Литература Писатели и поэты
Мухаммедьяр
До наших дней дошли две его поэмы "Тухфа-и-мардан" (Дар мужей) и "Нур и содур" (Свет сердец), а также поэтическое послание - "Насихат" (Наставление).
В научном мире имя этого поэта стало известно сравнительно недавно. В 1846 году в фондах Азиатского музея" С. -Петербурга видный русский востоковед и тюрколог Илья Березин обнаружил и описал рукопись поэмы "Тухфа-и-мардан". Он дает высокую оценку: …довольно большая и замечательная поэма… Как один из древнейших памятников Казанского диалекта, эта поэма заслуживает большое внимание…" К сожалению, в то время это открытие не послужило толчком к дальнейшему изучению творчества поэта.
Лишь с середины ХХ века личность Мухаммедьяра и его творчества стали объектом изучения литературоведов.
Сегодня к этому имени обращаются не только литературоведы, но и лингвисты, историки, философы, культурологи.
Личность и творчество Мухаммедьяра ценны еще и тем, что он один из немногих свидетелей борьбы между Московским царством и Казанским ханством, кому суждено было поэтически запечатлеть события своего времени и конкретных исторических личностей.
Дух поэзии Мухаммедьяра, ставший своеобразным мостом между древнетюркской и средневековой татарской литературой, оказал благотворное влияние на другие поколения татарских поэтов.
Автор в своих произведениях скромно говорить и о себе, сообщая, что он - молельщик, служит молебны у усыпальницы хана Мухаммед-Амина.
Основной мотив в творчестве Мухаммедьяра - это безграничная любовь к человеку. Вся поэма "Тухва-и-марадан" пронизана идеями гуманизма.
Это необычное по сюжету произведение состоит из нескольких повествований, которые перемежаются лирическими отступлениями автора. Именно в них поэт отражает свои взгляды на мир, предназначение человека и пытается дать ответ на вопрос, каким должно быть идеальное общество.
Главный объект внимания в поэме - Человек. От природы он наделен самыми лучшими качествами: красотой, умом, изяществом, правдивостью, скромностью, он достоин уважения и почета:
Человек сам по сути своей чист и благороден,
От роду остроумен, изящен и славен.
В этом Мухаммедьяр следует традициям мусульманской культуры: еще в Коране говорится о том, что предназначение человека заключается в том, чтобы украшать землю. Возникает аналогия и с творчеством Шекспира, на память приходят слова из "Гамлета": "Что за мастерское создание - человек! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии!.. Венец всего живущего!.."
По Мухаммедьяру, человек должен стремиться к высокой цели - служить людям.
Подай руку упавшему, - таково жизненное кредо поэта.
И в то же время Мухаммедьяр призывает бороться против существующего зла в таких его проявлениях, как: надменность, хвастовство, спесивость, лицемерие. Проблема противостояния добра злу решается им в духе идей гуманизма.
Мухаммедьяр высоко ценил язык как средство общения, передяющее правду и утверждающее справедливость.
Знай, что язык людскому роду дан,
Как чудо из чудес, как талисман.
Кто справедлив и чей язык правдив,
Тот ни на глаз, ни на руку не крив.
А если крив язык, то весь как есть,
Ты крив - и утерял людскую честь.
Язык людской! Будь в силе и красе, -
Будь прям и прав, - исправимся мы все!
(Перевод С. Пеньковского)
Мухаммедьяра не только любили за его поэтическое слово, но и уважали за авторитетную личность. В 1549 году царица Сююнбике направляет Мухаммедьяра в качестве дипломатического представителя в Москву. Дальнейшая судьба его загадочна.
Идея справедливости, как один из основных принципов социального устройства общества, была актуальной во все века. Таковой она остается и на пороге ХХI века.
Сколько было в моем сердце сокровищ,
Страдая, годами я рассыпал их.
Горд своей сокровищницею - душей,
Я не нуждаюсь в сокровищнице чужой.
Надеюсь, что когда ученые мужи
Вкусят благую пользу от моих стихов
Пусть вспомнят о поэте
Благословенным словом обрадуют его.
Ильясова Адиля
|