих (по вине руководства страны, в связи с пагубной для жизни негосударственных языков – стратегией государства) языков, обреченных на верную погибель.

Трудно понять цивилизованному миру такую непробиваемую античеловеческую позицию России. А ведь и среди абсолютно русских граждан страны есть инакодумающие – совесть нации. Русский историк князь Н.С. Трубецкой говорил: «…Государственность России – Евразии строилась не только русскими, но и другими народами, населяющими нашу страну, и большая роль здесь принадлежит наследию, доставшемуся…» от прошлого.

Россию создали, по сути, два народа – русские и татары. В свое время языки обоих народов звучали в стране на равных. Теперь не только татары сами, но и их язык в Государственной немилости. Гуманно ли это?

И язык других народов, населяющих нашу страну – такое же сокровище, как и русский язык, так трепетно и бережливо охраняемый и развиваемый Государством, немолчно требующие к себе внимания.

В заключение надо сказать, что мы, татары – не пришлый народ, мы коренные жители страны, которая называется Россией, и которая возникла как правопреемница Золотой Орды.

Нам, татарам, нужно громче говорить о себе. Может быть, ставить вопросы, которые раньше невозможно было решить. Почему бы мусульманам не ставить вопрос о том, какую жестокость проявила православная церковь по отношению к мусульманам, к нашим предкам. Мы по-прежнему чего-то боимся. Наверное, чтобы нам в лицо не бросили слова «татарин», «Чингисхан». Мы должны отстаивать свои интересы и прославлять наш народ, его достижение. Великое дело, что сейчас проводятся Всемирные конгрессы татар. Спасибо Шаймиеву – президенту Татарстана.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх