Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Наши земляки / Музыка - Исполнители

МАСТЕР-КЛАСС

Сегодня судьба преподнесла нам поистине царский подарок. На сцене именитый Маэстро, дирижер, педагог, народный артист России, Казахстана и Татарстана Фуат Шакирович Мансуров (далее в тексте Ф.Ш.).

Фуат МансуровРедкая возможность выпала участникам очередной встречи Московского Татарского Студенческого Собрания, состоявшейся 8 марта, пообщаться со всемирно известным музыкантом. В этот праздничный вечер, собравший немало татарской молодежи, кому как ни ему, человеку с большой творческой и трудовой биографией, уже в 21 год ставшему дирижером Казахского оркестра народных инструментов, не поделиться с молодежью своими мыслями, жизненным опытом, обозначить главные приоритеты формирования личности.

С первых же слов невольно попадаешь в зону притяжения мощной, безудержной энергии этого незаурядного человека: высокого, статного с небрежно откинутыми назад волосами, подернутыми благородной сединой. С непринужденной легкостью он входит в контакт с аудиторией, демонстрируя широкую эрудицию и глубину интеллекта. А благородство манер выдает в нем истинного аристократа.

"Знаете ли вы, что такое дирижирование," - вопрошает у зала Фуат Шакирович, - "каких эмоциональных и физических усилий стоит каждый выход на сцену?". И сразу пример из жизни. Его друг, Давид Ойстрах, великий скрипач, всю жизнь страстно хотел дирижировать оркестром. Наконец, мечта осуществилась. После удачного дирижерского дебюта, тот честно признался: "Фуат, у меня штаны стали мокрыми". Вот какой мощный стресс испытал человек, до того сотни раз выступавший перед публикой, как исполнитель. И в дальнейшем Д.Ойстрах не меньше волновался, когда подходил к дирижерскому пульту. В конце-концов у него не выдержало сердце, когда стоял на сцене с дирижерской палочкой…

Выступление на вечере МТССФ.Мансуров родился в Казахстане, рано начал заниматься музыкой. Четырехлетним мальчиком ступил на сцену в спектакле "Чио-Чио-Сан" и с тех пор его жизнь неразрывно связана с искусством. Окончил музыкальное училище по классу виолончели и фортепиано, позднее – алма-атинскую консерваторию.

…Мастер спорта по альпинизму и бегу на коньках. На горных тропах, пробиваясь к вершинам Тянь-Шаня и Памира, участвуя в спасательных экспедициях, он выковывал свой характер, прямо как по Высоцкому "стонал, но держал …". С последним они познакомились во время съемок "Вертикали" в горах и потом не раз встречались. Причем Ф.Ш. частенько настраивал гитару Володе, ибо тот, несмотря на яркий поэтический дар, не обладал достаточным для этого слухом.

Жизнь артиста сложна: плотный график работы, репетиции, концерты, частые переезды, эмоциональные взрывы и потрясения. Помогают спортивная закалка, умение концентрироваться, общение с природой. "Иногда приходится дирижировать по 2-3 часа. Устаю, отсыпаюсь, еду на дачу за очередной порцией кислорода, видимо так устроен", - делится он своими "секретами".

Благодарная публикаКакая биография! Какая интересная судьба! Хочется рассказать обо всем, услышанном на вечере, но приходится ограничивать себя рамками статьи. Однако продолжим.

За год до окончания консерватории Ф.Ш. заканчивает… физмат университета, увлекается шахматами и получает первый разряд. Все творчество маэстро – это синтез точных знаний и неограниченной творческой фантазии, мистическое сплетение ноты и числа. Вот почему в его оркестре звучание сложной партитуры логически выверено и точно соответствует замыслу композитора. Несмотря на то, что каждый музыкант - индивидуальность, репетиции проходят легко и непринужденно, ибо все нюансы тщательно взвешены, как в шахматной комбинации. Немаловажное значение имеет феноменальная память дирижера, позволяющая запомнить партитуру после первой же репетиции.

А еще художественное училище и собственноручные декорации к спектаклю, а еще постановка молчановского балета "Макбет", а еще куча учеников в московской, казанской консерваториях…

Обладая феноменальным слухом, Ф.Ш. "слышит" каждый инструмент в шумном многоголосье, в совершенстве знает технологию оркестра. Владея игрой на многих музыкальных инструментах может сам показать, как звучит любая партия, чем не раз удивлял зарубежных коллег, в большинстве обладающих узкой специализацией. Профессионализм, тонкое музыкальное чутье, высокохудожественный вкус снискали ему заслуженное признание в России и за рубежом. Приезд Маэстро в любой город мира – событие.

На заданный из зала вопрос: "Какими оркестрами легче дирижировать - российскими или зарубежными?" Ф.Ш. ответил, что: "Между оркестрами такая же разница, как и между "Жигулями" и "Мерседесом". Мы отстали везде, и в культуре тоже. Правда, все движется вперед и мы не стоим на месте".

Часто бывая за рубежом, Ф.Мансуров общается без переводчика, встречаясь с соотечественниками говорит по–татарски, на родине в Казахстане – по-казахски. У него в арсенале около 10 языков. "Всю жизнь я изучаю языки, стараюсь прочесть в день страничку на немецком, французском, английском, иначе чувствую себя пустым," - рассказывает Ф.Ш.,- "А если учить хотя бы по слову в день, то за год уже будете знать 365 слов, а этого вполне хватит для первой беседы."

Любовь к языкам привила ему, как и всему классу, новая учительница немецкого, ссыльная полька немецкого происхождения. В суровую пору войны она сумела сделать так, что рвущиеся бить фашистов мальчишки и девчонки полюбили ее предмет больше других.

"Помню: открывается дверь, сначала появляется грудь, затем нога, и вот перед Вами прекрасное созданье," – вспоминает Мансуров, – "Она неуклонно требовала от нас на уроках и переменах говорить только на немецком и ни слова по-русски, за что получала нагоняи от начальства. Мы больше говорили, чем изучали правила. Ведь нет лучшего способа выучить язык – как разговаривать на нем… Через 20 лет встретившись с бывшими однокашниками, выяснилось, что все мы ее боготворили, а немецкий полюбили навсегда."

В зале нарядные девушки и ребята, ведь сегодняшний вечер МТСС совпал с первым праздником весны, впереди большая и интересная программа, а пока, они не могут оторваться от интересного рассказчика.

Будучи педагогом со стажем, Ф.Ш. мастерски ведет беседу, приправляя ее яркими подробностями своей из богатой событиями жизни, тонкими шутками и во время вставленными анекдотами, от которых не раз зал взрывался аплодисментами и безудержным смехом.

Затем он с вниманием прослушал все выступления, и ответил на многочисленные вопросы, принял участие в традиционном чаепитии. Заслышав первые аккорды дискотеки, вдруг засобирался домой, как-бы вскользь заметив: "Повышенные децибеллы не для моего уха." Уже в вестибюле, прощаясь, Фуат эфенди не удержался от острого, но точно выверенного словца и, извиняясь за нелитературное выражение, процитировал ценнейший совет тем, кто хочет чего-то достигнуть, исходящий от Мстислава Растроповича: "Наращивайте ж…-часы! "

Вот такой смачной точкой завершил свой мастер-класс этот умудренный жизнью человек, само имя которого - ФУАТ МАНСУРОВ - гармонично как музыка!

Д. Аги
(фото И.Мухаметжанова)

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх