Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Г.А.Искандяров,
председатель Общественной организации
«Фонд Развития Мусульманских народов»

М.В. Лотфуллин,
президент Ассоциации «Мәгариф»

Редакция 2.  

К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ТАТАРСКОГО НАРОДА



НАЗНАЧЕНИЕ

Данная Стратегия направлена на решение проблем, связанных с сохранением и развитием самобытной национальной культуры татарского народа, включающей совокупность отношений, предметов и представлений, определяющих мировосприятие и образ жизни татар. Это свойственные татарскому народу нравственные и моральные нормы поведения, духовные ценности, язык, религия, традиции, литература, поэзия, музыка, история, наука, образование, художественное творчество и ремесла, одежда, жилище, кухня, фольклор и т.д.

При этом подразумевается, что к татарскому народу относятся все, кто по происхождению и/или убеждению считает татарскую культуру родной независимо от степени знания перечисленных выше компонентов, что по-татарски характеризуется словом - «милләтчелек».

ПРОБЛЕМЫ

В связи с бурным ростом в последнее время информационных технологий, процессов урбанизации и миграции населения, нестабильности экономического положения в стране, а также вследствие отдельных непродуманных решений властей резко усилились темпы ассимиляции коренных народов Российской Федерации. Лишившись носителей, их древнейшая культура может исчезнуть, что будет невосполнимой потерей и для всего Человечества. В этих условиях положение татарского народа, второго по численности коренного народа страны, типично.

В этой связи положение татарского народа, являющегося вторым по численности коренного народа страны типично и имеет схожие проблемы с остальными коренными народами, кроме русского.

В настоящее время основная часть татар проживает в Российской Федерации и по данным переписи 2010 года составляет 5,3 млн. человек. Из них все владеют русским языком, а 1,01 млн. родного языка не знают, то есть ассимиляция в среднем составляет около 20%, в Республике Татарстан, где проживает 2,01 млн. татар, этот показатель равен 7,5%, а вне его - 27%. Таким образом, ассимиляция татар происходит, в основном, в регионах России, где по нашим подсчетам только 7% татарских детей изучают родной язык в общеобразовательных школах на принципах добровольного выбора родителями без государственной поддержки. Эта цифра имеет тенденцию к снижению из-за отсутствия подготовки учителей татарского языка и литературы в местах компактного проживания татар, что приведет к стремительному росту ассимиляции в ближайшем будущем.

В Республике Башкортостан при численности татар 1,01 млн.чел. ассимиляция составляет 24%. Этому могло бы противостоять изучение близкого башкирского языка, но тому препятствует искусственно раздуваемая рознь между родственными народами. Попытки игнорирования данной проблемы усугубляет положение обоих языков.

В целом по России 67% татар проживают в городах, в Татарстане этот показатель составляет 70%. Поэтому попытки сохранения татарского языка как деревенского языка, татарскую культуру как крестьянскую культуру XIX века приведут к исчезновению татарского народа, как конкурентного представителя человеческой цивилизации.

По уровню образования татарский народ в целом соответствует средним показателям по России. Высшее образование имеет 20% татар, среднее образование – 20%, в Татарстане соответственно 22% и 21%, в городах - 26% и 19%, в Москве и Санкт-Петербурге - 31% и 17%. Необходимо отметить, что за исключением отдельных энтузиастов высокообразованные татары не владеют терминологией на родном языке по своим специальностям, как в технических, так и в гуманитарных областях и не могут участвовать в развитии татарского языка, что предопределяет отставание татарского языка и связанное с ним мировоззрение отставание татарского народа от общечеловеческого прогресса.

Помимо важнейшего направления по изучению родного языка требуют развития многие разделы национальной науки, литературного и музыкального творчества, необходимо совершенствование социальных и производственных отношений, разработка и внедрение законодательной базы, системы статистического учета и т.п.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Все люди разные и поэтому могут существовать различные точки зрения на будущее своего народа и России в целом.

Предлагаемая Стратегия базируется на следующих принципах:

  • равенства прав коренных народов и недопущение в любом виде национального превосходства одних народов над другими - проявлений шовинизма;
  • соблюдения прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • применения демократических принципов развития общества;
  • сохранение целостности Российской Федерации;
  • безусловного исполнения положений Конституций Российской Федерации и республик в ее составе, имеющих непосредственное отношение к Стратегии:
    • о многонациональном народе как носителе суверенитета и единственного источника власти, осуществляющего свою власть, в т.ч. непосредственно;
    • о федеративном устройстве Российской Федерации с дальнейшим развитием принципа федерализма;
    • о светском характере государства, предусматривающего невмешательство религии в дела государства и наоборот, отсутствие финансовой и материальной помощи государства религиозным организациям, недопущение проведения ритуалов, использования религиозных атрибутов, символики и т.п. государственными органами и официальными лицами;
    • о свободе совести и вероисповедания;
    • о приоритете международных норм в сфере прав человека.
  • признания Республики Татарстан очагом и гарантом сохранения самобытной культуры и духовных ценностей всего татарского народа с возложением на нее соответствующих прав и обязанностей.

Следует отметить, что для снижения ассимиляционных рисков необходимо обеспечить конкурентоспособность татарской культуры и образа жизни внутри Российской Федерации, поэтому реализация Стратегии должна быть направлена на повышение образовательного уровня татарского народа с использованием передовых технологий темпами, опережающими общероссийские показатели.

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Консолидация татарской нации.

Не имеет смысла надеяться на позитивный результат, если нация будет рассыпана на отдельные группки, имеющие разные цели или вообще без них. Данная задача предусматривает максимальный охват всех слоев населения. Важную роль здесь должны сыграть совместные действия государственных органов, прежде всего Республики Татарстан, широкой татарской общественности и религиозных кругов, в том числе находящихся вне Татарстана. Эти взаимоотношения должны строиться на основе равноправного партнерства, общности целей и интересов, открытости, демократичности и экстерриториальности. Отношение государства к общественному мнению должно быть максимально доброжелательным, вытекать из необходимости иметь объективную оценку своей деятельности.

Расширение сферы применения татарского языка, в том числе в науке и в высшем образовании, предусматривающее:

  • снятие ограничений и запретов в системе высшего и среднего образования в РФ, препятствующих обучению граждан на родном языке;
  • обеспечение реального равноправия русского и татарского языков в Татарстане;
  • укрепление связей с тюркскими и мусульманскими народами России и мира;
  • усиление международного сотрудничества по решению проблем коренных народов.

Сохранение целостности России и создание в ней благоприятных условий для проживания ее народов.

Эта задача вытекает из следующих очевидных фактов:

  • Российская Федерация располагается на землях, собранных нашими предками;
  • во многих регионах России татары являются автохтонным населением;
  • более 60% российских татар проживает вне Татарстана;
  • значительная часть русского народа, включая дворянство, имеет татарское происхождение.

Здесь требуется устранение противоречащих действующей Конституции перекосов во внутренней политике, которые наряду с внешними негативными факторами, способствуют раздроблению России.

Патриотизм.

Характерной особенностью татарского народа является любовь к Родине, к родным местам – малой родине, почитание старших. В тяжелые годы испытаний татары не раз вставали на защиту страны от иноземных захватчиков.

Чувству патриотизма, бережного отношения к природе в немалой степени способствуют следующие факторы:

  • память предков;
  • традиционный образ жизни среди своих соплеменников, родных и близких;
  • краеведение, познание истории родного края, его топонимики, своих родословных;
  • любовь к родному языку, знание истории и культуры народа;
  • сопричастность к великим свершениям своей страны.

Здоровый образ жизни.

Вытекает из исламских традиций, на которых основано татарское мировосприятие:

  • отказ от алкоголя, наркотиков и курения;
  • стимулирование интеллектуального и нравственного развития личности;
  • борьба с антиобщественным поведением, против развратных действий, обмана и суеверий;
  • содействие снижению уровня производства и продажи алкоголя и табака;
  • развитие активного отдыха, этнотуризма, национальных видов спорта и спортивных игр;
  • ликвидация вредных условий труда и жизни, снижение уровня производства и потребления вредных для здоровья продуктов;
  • бережное отношение к природе.

II. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТАТАРСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Семья

Татарская семья строится на традиционных ценностях, основанных на уважении к труду, любви к детям, почитании старших, стремления к знаниям, гостеприимстве и хлебосольстве. В семье общение должно идти на татарском языке и звучать татарская музыка. Поддержка семьи идет в направлениях:

  • стимулирование рождаемости к уровню не менее 3-х детей в семье;
  • просвещение по семейным вопросам, кружки для детей и молодых родителей;
  • оказание услуг и всевозможных видов помощи семье, в том числе организация семейного отдыха, служб знакомств и т.п.;
  • создание и распространение гаджетов на татарском языке, в том числе детских мультфильмов и обучающих игр;
  • предоставление услуг надомных работников: домработниц, нянек, преподавателей, репетиторов.

2. Общество

2.1. Общественные институты

2.1.1. Всемирный Конгресс Татар (ВКТ) - общественная организация, обязанная защищать интересы и координировать деятельность татар всего мира;

    2.1.1.1. Аккредитация ВКТ в ООН и в других международных организациях.

    2.1.1.2. Регистрация в ВКТ всех некоммерческих организаций независимо от государственной принадлежности, региона и статуса, публично действующих в течение не менее 5-лет в интересах татарского народа, поддерживающих принятую Стратегию.

    2.1.1.3. ВКТ координирует деятельность зарегистрированных организаций и выступает от имени татар России и всего мира при условии демократичности, гласности и открытости его работы.

2.1.2. Общественные объединения.

Все организации должны быть равноправны. При этом главным критерием их работы должна стать степень привлечения граждан к своей деятельности, в том числе количество активных членов - физических лиц

    2.1.2.1. Федеральная национально-культурная автономия татар (ФНКАТ)

    а) Несмотря на ограниченный законом круг задач национально-культурные автономии (НКА) имеют значительный потенциал для консолидации татар, учитывая разветвленную структуру и поддержку со стороны госорганов РФ.

    б) Существующее положение требует перестройки под контролем ВКТ, т.к. имеются серьезные недостатки в части работы с населением.

    2.1.2.2. Другие общественные объединения.

Могут специализироваться на различных направлениях и формах деятельности, в том числе дополняющих работу НКА в сфере:

  • оказания благотворительной помощи;
  • предоставления социальных услуг;
  • защиты прав;
  • религиоведения;
  • национальных видов спорта;
  • охраны природы, здоровья и т.п.

2.1.3. Элита.

    2.1.3.1. Создание полноценной системы расширенной подготовки высокообразованных кадров для ведения культурно-массовой, а также преподавательской и научной работы по специальностям юриспруденции, философии и политологии, международных отношений и др. направления «Татароведение», подготовки и переподготовки билингвальных специалистов и педагогов во всех отраслях народного хозяйства, обладающих глубокими знаниями и навыками по многим направлениям татарской идентичности.

    2.1.3.2. См.п.3.5.

2.2. Религия.

2.2.1. Верующие.

Вероубеждение – личное дело каждого татарина и не является предметом публичных обсуждений. В татарских организациях никто не может быть принужден к какой-либо вере или ущемлен из-за веры.

2.2.2. Священнослужители (религиозные деятели)

    2.2.2.1. Священнослужители должны быть примером нравственности для верующих и служить высшим ценностям, предписанным Всевышним. Они должны иметь основанное на Священном писании независимое мнение относительно действий органов власти, чиновников и отдельных лиц с возможностью его свободного распространения.

    2.2.2.2. Государство должно с уважением относиться к священнослужителям, доверять им и привлекать в качестве квалифицированных экспертов по вопросам, касающихся религии, религиозных организаций и верующих в законотворческой, правоохранительной деятельности и т.п.;

    2.2.2.3. Защита прав и свобод деятелей культа обеспечивается государством на уровне судейского корпуса.

2.2.3. Религиозные объекты в местах компактного проживания татар возводятся и содержатся на жертвоприношения и с учетом волеизъявления верующих.

2.2.4. Проведение религиозных служб и обрядов, а также обучение на курсах повышения религиозной грамотности проводится на татарском языке.

2.2.5. См. 4.3.10.

2.2.6. Мусульмане составляют подавляющее большинство татар. Исламские традиции, арабские слова и имена прочно вошли в татарскую культуру. В советское время в ряде регионов мечети были и местом сохранения языка и культуры. Исходя из этого, татары уважительно относятся к Исламу и исламским традициям, в том числе при проведении общественных мероприятий. Татары приветствуют и всячески содействуют укреплению связей с России Исламским миром.

2.2.7. Исповедующие православие и иную веру татары являются полноправной частью татарского народа.

2.3. Национальная культура.

2.3.1. Татарский язык.

    2.3.1.1. Это культурное достояние татарского народа. Каждый татарин обязан его знать и беречь.

    2.3.1.2. Развитие языка производится за счет расширения словарного запаса в сторону интеграции с другими тюркскими языками и заимствований с преобразованием терминов на основе сингармонизма и традиций татарского языка.

    2.3.1.3. Сфера использования языка расширяется до всероссийского уровня: см. п. 4.3.8.

2.3.2. Преимущественное развитие татарской городской культуры.

    2.3.2.1. Добиться качественного скачка при создании новых и оригинальных произведений национальной культуры, достижение ими мирового уровня с использованием передовых методик и технологий.

    2.3.2.2. Сохранение образцов татарской архитектуры, воссоздание архитектурно-планировочных зон «Татарская Слобода» в городах России в целях размещения татарских культурных объектов и развития этнотуризма.

2.3.3. Создание высоко оснащенных культурных центров, музеев, концертно-выставочных залов и т.п. в регионах компактного проживания татар.

2.3.4 Татарская топонимика и памятные места.

    2.3.4.1. Возвращение татарских наименований населённых пунктов, исправление искаженных имен, недопущение их перевода на другие языки.

    2.3.4.2. Присвоение объектам имен выдающихся личностей татарского народа, установка мемориальных досок и знаков.

2.4. Бизнес.

Развитие народа требует создания материальной базы для его благополучия. Помимо государственной поддержки со стороны Республики Татарстан здесь серьезную поддержку должно оказать частное предпринимательство, которое будет способствовать решению проблем занятости. Лозунг известного татарского ученого академика Агдаса Бурганова «Татарин, обогащайся!» должен быть воплощен в жизнь. Совместный созидательный труд будет способствовать консолидации народа и сохранению его культурных и духовных традиций.

2.4.1. Потребительская кооперация

Вовлечение татар в систему потребкооперации может значительно поднять материальный уровень самых неимущих слоев. Это соответствует идее, развиваемой А.Х.Бургановым, коллективной собственности или сособственничества1, отвечающей принципам социального гуманизма. Татарские потребительские общества, в наибольшей степени соответствуют народным традициям, крайне далеким от капитализма.

Особое значение приобретает кооперация, в том жителей города и деревни. Городские ресурсы способны ждать мощный толчок развитию высококачественного сельскохозяйственного производства.

2.4.2. Мелкий бизнес.

Развитие сети бизнес-инкубаторов, школ, организация связей, советов для продвижения молодых предпринимателей.

2.4.3. Крупный и средний бизнес.

Организация четкого взаимодействия государственных и частных структур, а также выхода предпринимателей на международный уровень.

2.4.5. Развитие сети исламского банкинга.

2.4.6. См. п. 2.6.2.

2.5. Политические институты.

Существующая политическая система, базирующаяся на партиях, ориентированных на Центр, к сожалению, уделяет недостаточно внимания решению задач на региональном уровне, в том числе сохранению коренных народов России, отчего государство начинает скатываться на рельсы русско-православного унитаризма. Незыблемая вертикаль власти часто тормозит решению актуальных проблем и мешает развитию инициативы на местах. Реально происходит нарушение Конституции в вопросах равенства прав народов и верующих, отделения церкви от государства, не определены права народов в многонациональном государстве. Также постепенно размываются основы федерального устройства страны, республики и регионы теряют полномочия для самостоятельных решений на своем уровне. На этом фоне видно, как безмерно раздувается Центр страны, опустошая регионы. На этом фоне растет недоверие граждан к государству, увеличивая количество охранных структур вместе с колоссальными затратами на их содержание.

Татарам, как всякой развитой нации необходимо наличие собственных политических институтов для защиты и продвижения интересов народа на политическом пространстве Российской Федерации.

2.5.1. Идеология и пропаганда

Татарская идеология направлена на формирование позитивного облика современного татарского человека и татарского народа в целом как активных участников созидательных преобразований, происходящих в стране.

Пропаганда предусматривает распространение и популяризацию татарской идеологии для стимулирования процесса освоения татарского языка и культуры, а также в целях создания благожелательного социального климата в стране.

2.5.2. Активизация работы в области политологии и политтехнологий.

    2.5.2.1. Образование татарской школы политологов.

    2.5.2.2. Создание научно-исследовательских институтов политических проблем и разработок.

2.5.3. Политическая организация.

Для развития принципов федерализма и прав народов назрела необходимость создания федералистской партии2, способной реально конкурировать на политическом поле России. Многие проблемы коренных народов гораздо проще решаются на региональном уровне3.

2.5.4. Участие в выборах.

Содействовать свободному волеизъявлению народа, участие в организации и проведении демократических выборов, в т.ч. работа в избирательных комиссиях, в качестве общественных наблюдателей. Наличие честной конкурентной борьбы на выборах открывает путь для позитивных преобразований в жизни общества.

2.5.5. Участие в местных органах самоуправления.

2.6. Защита прав.

2.6.1. Организация юридической помощи гражданам в защите их гражданских, имущественных, национальных и религиозных прав.

2.6.2. Защита прав предпринимателей.

2.6.3. Создание объединений юристов.

2.6.4. Обеспечение ведения судопроизводства на татарском языке.

3. Система национального образования и просвещения

Направлена на достижение лидирующих позиций в РФ по уровню высшего и среднего образования татар в целом.

3.1. Это часть системы мирового образования и охватывать все уровни государственного и негосударственного, светского и религиозного образования и просвещения.

3.2. Обучение производится татарском и государственном языке страны.

3.3. Система строится на основе полилингвального образования.

3.4. В г. Казани образовать Международный татарский университет с обучением на полилингвальной основе.

3.5. Производить отбор и подготовку татарской элиты из наиболее способных детей за счет создания в регионах с татарским населением от 100 тыс. чел. лицеев-интернатов с 5-дневным обучением по самым передовым технологиям.

3.6. В Республике Татарстан и в других регионах создать условия для получения полноценного образования на татарском языке на этапах дошкольного, школьного (по всем предметам), среднего специального, высшего и научного обручения.

3.7. Для реализации п.3.6. образовать как специальные учебные заведения, так и отдельные классы (группы).

3.8. В школьном и дошкольном воспитании особое внимание уделить приобретению трудовых навыков у детей, получению правильной ориентировки по выбору будущей профессии.

3.9. Обеспечить всеобщую компьютерную грамотность татарского населения с возможностью полноценной работы в сети интернет.

4. Государство

4.1. Татарстан.

4.1.1. Республика Татарстан – очаг национальной культуры, а Казань – столица всего татарского мира. Республика в соответствии со ст.14 ее Конституции проводит политику, организует мероприятия, выступает с законодательными инициативами в интересах татар на государственном уровне.

4.1.2. Татары всего мира со своей стороны должны всячески содействовать укреплению политического, культурного и материального могущества Татарстана.

4.1.3. Обеспечить пролонгацию федерального договора Россия – Татарстан.

4.1.4. Для полноценного участия в жизни Татарстана необходима разработка и внедрение проекта «Большой Татарстан», обеспечивающего предоставление татарам, живущим вне Республики, второго гражданства, а также прав и полномочий для решения задач, касающихся татарской нации, с возможным сбором специальных налогов для решения этих вопросов.

4.1.5. Обеспечить возможность получения полноценного образования на татарском языке на всех ступенях: школьного, среднего специального и высшего.

4.1.6. Получение федерального статуса теле- и радиоканалам на татарском языке с организацией вещания во всех регионах РФ, а также ретрансляция передач через спутник и в интернете.

4.1.7. Снижение уровня производства и потребления алкоголя и табачных изделий.

4.2. Другие регионы.

Договора о сотрудничестве с Республикой Татарстан должны предусматривать вопросы, связанные с жизнедеятельностью татарского населения в регионах.

4.3. Федеральный Центр.

Необходимо выполнить следующие мероприятия в масштабе Российской Федерации.

4.3.1. Законодательное развитие конституционных положений о многонациональном народе Российской Федерации;

4.3.2. Развитие федерализма.

4.3.3. Принятие Российской Федерацией Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года, ратификация Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 года.

4.3.4. Обеспечение приема и обучения в российских ВУЗах на билингвальной основе.

4.3.5. Установить обязательное обучение в школах второму государственному языку в республиках РФ.

4.3.6. Предоставить возможность введения двуязычия в муниципальных районах регионов России с преобладающей численностью населения, относящегося к одному из коренных народов, кроме русского.

4.3.7. Расширение исторической концепции Российской Федерации до периода образования первых тюркских государств на ее территории. 4.3.8.

Принятие Российской Федерацией Государственной концепции «Россия-Тюркский мир»4, признающей Россию также частью тюркского мира, упрочнение связей с ним, включающей тюркскую культурную составляющую как часть общенационального достояния и т.п., предусматривающую:

  • расширение общегосударственного алфавита буквами тюркского языка;
  • разработку и внедрение единых правил написания имен собственных тюркско-арабского происхождения;
  • принятие второго тюркского государственного языка в РФ.

4.3.9. Принятие Российской Федерацией Государственной концепции «Россия-Исламский мир», официально признающей Россию также частью мусульманского мира, развитие более тесных отношений с ним и т.п.

4.3.10. Внедрение в практику гражданского судопроизводства системы досудебного урегулирования споров для верующих на традиционных религиозных основах: Шариата и др.

5. Информационное обеспечение

5.1. Создание глобальной интернет-сети с условным названием «ТАТАР-ИЯ» под эгидой ВКТ для широкого информационного обмена между зарегистрированными в ВКТ татарскими НКО и отдельными гражданами с возможностью ведения баз данных, предоставления хостинга, организации интернет-вещания, телетрансляций, круглых столов, диспутов, проведения выборов и т.п. для широкого и открытого участия в работе ВКТ и других организаций, а также при решении частных вопросов.

5.2. Организация распространения по спутниковым телевизионным каналам и в сети Интернет фильмов, концертов, художественных произведений, новостных, образовательных и просветительских программ.

5.3. Разработка, наполнение информацией и распространение в Интернете общедоступных энциклопедий (типа Wikipedia5), справочных пособий, словарей и переводчиков, облегчающих изучение, расширяющих применение татарского языка и культуры.

ССЫЛКИ:

1 - http://mtss.ru/?page=/burgan/golubev

2 - http://mtss.ru/?page=fpr

3 - http://region.expert/regionalism-next-nationalism/?fbclid=IwAR2OqinwjT62TDtKwFg4XoY8qzIGcAXZRfWt_eXMXOLWcEvKImb8BAN8ZYM

4 - http://mtss.ru/?page=concept

5 - https://tt.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88_%D0%B1%D0%B8%D1%82

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх