-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Литература
Писатели и поэты

UP 

Джаннат Сергей Маркус

Доживёт ли язык Тукая до конца xxi века?

  Сразу несколько авторитетных, как государственных, так и международных, организаций объявили 2011 год - Годом Габдуллы Тукая. Проводить юбилейные мероприятия решили не только культурная общественность и власти Татарстане, на родине великого татарского поэта, но и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Международная организация ТЮРКСОЙ. К 125-летию Тукая московский исламский культуролог и поэт Джаннат Сергей Маркус приурочил цикл стихотворений. А накануне он выступил с призывом «Пора вернуть господдержку преподаванию татарского языка в Татарстане!». Об этом – наш разговор, предваряющий стихи.

- Джаннат-хаджи, Вы выступили в татарской и русской прессе в ответ на «Письмо 600» казанских родителей, в первую очередь татар по национальности, направивших российскому министру образования и науки требование уменьшить число уроков татарского языка в школах Татарстана. И даже завершили публицистическое заявление стихами, резко озаглавленными «Предателям родного языка». Но разве это проблемы - только татарского языка?

- Спасибо за такую постановку вопроса. Конечно, проблема здесь в целом – о сохранении языков народов России. Народный писатель Татарстана, депутат Государственного Совета РТ Туфан Миннуллин недаром так обозначил суть Федерального закона 309 – «это варварский закон, принятый против всех народов, проживающих в Российской Федерации». Самое потрясающее в «Письме 600» - это даже не оно само по себе, а синхронность его появления с юбилеем великого поэта Габдуллы Тукая. С одной стороны, посмотрите: какие силы тратятся на проведение мероприятий от Москвы и Казани до Анкары, а как на деле… подрублена основа поддержания и воспроизводства этого языка!

Письмо потомков, отказывающихся от языка своих предков – аморально, это личное решение. Но, боюсь, оно проявляет общую тенденцию уничтожения разных нерусских языков народов Российской Федерации. Ключ в том, что государство отказалось финансировать из центрального бюджета преподавание языков в средних школах, переложив эту заботу на местные бюджеты. Всякий, кто знаком с экономикой нашей страны, понимает, что речь идёт… о невыполнимом задании. Местные власти, даже при добром желании, почти ни в одном из субъектов РФ справиться с этой задачей не смогут. Увы.

Потому всем, кто ценит связь со своими предками, эту больную тему не следует оставлять. И если второму по численности этносу России – татарам – не под силу в одиночку решить её, то что говорить о народах, численность которых меньше? Итак, говорим в Год Тукая о татарском, но держим в сердце заботу и об аварском, лезгинском, чувашском, украинском, тувинском… Какие же языковые богатства у нас! И как скоро, под натиском бескультурья и глобализации мы можем их растерять!

- Причём тут глобализация?

- Глобализация может быть во многом позитивна. Но когда ныне в сфере культуры тон задаёт страна, где почти уничтожены языки местных жителей, аборигенов, загнанных в резервации – это уже опасно. Я говорю про США. Средний и даже высокопоставленный американец, как известно, языки иных народов не учит – вкладывая миллионы долларов в пропаганду «амэрикен-инглиш», он добивается, чтобы вся планета говорила с ним только на его языке. И это не преувеличение. Вспомним, что за 200 лет существования США, на его территории полностью исчезло 365 видов растений. И вот то, что произошло в биосфере, может случиться и в ноосфере (сфере интеллекта и духа человека).

Кстати, наша страна до сих пор тормозит ратификацию Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. Значит, нет воли решить эту проблему позитивно. Проще сослаться на финансовые трудности – и всё пустить на самотёк, а по сути, под откос…

- Что же побудило Вас писать сейчас стихи о Тукае?

- Я вовсе не собирался писать о нём. Хотя, конечно, понимал значение его слова для татар, а бывая в Казани, сам жил в доме, у которого стоит памятник поэту, бывал на его могиле на Татарском кладбище Ново-татарской слободы… Но не смог удержаться, узнав про «Письмо 600» - оно, как «доказательство от противного», вызвало не только гнев и мысли о судьбах языка, но и заставило пристальнее вглядеться, вдуматься, даже влюбиться в этого поэта. Естественно, думая о Тукае, я не мог не размышлять о судьбах русско-татарского многовекового соперничества, войн, борьбы и дружбы… не мог не вспомнить об Иване Грозном.

- Стихотворение «Где ж ты, Кудеяр?» даёт новое объяснение психике Грозного царя?

- Я не претендую на исторические открытия и обобщения – это формат историка. Я же начал писать о тех впечатлениях, к которым меня привело проживание в подмосковной деревне Сабурово. Это была одна из вотчин рода Сабуровых. А из них была выбрана на смотринах в 1505 году со всей Руси из 500 красавиц Соломония - невеста для великого князя Василия Третьего. Поскольку она 20 лет не могла родить, окружение князя добилось её насильного пострижения, а вот далее идут загадки… Говорят, что она всё-таки родила, находясь уже в суздальском Покровском монастыре и поклялась, что сын отомстит за неё. В народе сложился миф о Кудеяре-разбойнике, который и был сыном Соломонии (в крещении Георгий). Ивана Грозного терзали всю жизнь страхи, когда с детства он осознал угрозу быть разоблачённым и смещённым… Кудеяром… собственным старшим братом. Быть может, от этой душевной муки – его необузданный нрав, безумная политика и бесчеловечная жестокость, в том числе и к покорённой Казани?

А вот вокруг Сабурово и по сей день – тюркские топонимы Юрлово и Аристово, славянские Митино и Рождествено, а Марьино – даже с еврейскими (как известно, дева Мариам, мать пророка Исы, мир им!, была из семитов). И вот – оглянешься вокруг – всё пропитано следами разных народов… какое историческое разнообразие, какая глубина!

- «Туган тел» - «Родной язык», пожалуй, самое известное стихотворение Тукая. Вы вступаете с ним в диалог и даже берёте цитаты в свой текст, вводите татарские фразы?

- Да, а как же иначе? Всматриваясь в образ Тукая, я увлекаюсь его пониманием сути Родной речи, связи её с предками, с природой, с их слиянностью… Есть вечные ориентиры, которые прописаны Тукаем - и для нас они теперь как камертон, по которому можно сверять чистоту своих собственных слов.

Но есть и публицистика, которая актуальна поныне. Помните, как Тукай ответил тем псевдо-патриотам России, которые кричали татарам: а уезжайте вы в свою Турцию! Но они не понимали, что под ногами у татар – земля неимпортная, земля, где, как у и русских, лежат кости их предков. К сожалению, подобные призывы к мусульманам вообще, к татарам в частности, звучат и в наши дни. Какое невежество! Это невежество по отношению к памяти всей нашей земли, предков всех наших народов.

- Тукай был «культовой идеологической фигурой» в советское время. И тогда же сложился способ его поминания. Что-то изменилось с тех пор?

- Да, многое меняется на наших глазах к лучшему. Порадовало, к примеру, что теперь можно прочитать такое: «Габдулла Тукай был в целом набожным мусульманином, хотя в советское время некоторые «исследователи» и пытались (безуспешно!) изыскать в его творчестве следы атеизма. Всем татарам известны стихотворные слова Тукая – «Таян Аллага!» - «полагайся на Всевышнего!», которые и олицетворяют всё его творчество. В эти ушедшие советские годы выработалась определённая стилистика проведения тукаевских дат - в день его рождения положено проводить митинг, а в день смерти - возлагать цветы на могилу. Однако, у татар поминовение традиционно проводится в форме коранических меджлисов. Исходя из этого, Центр Исламской культуры «Иман» в Казани по предложению своего научно-экспертного совета (председатель Наиль Гарипов) решил провести 15 апреля в день смерти поэта коранический меджлис, на котором можно будет порадовать бессмертную душу великого сына татарского народа чтением сур из Корана, вознесением молитв для радования его души».

Так что, давайте в Год Тукая, в дни его памяти в апреле поминать его в наших личных дуа, а также на коллективных меджлисах, вначале с чтением Корана и молитвой, и только потом – с исполнением его стихов. Пора восстановить мусульманскую культуру сохранения памяти о великом национальном поэте. И как важно, чтобы в этом принимали участие не только татары – Тукай зовёт к общению всех нас.

Беседу провёл Даниил Хасанов

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх