Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru

ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2016
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Языкознание

Рафкат ГалимовГалимов Рафкат Габдрахманович - председатель Оргкомитета конференции, президент Московского общества татарской культуры "Туган тел", председатель татарской национально-культурной автономии ВАО, ветеран ВОВ


Бисмилляхи рахмани рахим !

Цель проведения конференции – защита языковых прав народов России, в частности, татар – второй по численности нации в Российской Федерации, населяющих территорию нынешней России с незапамятных времен по сей день, прав языков, ущемляющихся в стране все более и более и приближающихся к уничтожению.

ЮНЕСКО установило в 1999-м году «Международный День Родного языка», кстати, не отмечаемого в России, в целях защиты прав на сохранение и достойное существование не государственных языков многочисленных народов мира, которые, в общей сложности сейчас говорят на более чем 6000 языках и не малое количество которых находится на грани гибели, исчезновения, в том числе и в России. С того времени, к сожалению, положение с охранением, сбережением родных языков народов, обучение на родных языках в России не улучшилось, а наоборот, ухудшается, несмотря на то, что Декларация от 25-го октября 1991-го года № 1806\1-1 «О языках народов России» определяет каждый язык как «неповторимое явление общечеловеческой культуры» и осознается, что исчезновение языка, в котором заложены свои особенности мировосприятия, является катастрофой как для мировой культуры, так и для каждого из нас, что с языком тесно связано мышление и восприятие мира. Эта декларация, к сожалению, остается только декларацией, не претворенной в жизнь.

Можно упомянуть только один факт, говорящий о том, как работает эта декларация. В столице страны Москве уже со времен войны для порядка 2-х миллионов и постоянно растущего ее нерусского населения, как не было, так и нет ни одного детсада с воспитанием на родном языке, ни одной общеобразовательной школы с обучением на родном языке. Только так называемый «этнокультурный компонент», и то – в мизерном количестве: 26 учебно-воспитательных заведений с охватом менее 4 тысяч нерусских детей, ни в коей мере не заменяющий собой воспитания и обучения на родном языке, как это есть для русских. А ведь были до революции в Москве школы с обучением на родном языке и немало и у многих национальных общин, проживающих в городе.

Перед вступлением в тему сообщения, видимо, будет полезным привести несколько выдержек из Конституции РФ – Основного Закона страны, регламентирующего жизнь народов, населяющих нашу общую Родину, из Конституции, статьи которой посвященные образованию, беззастенчиво попираются, а гарант Конституции - Президент, якобы не замечает этого.

В самом начале Конституции сказано:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие… исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам… веру в добро и справедливость… утверждая незыблемость ее демократической основы… исходя из ответственности… перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Государства.

ст. 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ…

ст.5 РФ состоит из Республик, краев, областей… Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство…

ст.7. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

ст.13. … запрещается … разжигание социальной, расовой, национальной… розни.

ст.15. … общепризнанные принципы и нормы международного права… являются составной частью правовой системы… РФ.

ст.17. В РФ признаются и гарантируются права и свободы гражданина и человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

ст.18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

ст.19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка… запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ст.26.п.2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.

ст.29. … Запрещается пропаганда… национального… превосходства.

ст.43. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

ст.55.п.2. В РФ не должны издаваться Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

ст.68.3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

ст.69. РФ гарантирует права (в том числе и языковые Р.Г.) коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

ст.71. В ведении РФ находятся:

в) … регулирование и защита прав национальных меньшинств.

е) установление основ Федеральной политики и Федеральные программы в области государственного … национального развития РФ.

ст.80.п.2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

ст.90 п.3. Указы и распоряжения президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам.

ст.114 п.1. Правительство РФ:

в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования…;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан…

ст.115. Постановления и распоряжения Правительства РФ, в случае их противоречия Конституции РФ, Федеральным Законам и Указом Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Вот что гласит действующая Конституция в части защиты прав народов страны, в том числе языковых. Она, Конституция, не уважается теми, кто должен был бы свято чтить ее статьи, а на деле грубо противодействует ей, ее статьям об образовании на родных языках многонационального народа РФ. Более того, сам Президент (бывший) Путин В.В., став не гарантом Конституции, а попирая ее, подписал в декабре 2007 года «Федеральный Закон №309 – ФЗ», который противоречит не только Конституции, но и «Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств», которая ратифицирована РФ в июне 1998 года и вступило в силу для РФ 1 декабря 1998 года, «Европейской Хартии о региональных языках меньшинств», которая подписана Россией 10 мая 2001 года, «Декларации ООН о правах коренных народов», которая принята 13 сентября 2007 года.

«Принятие Закона, направленного на выдавливание из системы образования родных языков и самобытных национальных культур, выглядит как вызов всем нерусским коренным народам России, как провоцирование обострения межнациональных отношений в РФ», и это в так называемом «правовом государстве» («Звезда Поволжья», 6-12 декабря 1997 года, Фандас Сафиуллин).

На 3-м съезде Всемирного Конгресса татар тот же президент Путин В.В. говорил: «Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – средоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз силы нашего государства…» (Казань, 2002 год, 30 августа) (Там же, «Звезда Поволжья»). «Претворение в жизнь этого Закона (№309-ФЗ) роняет авторитет, честь и достоинство РФ, становится долгосрочным фактором дестабилизации межнациональных отношений в РФ» (там же, Ф.Сафиуллин).

В свое время, В.И. Ленин так ставил вопрос: «Приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять» (Ф.Сафиуллин, «З.П.», 13-19 декабря 2007 года). Как далеко смотрел Ленин – почти на сто лет вперед.

Страна уверенно, ускоренно движется в направлении, определенном, как государственная стратегия в откровенном высказывании еще в 1870 году тогдашним Министром Просвещения Д.А.Толстым в части национальной политики России в сфере образования: «Конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего Отечества, должно быть обрусение их и слияние их с русским народом» (там же). Толстой не успел довести до полной реализации это человеконенавистническое намерение страны. Эстафету доведения до полной реализации, претворения в жизнь этого намерения, без громкой огласки переняло нынешнее руководство страны и, как видно, небезуспешно реализует. В общемировом масштабе каким кощунственно-бесчеловечным, бездарным, безнравственным должно быть государство, которое силой своей власти, презрев Конституцию, навязывает своему коренному многонациональному народу единообразие в языке, отторгая у граждан их родные языки, от рождения данные Богом вместе с жизнью.

По статистике «количество школ с преподаванием на родном татарском языке в регионах РФ с 714 в 2004 -2005 учебных годах сократилось до 490 в 2006 – 2007 учебных годах» (Минтимер Шаймиев). Положение с обучением на родных нерусских языках других коренных народов, населяющих страну испокон веков, не лучше. Для официально числящихся в Москве по переписи населения на 2002 год татар в количестве 166 тыс. человек (а по не официальным данным их порядка полумиллиона) всего по 2 школы и детсада с татарским этнокультурным компонентом, охватывающие менее одной тысячи воспитуемых и обучающихся детей и ни одного учебного заведения с обучением и воспитанием на родном языке. Так сама Москва – столица - чтит свою Конституцию, закон об образовании, показывая пример Регионам. Так поставлена в стране пропаганда обучения на родном языке, антигуманная, проклинаемая Богом.

Нерусских, вовлекая столетиями путем завоеваний или «добровольного» их вхождения, Россия успела приручить, старательно выработала в них сознание чувства раба, и достаточно преуспевает в превращении своих нерусских граждан в этноманкуртов и этнозомби. Они, эти нерусские, стали уже неспособны сопротивляться этно- и лингвоассимиляции. У них отбирают родной язык, а они не только не сопротивляются – они, эти нерусские, в том числе татары, молчат, и неродной им, чуждый их мировосприятию язык начинают считать родным, теряя этничность, облик, данный самим Богом.

Москва, как явствует из ее поведения, и не собирается в будущем что-либо менять в своей антигуманной, антинародной политике в области образования на родных языках своих нерусских граждан. Такова глубинная суть страны. Она упорно напролом движется к осуществлению идеи «Россия только для русских». Не взирая на статьи Конституции, насаждается национальная рознь между народами, населяющими страну. Несмотря на статью Конституции, где запрещается пропаганда национального превосходства, везде и всюду – в СМИ, радио и телевидении – Русский язык и только он велик и могуч. Эту идею отстаивает Москва, упорно навязывая своим гражданам мысль о никчемности образования на родном языке нерусских жителей Москвы.

Есть официальный «Закон об образовании» РФ в редакции от 25.12.2008 № 286-ФЗ, провозглашающий:

«государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) …Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство Федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

3) субъекты РФ в соответствии с их статусами и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты…

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенций в области образования между Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Статья 6. Язык (языки) обучения.

2) граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке…

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

4) Государство в соответствии с международными договорами РФ оказывает содействие представителям народов РФ, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке. (Вот даже как - и проживающим вне территории РФ. Стало быть – проживающим на Родной территории в РФ должно быть - тем более!!! Р.Г.)

7) Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов РФ…» Все это только Декларация, не осуществляемая в реальности.

Ни СМИ, ни радио, ни телевидение (общегосударственные), несмотря на неоднократные обращения нерусских к Правительству и Президенту страны, зная, что коренные народы страны по известным причинам живут, в основном, не на своих Родных территориях, а рассеянно, по всей России, не ведут для них программных передач ни о народах России, ни о их языках, ни об их образовании на родном языке, ни об их культурах, обычаях, как будто их уже нет. Так осуществляется русификация. Эти два основополагающих документа (Конституция и Закон об образовании в части национального образования), регламентирующих права народов, проживающих по воле судеб в РФ нигде не озвучиваются, нигде, опираясь на них, не ведется работа ни по сохранению, ни по расширению сети школ и детсадов с воспитанием и обучением на родном языке, как будто и нет этих документов.

По данным исследований международного масштаба «Наибольшая эффективность и целесообразность дошкольного и начального школьного обучения детей на родном языке является сейчас общепризнанным фактом… Во всех случаях те, кто начинал обучение на своем Родном языке, а затем переходил на язык последующего обучения, добивались лучших результатов по сравнению с теми, кто с самого начала обучался не на своем родном языке…»

Более расширенно понимая значение владения не одним языком, сказано: «огромное социальное значение имеет в регионах проживания нерусских этносов функциональное владение местным языком всеми (т.е. и русскими) или большинством жителей этого региона, а не только теми, для кого они являются этнически родным…» вот как понимается в мире язык в жизни человечества, но только не в России.

«Этноязыковая политика государства, в частности, безграмотная с социолингвистической и психолингвистической точек зрения – провозглашение русского языка «вторым родным» для всех народов страны, привели к формированию прочного стереотипа: где бы ты ни жил… вполне достаточно знать только один язык – русский…» (М.В. Дьячков). Повсюду в стране эта проблема болезненна, повсюду требуется ее решать, а не загонять в угол. К сожалению, политика руководства страны в этом вопросе диаметрально противоположна решениям ООН, ЮНЕСКО. Улучшения состояния дел в сфере национального образования в стране можно добиться только кардинально изменив языковую политику руководства страны, в частности, Президента, отойдя от все разрастающейся в стране ксенофобии.

По рекомендации ЮНЕСКО в современном мире необходимо знание, по меньшей мере, трех языков: имеется ввиду обучение в дошкольной и начальной младшей школьной поре – на родном языке, в некоторой степени изучая государственный. Затем - в старших классах школы, продолжая обучение на родном языке, обязательное включение в школьную программу, наряду с государственным, не менее одного иностранного (возможно, предпочтительно, английского, ставшего практически международным) в объеме образовательного стандарта.

Этнокультурный компонент, как пишет лингвист Н.М.Хасанов (Москва) - только для «воспроизводства родного языка для потребления в сфере семейно-бытовой и внутриэтнической… т.е. в … ограниченном объеме». Как пишет лингвист Выгодский Л.С.: «усвоение другого языка в развитии ребенка опирается на известный уровень знания родного». А.Ш.Асадуллин (Казань) пишет о школах с этнокультурным компонентом: «о каком постижении духовного богатство родного языка можно вести речь, когда… здесь… все предметы изучаются на русском языке… а родной язык… только как учебный предмет…»

«Каждый человек, каждый народ наделен особыми правами, которые определены самой природой, т.е. естественными правами. Это – право на жизнь, на любовь, продолжение рода и т.д. Язык и свободное пользование им – как устным, так и письменным – относятся к таким неотъемлемым правам человека и народа.

Язык, как важнейшее средство человеческого общения – это величайший дар природы, всей земной эволюции. Он неотделим от мышления, выражает всю сущность и характер своего носителя – нации, народа. Народы, целые цивилизации исчезают с исчезновением языков. Народ жив, пока живет его язык» (Ф.Сафиуллин)

В своем (ежегодном) послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года Президент РФ господин Медведев Д.А., в частности, говорил: «…укрепление международной законности… склад