Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2018
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Языкознание

Рамис Фарукович Сафин – первый заместителя председателя Исполкома Всемирного конгресса татар.


Хәерле көн, мөхтәрәм милләттәшләр, конференция кунаклары!
Добрый день, уважаемые участники и гости сегодняшней конференции!

Вот уже скоро два десятилетия как Российское общество переживает бесконечные реформы в сфере образования. Не случайно, российский президент Д.А.Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию подчеркнул, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать, с передовых позиций мы уже откатились».

Да, при всех недостатках тоталитарного режима, советская система образования считалась одной из лучших в мире. Она позволяла стране держать, передовые позиции по многим направлениям научных исследований и разработок. Её составной частью была национальная школа, которой мы по праву гордились. Она цементировала наше общество, способствовала взаимопониманию народов к взаимопроникновению их культур. Чем же она не угодила современным реформаторам образования, которые в последние годы целенаправленно проводят линию на разрушение национальной школы?

До недавнего времени в Федеральном министерстве образования существовал специальный отдел, отвечавший за развитие национальной школы; работал научно-исследовательский институт, успешно занимавшийся проблемами национального образования. Сегодня эти структуры ликвидированы. Согласитесь, это яркий показатель настроений в федеральном центре. И эти настроения неукоснительно доводятся до регионального уровня.

Отдельно хочу остановиться на проблемах татарской национальной школы. Наш народ по праву гордится, что она имеет тысячелетнюю историю. В этой истории оставили след выдающиеся мыслители и просветители - Кул Гали, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыйри, Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин и многие другие. Труды этих ученых являются достоянием не только татарского народа, но и всей исламской цивилизации. Имея такое огромное и богатое наследие, у нас нет никакого морального права позволить разрушить наше национальное достояние. Это было бы преступлением перед памятью предков и перед будущими поколениями. Даже тоталитарный режим не замахивался на национальную школу, а сегодня за её ликвидацию, взялся никто иной, как российский законодатель.

Несколько лет назад Министерство образования и науки РФ вместо национальной школы ввело понятие «школа с этнокультурным компонентом». Мы наивно полагали, что изменение названия не отразится на сути национальной школы. А когда Государственная Дума Российской Федерации убрала из Закона об образовании понятие «национально- региональный компонент», стало понятно, что все это было придумано только с одной целью - окончательно развалить национальную школу. Дело доходит до абсурда, когда в татарских селах регионов Российской Федерации на школьных зданиях уже запретили размещать вывески на родном языке. Более того, в регионах Российской Федерации с компактным татарским населением запретили преподавать родной язык "Әлифба" первоклассникам. Можно ли придумать более изощренные формы попрания прав народа. А ведь эти права гарантируются Конституцией страны.

Выход из создавшейся ситуации мы видим в неукоснительном соблюдении Конституции РФ и решении возникших проблем на основе Договора между органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Не будем забывать, что этот Договор имеет статус федерального закона. Проблемы школ регионов РФ с татарским этнокультурным компонентом, на наш взгляд, должны решаться на основе целевой программы, составленной Министерством образования и науки РФ и Кабинетом министров РТ. Вышеуказанный Договор дает возможность таких форм взаимодействия федеральных и региональных властей.

Хочу остановиться и на некоторых общих вопросах современной школьной реформы. Так называемая «оптимизация» больно бьет по сельской школе, подрывает перспективы российского села. А школа для села - это не просто образовательное учреждение. Исторически сложилось так, что она является фундаментом жизненных устоев. К сожалению, российское общество наступает на одни и те же грабли. Наша память оказалась слишком короткой, ведь в 60-х годах прошлого столетия подобное уже пытались практиковать. Тогда укрупнялись колхозы и районы - из так называемых «бесперспективных» сел на центральные усадьбы свозились все школы и учащиеся. Эксперимент этот провалился, повсеместно вынуждены были восстанавливать прежние школы. Самое смешное, есть немало сел, переживших такие процессы на протяжении жизни одного поколения 2-3 раза.

В последние годы в Исполком Всемирного конгресса татар стали чаще поступать письма и обращения, касающиеся проблем образования. Вот лишь один пример. С 1 сентября этого учебного года в селе Ботиряково Березовского района Пермского края ликвидировали основную школу, работавшую с прекрасными показателями. И это несмотря на отчаянное сопротивление родителей учащихся и всех сельчан. Вопрос неоднократно рассматривался в судебных инстанциях. Изучение ситуации на месте показало, что теперь детям предлагают ездить за 18 километров от родного села. В школе, куда возят детей, не оказалось ни одного преподавателя, владеющего татарским языком. Теперь многие родители из этого села уже задумываются о смене места жительства. Вот к чему приводит безумная игра судьбами людей. Невозможно читать без потрясения письмо, присланное из этого села и подписанное двумя сотнями его жителей. Оно пронизано горькой обидой на власть, в нем сквозят отчаяние и безысходность.

Нельзя не сказать также еще об одной серьезной проблеме, беспокоящей широкую российскую общественность. Несмотря на неоднократные, официальные заверения чиновников Министерства образования и науки РФ, в регионах страны «тихой сапой», волевым решением местных властей в школьные программы вводится преподавание так называемых «Основ православной культуры». В этой связи показателен скандал, разразившийся в селе Засечное Пензенского района Пензенской области. Без ведома руководителей школ, администрация района пыталась внедрить в учреждения образования предмет «Основы православной культуры». Когда директор школы в селе со значительным татарским населением воспротивилась таким незаконным действиям, районный отдел образования был вынужден отступить. Здесь ситуация складывалась так, что детям-мусульманам пытались фактически навязать обучение «закону божьему». Остается только удивляться тому, что, в случае запрета преподавания «национальных языков, вертикаль работает незамедлительно и без проволочек, а при самоуправстве с введением уроков православия вертикаль бездействует и в упор не видит нарушения конституционных основ светской государственности Российской Федерации.

Сегодня в нашем обществе много споров вокруг Единого государственного экзамена. Нас в национальных республиках волнуют свои аспекты этого нововведения. Хотя и было объявлено, что к 1 января 2009 года эксперименты в этой сфере заканчиваются, но нерешенных проблем очень много, особенно со сдачей ЕГЭ на родном языке. На наш взгляд, эта проблема должна решаться на основе все того же Договора между органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Отсутствие ясности в этом деле выступает непреодолимым препятствием для многих наших зарубежных соотечественников, желающих поступить в вузы Татарстана. Сегодня, когда страна нуждается в большом числе квалифицированных кадров, мы могли бы значительно расширить подготовку специалистов, особенно за счет возвращения соотечественников из стран СНГ.

Спасибо за внимание! Игътибарыгыз өчен зур рәхмәт!


афиша
Диспут-клуб
Фотоальбом
Полезные мелочи
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:
 
  на этом сайте
в Яндексе


Sara monlari


karaoke







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !