 |
Тематический татарский диспут-клуб (форум) |
Архив самых интересных тем
Статья, опубликованной на сайте http://www.islam.ru
«Татарская гордость», или макдональдс в тюбетейке
Современная аналитика
[06.03.2002]
Проблемы молодежи являются сегодня одними из наиболее острых в нашей стране. Они не терпят долгого невмешательства, и их актуальность нарастает с каждым днем просто потому, что нынешние пятнадцати-двадцатилетние – это ближайшее будущее нашей страны. Таким образом, те устремления, те нравственные ценности, которыми руководствуется сегодняшняя молодежь, завтра по большей части станут в обществе доминирующими.
Молодежной проблематике в Исламе придается огромное значение, какое едва ли наблюдается в какой-либо другой религии. Достаточно будет упомянуть о том, что огромное количество сподвижников Пророка (мир ему и благословение) были молодыми людьми. Впоследствии молодежь часто оказывала заметное влияние на ход истории многих мусульманских государств.
Согласно Исламу молодость – это дар и милость Творца. В Судный День человек будет отвечать перед Всевышним за то, как он провел этот период своей жизни. Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к молодому человеку, сказал: "Используй молодость до прихода старости". Ведь именно в молодые годы человек может самым наилучшим образом проявить свои способности и принести наибольшую пользу себе и окружающим.
Все больше молодых людей в России с каждым годом делают сознательный выбор в пользу Ислама. Огромную часть из тех, кто приходит в мечети и медресе, составляют именно те, кому до тридцати лет.
Следует учитывать, что это далеко не простой и порой нелегкий шаг в обществе, где употребление алкоголя является нормой, а обычной реакцией на отказ «сообразить на троих» является агрессивное: «Ты что, меня не уважаешь?» Кроме того, надо учесть фактор распространения порнографии в СМИ, в результате которого среди обывателей утвердилось убеждение, что воздержание от внебрачных сексуальных связей является своего рода психической аномалией. Также приплюсуйте все то, что ежедневно выливается на Ислам и мусульман с экранов, казалось бы, общественного телевидения.
Тем не менее тысячи молодых людей делают сознательный позитивный выбор, отвергая культуру безудержного удовольствия, птючей и потребления хот-догов с пивом у метро.
Другой полюс мусульманской молодежи России, проявляющей хоть какую-то активность, представляют юноши и девушки, попавшие в различного рода группы девиантного поведения. Активность в этом случае явно негативная, имеющая отрицательный вектор, порой направленный просто в бездну. Это наркоманы, алкоголики, криминальные группировки, сюда можно также причислить всякого рода молодых национал-радикалов, а также юношей и девушек, попавших под влияние тоталитарных сект, например ваххабитов.
Между полюсами этого спектра располагаются разного рода национально-культурные организации, объединяющие представителей молодежи различных мусульманских народов России. В частности, как наиболее яркие, в этой связи можно отметить Московское татарское студенческое собрание, Виртуальный татарский клуб (ВТК), молодежная организация «Меджлиса» и др.
Одним из основных направлений их деятельности является проведение всякого рода мероприятий – фактически обычных молодежных тусовок с пивом и другими необходимыми для этого атрибутами. Непонятным остается обстоятельство, как распознают устроители этих вечеров принадлежность посетителей к татарской или любой другой нации. Может быть, проверяют паспорта или расспрашивают о генеалогии, или каким-либо еще нетрадиционным способом?
В этой связи можно припомнить, что не так давно ВТК зазывал татарскую молодежь на дискотеки, посвященные христианскому Новому году, католическому Дню св. Валентина, а вот вскоре планируется отметить танцами и прочим 8-е марта, годовщину демонстрации немецких социалисток-феминисток и проституток под руководством Клары Цеткин. При этом упомянутые организации воздержались от каких-либо собраний, приуроченных к главному празднику Ислама Курбан-Байраму, ограничившись поздравлением.
Разумеется, говорить о том, в какой форме проводятся эти вечера и насколько при этом соблюдаются нормы, которыми руководствовались татары в течение сотен лет, т. е. Шариат, вряд ли уместно. Любой желающий может ознакомиться с фотосвидетельствами того, к возрождению какой «культуры» призывают вышеупомянутые организации.
На призывы мусульман работать с подрастающим поколением в духе Ислама, тем самым, в действительности способствуя духовному и культурному возрождению мусульманских народов, устроители «встреч молодежи» лишь задумчиво отвечают, что, мол, верить нужно, но зачем же «в Бога ударяться». При этом игнорируется факт того, что именно запрет на практическое воплощение принципов Ислама в жизнь в советское время привел к нравственной катастрофе мусульманских народов нашей страны.
В то же время, например, МТСС, являясь структурным подразделением Фонда развития мусульманских народов (ФРМН), среди основных своих целей и задач обозначает «изучение и сохранение культуры, традиций татарского народа, в том числе истории, языка, религии и пр.». Однако совершенно не ясно следующее: то ли ФРМН ничего не знает о мероприятиях, проводимых его дочерней организацией, то ли МТСС не понимает, чем занимается, т. е. не осознает основных базовых ценностей своего народа.
Вместе с тем в этих организациях порой можно увидеть проявления самого незамысловатого бытового национализма. «Татарская нация, татары – это социальное явление, по своим размерам значительно превышающее общепринятые параметры. Наша сущность (а также история, обычаи, внешний вид) гораздо более интересны и приятны, чем историческая мораль привыкла считать. Это понятие глобальное», – пишут создатели сайта Виртуального татарского клуба.
Трудно разобраться в этой несуразной фразе. По всей видимости, «татары» (так было подписано заявление) пытались продемонстрировать актуальность своего начинания, но не нашли для этого ничего лучшего, чем заняться элементарным самолюбованием. Тут остается заметить, что история и обычаи татар действительно гораздо более интересны, чем их пытаются представить в ВТК, и т. д.
В отличие от МТСС Виртуальный татарский клуб озабочен в гораздо большей степени паспортной принадлежностью какого-либо человека к татарской нации, чем его внутренним состоянием и приверженностью культуре, традициям и религии предков. Так, они утверждают: «Вера народа также различна: кто-то верит в Аллаха, кто-то в Бога, кто-то в Кришну, кто-то ни в кого не верит, кто-то верит только в себя. Разницы нет, от этого мы не перестаем быть более татарами или менее татарами». Перефразируя поэта, можно только добавить: «Человеком можешь ты не быть, но татарином быть обязан».
Чувство этнической исключительности было достаточно широко развито во времена джахилии (доисламского языческого невежества). Пророк же (мир ему и благословение), провозгласив братство народов на основе веры в Единого Бога, говорил: «Кто призывает к национализму – тот не из нас». Таким образом, национализм – это одно из наиболее противных Исламу явлений. В то же время тот размах, который приобрела эта проблема в наше время, когда получить истинные исламские знания не составляет огромной сложности, не может не вызывать удивления и настороженности.
Таким образом, явление, представленное выше, можно охарактеризовать как слепок бытового, порой неосознанного национализма и современной молодежной субкультуры. Это своего рода «макдональдс» в тюбетейке, бутафория национально-религиозного возрождения.
При всем этом мусульманской молодежи, вовлеченной в орбиту национально-культурных организаций такого рода, если и не грозит скатиться в группу, охарактеризованную нами как имеющую негативную направленность, но и однозначно не продвинуться в осознании собственной религии, культуры, традиций, т. е. того, что, собственно, и составляет понятие человеческой личности. Как бы там ни было, каждый сам делает свой выбор. Однако важно, чтобы этот выбор принес его обладателю в ближней жизни как духовное, так и физическое здоровье и благо в обоих мирах.
«В этом мире нельзя обмануться прелестями и красотами недозволенного. Не надо увлекаться его обманчивым внешним видом. Ныне, может быть, найдутся не верящие этому. Однако завтра, умерев, они поймут, что это – правда. Но тогда не будет пользы им от того, что они поверят.
Надо хорошо знать, что этот мир – поле испытаний. Враги и друзья здесь перемешаны, милость оказывается всем. Между тем в Судный День друзья будут отделены от врагов. И тогда милосердие будет оказано только друзьям», – писал более трехсот лет назад великий суфийский Шейх Имам Раббани, произведениями которого руководствовались мусульмане всех стран, включая нашу.
С надеждой на понимание,
татарское большинство Канала Ислам.Ру
|