Изобразительное искусство
Исмет Шейх-Заде «Портрет Чингиз-хана»
Вечером 25 января завсегдатаи и посетители самого респектабельного литературного салона Москвы «Классики ХХI века» оказались свидетелями художественной акции участника и куратора виртуальной галереи «Крымское Ханство» Исмета Шейх-Задэ, анонсированной как «Страсти по Чингизу, или московская мандала Великой Татарии». Перформанс дополняли фортепианные фрагменты симфонических произведений симферопольца Алемдара Караманова в исполнении аспирантки московской консерватории Елены Клочковой. Елена готовится к защите диссертации по творчеству великого композитора ХХ столетия.
Собственно художественная акция явилась продолжением мероприятий галереи, посвящённых осмыслению личности Чингизхана, объявленного Ассоциацией журналистов США Первым человеком второго тысячелетия.
Как и в «Золотом сечении Басманной» (май 2000 г.), или во время объявления конкурса на проект памятника Чингизхану в Москве (октябрь 1999 г.), Шейх-Задэ предложил рассматривать столицу бывшего СССР как метаисторическую проекцию древнего Каракорума («Великой Крепости») – столицы империи Чингизхана на реку Москва (по монгольски «кривая речка»), под татарским именем Маск’Ау («Беременная Медведица»). Проекция была наглядно продемонстрированна в ходе перформанса и озвученной альтернативной концепцией «МАСК’АУ – ТРЕТИЙ КРЫМ».
Под музыку гениального Караманова (в переводе, между прочим, – «великого человека») художником был предложен портрет завоевателя прежде всего в образе шамана-мистика, вводившего мир в единую мандалическую традицию, где материализованным результатом такой практики является в том числе Маск’Ау, а скрытым памятником ему стали все ДЕВЯТЬ московских вокзалов и сеть железных дорог, стянувших пространства империи Темучина («человека-железо»). Также каждому вокзалу художник адаптировал по литере из титула императора ТРИДЕВЯТОГО ЦАРСТВА.
Как известно, московский градостроительный совет планирует демонтаж девяти вокзалов с созданием одного железнодорпожного гиперузла. Основываясь на неожиданно новом (или, быть может, хорошо забытом старом) прочтении геокультурного статуса Москвы, Шейх-Задэ предостерёг проектировщиков от намечаемой ликвидации памятника грозного повелителя вселенной (ЧИНГИЗХАНА), незримо следящего за деятельностью своих потомков, не помнящих родства…
Тевиде Джартыева
|