Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru







ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

История

Московские мечети

Хайретдинов Дамир, историк, директор
информационного отдела Исламского
Конгресса России, г.Москва

Согласно высказыванию Пророка Мухаммада (с.а.в.), "вся земля есть мечеть". Смысл этого высказывания не понятен, если не знать о том, что значит слово "мечеть". Это слово по-арабски звучит как "масджид", что значит "место, где совершаются поклоны, или где молятся - делают саджда". Так как, согласно вероубеждению мусульман, все что есть на Земле - растения, животные, неживая природа, все виды материи и энергии - включая и человека - восхваляют своего Создателя, Творца всего сущего в этом и иных мирах, то тогда, очевидно, что всякое пространство Вселенной и есть "место для поклонения Всевышнему Господу".

Мечеть, как таковая, была впервые в истории Ислама построена Пророком Мухаммадом (с.а.в.) в местечке Куба - в то время, когда Пророк и его друг Абу Бакр подъезжали к Медине, гонимые своими соплеменниками-язычниками из их родного города Мекки. После этого в самой Медине, рядом со своим новым домом, Пророк построил еще одну мечеть, ставшую одним из трех самых почитаемых и священных для каждого мусульманина мест в мире. Согласно хадису Пророка, эти три священных места - мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, и мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Мечеть первоначально не имела каких-либо архитектурных канонов. При возведении мечети необходимо соблюдать лишь несколько очень простых правил: это обеспечение пространства, где молящиеся параллельными рядами могли бы быть обращены лицом к Заветной мечети - Каабе - в Мекке. Далее - михраб - ниша в стене со стороны Мекки, где имам-предстоятель ведет службу; минбар - соборная кафедра для чтения проповедей; и, как правило, минареты, устремившиеся в небо, одним своим гордым видом придающие особую выразительность всему храму. "Минарет" переводится с арабского как "освещающий, маяк", и выглядит особенно выразительно, когда муэдзин - азанчы, или призывающий - мелодично и протяжно призывает верующих к молитве.

В Москве на сегодняшний день существуют четыре мечети. Прежде чем рассказать о них, хотелось бы немного осветить исторический фон появления и жизни мусульман в столице.

Разумеется, мусульмане, постоянно проживающие в Москве с начала XV в., не могли не иметь специального молитвенного помещения, так как, согласно шариату, им необходимо было собираться как минимум один раз в неделю - в пятницу, для совершения совместного намаза. Однако, как уже было сказано, совсем необязательно, чтобы это помещение имело минарет с полумесяцем и другие атрибуты собственно мечети - достаточно, чтобы место было просторным и ритуально чистым, и имелся бы ориентир в сторону Мекки. Следовательно, даже если у мусульманской общины нет разрешения властей на строительство мечети, они вполне могут довольствоваться и малым - хотя бы даже отдельным залом или комнатой в частном доме.

Первый молельный дом для мусульман в Москве, в Татарской слободе, появился в XVI в. Однако в 1649 г. царь Алексей Михайлович специальным указом упразднил все иноверческие (т.е. неправославные) храмы и выселил большинство жителей Татарской слободы на дальние московские земли. Согласно некоторым сообщениям, небольшая по размерам деревянная мечеть была построена в 1782 г. при дворе князя Султан-мурзы Сименея и просуществовала до начала XIX века; затем они обветшала и была разобрана. В 1805 г. председатель Оренбургского духовного собрания муфтий Мухамеджан Гусейнов ходатайствовал перед московским генерал-губернатором А.Беклемишевым о строительстве каменной мечети в Москве.

За активное участие и героические подвиги татар в Отечественной войне 1812 г. по указу императора Александра I мусульмане получили право построить мечеть в Татарской слободе, на участке купца 1 гильдии Назарбая Хамолова. Это разрешение было получено в 1813, или 1823 г. (сама мечеть была построена в 1858 г.). Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ничем не выделялся от соседних особняков; только после перестройки ее в 1882 г. и возведения минарета и купола здание приобрело вид мечети. Мечеть перестраивалась и в 1914 г., по проекту архитектора П.Ивницкого.

В дальнейшем число татар, как и других мусульман, постоянно увеличивалось. Так, если в середине XIX века (1855) мусульманская община Москвы насчитывала всего 330 человек, то уже в 1900 г. их число составило 7280 чел., а в 1907 г. - 13650 чел. Они селились теперь не только в Замоскворечье, но и на Сретенке, Мещанке, в Марьиной роще и т.д. Постепенно, в более поздние времена, мусульмане стали проживать также в центре и северной части города. С 1894 г. представители татарской общины Москвы просили разрешить постройку новой мечети. Только в 1903 г., после убедительных ходатайств московского купца Бакирова и касимовского купца Акбулатова прошение было удовлетворено. Проект мечети был утвержден в начале июня 1904 г. и уже 27 ноября того же года в мечети состоялось первое богослужение. Одним из наиболее заметных финансистов, на средства которого строилась мечеть, был московский купец Салих Ерзин - один из самых богатых людей Москвы того времени.

После революции татарское население Москвы сначала резко сократилось (с 10 тысяч в 1912 г. до 2 тысяч в 1920 г.), затем так же резко увеличилось (в 1923 - уже 12 тысяч) и затем постоянно росло, в основном за счет миграции в Москву казанских татар и мишарей из различных регионов России. Число других мусульманских народов оставалось незначительным вплоть до конца 1980-х гг. и увеличивалось в то время крайне медленно. В 1920-х гг. новое правительство разрешило открытие в Москве нескольких татарских культурных учреждений, в т.ч. школы, типографии, библиотеки (все размещались в "доме Асадуллаева", рядом с Исторической мечетью в Замоскворечье).

В 1930-х гг., в ходе антирелигиозной кампании, было закрыто большинство храмов и религиозных учреждений всех конфессий по всему Советскому Союзу, в т.ч. и в Москве. Была закрыта мечеть в Замоскворечье (1936), а "дом Асадуллаева" был реквизирован (1941). Мечеть в Замоскворечье использовалась различными организациями, в т.ч. военкоматом; в частности, именно оттуда призывался в армию будущий мэр Юрий Лужков. Мечеть в Марьиной роще (на Проспекте Мира), находившаяся под жестким контролем органов госбезопасности, вплоть до конца 1980-х гг. оставалась единственным мусульманским храмом во всей Центрально-Европейской России.

Начало религиозного возрождения в России относится к концу 1980-х-началу 1990-х гг. В 1994 г. после реставрации была открыта возвращенная мусульманам Историческая мечеть в Замоскворечье. В 1997 г. открылась третья мечеть в Москве, в районе Отрадное. В 1995-97 гг. была построена Мемориальная мечеть на Поклонной горе, одна из самых красивых во всей Центральной России, ставшая четвертой мечетью столицы.

Мечеть служит для мусульман не просто местом молитвы, но и культурным, и образовательным центром. Здесь проводятся занятия по Исламу, по арабскому, татарскому языкам; в истории нередки случаи, когда в мечетях собирались политические деятели Ислама. Одной из причин того, что Соборная мечеть в Москве никогда не закрывалась, является то, что в столицу СССР часто посещали иностранные делегации, в т.ч. из мусульманских государств, и правителям нашей страны нужно было не ударить лицом в грязь перед ними.

Посещение мечети является важным символическим действием для мусульман Москвы. В мировоззрении российского мусульманина в это действие вкладывается особое возвышенно-духовное чувство, связываемое с перипетиями истории Ислама в нашей стране. Разрушения мечетей воспринимались мусульманами не просто как святотатство, но как духовный знак, символизирующий приближение Ахир Заман (татарская фраза, составленная из арабских слов, означающая "Последние Времена" - перед Концом Света). Верующие стремились сохранить фрагменты здания разрушенной мечети, пряча отдельные кирпичики в чердачных помещениях своих домов.

О проблемах, связанных с посещением мечети в до-перестроечные годы, известно много; тем не менее, даже знаменитости из числа мусульман время от времени, рискуя своим положением, стремились в мечеть. Вот свидетельство футболиста с мировым именем Рината Дасаева: ":то ли в 1983-м, то ли в 1984-м я с родными сходил на праздник в мечеть, и меня там увидели. На следующий день вызвали "наверх" и начали промывать мозги: "Ты не можешь ходить туда. Тебя все знают. Завтра об этом напишут на Западе и сообщат по антисоветским радиостанциям. Чему ты учишь молодежь?": Я продолжал ходить в мечеть по праздникам, но осторожно, - чтобы никто не видел." Очевидно, "наверху" боялись "заразительности" примера знаменитого вратаря. Несмотря на репрессивные меры, мусульмане все равно считали своим долгом участие в праздничных намазах (рассматриваемых в шариате, согласно ханафитскому мазхабу, как ваджиб - обязательное действие, промежуточное между фарзом и сунной). В настоящее время в Соборной мечети и вокруг нее на праздники собираются до 16 тысяч верующих; по несколько тысяч человек посещают Историческую мечеть и мечеть в Отрадном; до тысячи - мечеть на Поклонной горе. Помимо собственно чтения намаза, люди отдают милостыню (садака) на нужды данной мечети, старикам и немощным.

В последние годы, подражая христианам, мусульмане посещают мечеть и в случаях бракосочетания и для проведения похоронного намаза. Если второй случай можно обосновать, с точки зрения правил шариата, желательностью чтения джаназа как можно большим числом верующих, то совершенно необязательным является чтение никяха именно в мечети. В любом случае, при критическом подходе к данному явлению, можно найти и отрицательные стороны (несоответствие шариату - очень серьезная оценка любого действия), и положительные: так проявляется отмеченный выше исламский символизм секуляризированных мусульман России, стремление к самоидентификации с культурой и религией своих предков.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх