Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2016
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Языкознание

Рамис Фарукович Сафин – первый заместителя председателя Исполкома Всемирного конгресса татар.


Хәерле көн, мөхтәрәм милләттәшләр, конференция кунаклары!
Добрый день, уважаемые участники и гости сегодняшней конференции!

Вот уже скоро два десятилетия как Российское общество переживает бесконечные реформы в сфере образования. Не случайно, российский президент Д.А.Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию подчеркнул, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать, с передовых позиций мы уже откатились».

Да, при всех недостатках тоталитарного режима, советская система образования считалась одной из лучших в мире. Она позволяла стране держать, передовые позиции по многим направлениям научных исследований и разработок. Её составной частью была национальная школа, которой мы по праву гордились. Она цементировала наше общество, способствовала взаимопониманию народов к взаимопроникновению их культур. Чем же она не угодила современным реформаторам образования, которые в последние годы целенаправленно проводят линию на разрушение национальной школы?

До недавнего времени в Федеральном министерстве образования существовал специальный отдел, отвечавший за развитие национальной школы; работал научно-исследовательский институт, успешно занимавшийся проблемами национального образования. Сегодня эти структуры ликвидированы. Согласитесь, это яркий показатель настроений в федеральном центре. И эти настроения неукоснительно доводятся до регионального уровня.

Отдельно хочу остановиться на проблемах татарской национальной школы. Наш народ по праву гордится, что она имеет тысячелетнюю историю. В этой истории оставили след выдающиеся мыслители и просветители - Кул Гали, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыйри, Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин и многие другие. Труды этих ученых являются достоянием не только татарского народа, но и всей исламской цивилизации. Имея такое огромное и богатое наследие, у нас нет никакого морального права позволить разрушить наше национальное достояние. Это было бы преступлением перед памятью предков и перед будущими поколениями. Даже тоталитарный режим не замахивался на национальную школу, а сегодня за её ликвидацию, взялся никто иной, как российский законодатель.

Несколько лет назад Министерство образования и науки РФ вместо национальной школы ввело понятие «школа с этнокультурным компонентом». Мы наивно полагали, что изменение названия не отразится на сути национальной школы. А когда Государственная Дума Российской Федерации убрала из Закона об образовании понятие «национально- региональный компонент», стало понятно, что все это было придумано только с одной целью - окончательно развалить национальную школу. Дело доходит до абсурда, когда в татарских селах регионов Российской Федерации на школьных зданиях уже запретили размещать вывески на родном языке. Более того, в регионах Российской Федерации с компактным татарским населением запретили преподавать родной язык "Әлифба" первоклассникам. Можно ли придумать более изощренные формы попрания прав народа. А ведь эти права гарантируются Конституцией страны.

Выход из создавшейся ситуации мы видим в неукоснительном соблюдении Конституции РФ и решении возникших проблем на основе Договора между органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Не будем забывать, что этот Договор имеет статус федерального закона. Проблемы школ регионов РФ с татарским этнокультурным компонентом, на наш взгляд, должны решаться на основе целевой программы, составленной Министерством образования и науки РФ и Кабинетом министров РТ. Вышеуказанный Договор дает возможность таких форм взаимодействия федеральных и региональных властей.

Хочу остановиться и на некоторых общих вопросах современной школьной реформы. Так называемая «оптимизация» бол