Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru







ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Музыка / Композиторы

Софья Губайдуллина

ШЕДЕВРЫ ВЕРНУЛИСЬ.

Хоть и запоздало, родина вспомнила о Софии Губайдулиной, последнем великом композиторе XX века

"В ожидании" для 4 саксофонов и 6 ударных.

"Висельные песни" для ударных, голоса и контрабаса.

"В тени под деревом" для кото и симфонического оркестра.

Для таких малопривычных составов пишет музыку София Губайдулина.

Феминистки, должно быть, не любят разговоров о музыке. Потому что она, как никакое другое искусство, доказывает превосходство сильного пола над слабым. Музыку создают мужчины. Удел женщин - быть их музами, благодарными слушательницами, в лучшем случае хорошими исполнительницами. Хотите поспорить? Тогда приведите пример выдающейся женщины-композитора из любого столетия. Правильно - София Губайдулина. Единственная - во всей истории музыки. Это вам не в космос слетать на государственной ракете. Но, в отличие от В. Терешковой, первую в мире женщину-композитора родина носить на руках отказывается практически до сих пор. Не то чтобы не замечает, а по-прежнему, как 30 лет назад, утверждает, что народ этой музыки не поймет.

Печально, что в смысле музыкальной политики народ продолжает родине верить и поэтому попросту боится концертов современной музыки: чего на них ходить, если все равно не поймешь? Все это миф.

Более того, музыку Губайдулиной знают на слух несколько поколений россиян, выросших на советских мультфильмах 70-х годов. Потому как кинематограф для официально непризнанных композиторов был не только способом заработка, но и творческой лабораторией. Все, что в порядке эксперимента сочинялось для фильмов "Маугли", "Кошка, которая гуляла сама по себе", "Балаган" и др., стало потом основой для произведений, потрясших мир.

Губайдулина - это авангард с человеческим лицом. Мир был потрясен прежде всего пронзительной человечностью ее музыки, в которой слышны вздохи, придыхание, стоны, смех, плач, дрожь, трепет - все оттенки душевных переживаний. "Музыка Губайдулиной открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно", "с потрясающей внутренней силой ее музыка взрывается, излучая саму жизнь, любовь и сомнения", - писали о ней в западной прессе.

Губайдулина открыла миру не только баян. Организовав в середине 1975 года творческое объединение "Астрея", она очень много экспериментировала с фольклорными инструментами разных стран и народов, чем продолжает увлекаться по сей день. Есть что-то мистическое в том, как она слышит голоса - японского кото, привычных скрипок и саксофонов или синтезатора (в 1967 году Губайдулина пришла в московскую экспериментальную студию электронной музыки, где вместе с коллегами осваивала отечественный синтезатор АНС, созданный инженером Евгением Мурзиным), как соединяет их со всякими барабанчиками и колокольчиками. Как будто проникает в души инструментов.

***

Справка "Алфавита"

Губайдулина София Азгатовна. Родилась 24 октября 1931 года в Чистополе Татарской АССР. Окончив по классу фортепиано и композиции Казанскую консерваторию, продолжила обучение в московской. С 1992 года живет в Германии. Лауреат нескольких композиторских конкурсов, а также разнообразных премий Германии, США, Монако, Швеции, Японии.

***

"Страсти по Иоанну" - оратория для солиста, двух хоров, органа и оркестра, написанная Софией Губайдулиной в 2000 году в рамках масштабного проекта "Passion-2000". Академии Баха в Штутгарте к 250-летию со дня смерти великого композитора заказала четырем композиторам из разных стран "Страсти" по одному из Евангелий, причем каждое из них должно быть исполнено на родном языке пишущего. "Когда я получила заказ, я сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна. Моя страсть - это Страсти по Иоанну", - говорила Губайдулина перед мировой премьерой, прошедшей в прошлом году в Штутгарте, Берлине и Санкт-Петербурге. Критики называют "Страсти" самым трогательным, искренним и концептуальным сочинением Софии Губайдулиной последнего периода.

***

Государству, где отрицалось существование и души, и индивидуальности, подобное искусство не могло прийтись по нраву. К тому же Губайдулина, что та кошка, держалась сама по себе, пренебрегала поклонами в адрес Союза композиторов, заявила о себе как о свободном художнике, а потому запретить ее было легко. Запретили, как и ее друзей и коллег Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. У них был собственный творческий союз - "московская тройка".

В начале перестройки все они впервые побывали за границей, где их музыку с грандиозным успехом уже исполняли лучшие музыканты мира. Спустя несколько лет все трое один за другим уехали, найдя пристанище в Германии.

В год отъезда Софии Губайдулиной присудили Государственную премию, которая поныне остается, кажется, единственной наградой со стороны отечества. С тех пор она живет и работает в Аппене под Гамбургом. "Я ощущаю это место как собственный дом, - признается в одном из интервью. - Я чувствую себя в этой деревушке лучше, чем в Москве. Художник не должен жить только негативными эмоциями, иначе он заразит ими других... "

Тем не менее свое семидесятилетие София Губайдулина решила встретить в России. Два дня в Казани, а затем неделю в Москве будет проходить фестиваль ее музыки. Афиши украшены блестящими именами исполнителей и дирижеров. Оркестр и хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева осуществит московскую премьеру грандиозного сочинения "Страсти по Иоанну". Юрий Башмет сыграет посвященный ему альтовый концерт. Марк Пекарский будет колдовать над своими ударными в ансамбле с юбиляршей. Приедет Гидон Кремер, благодаря которому в 1981 году в Вене впервые прозвучала музыка Губайдулиной - "Офферториум" для виолончели с оркестром, с чего и началась ее мировая слава.

Она по праву считается одним из гениальных композиторов второй половины XX века. Ее голос - важнейший в интернациональном хоре современных музыкантов еще и потому, что происхождением своим, жизнью и музыкой она объединяет Восток и Запад. По ее словам, "национально разъединяться и обособляться - это нечто негативное, дьявольское". Даже имя ее - София, символизирующее общемировую мудрость - христианскую, мусульманскую, буддийскую, - кажется, дано ей не случайно.

По материалам статьи Елены Жуковой, 2001год.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх