Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2018
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

История

История нижегородских татар

Содержание :

  • Энциклопедическая справка
  • История Татар-Мишарей
  • Численность и расселение татар в Волго-Уральском регионе в XVIII-XIX вв.
  • Новейшая история (с 1917 г.)
  • Численность татар Горьковской (Нижегородской) области в 1939-89 гг.
  • Этнические группы области
  • Краснооктябрьский район
  • Сергачский район
  • Пильненский и Сеченовский районы
  • Спаский и Княгинский районы

    Энциклопедическая справка

    Нижегородская область расположена в центре России - Волго-Вятском экономическом районе, граничит с республиками: Мордовией (на юге), Чувашией и Марий Эл (на востоке), областями: Кировской, Костромской (на севере), Ивановской, Владимирской и Рязанской (на западе). Площадь - 74,8 тысяч кв. км. Население - 3720 тысяч человек (1989), в т.ч. русские - 94,6%; татары - 1,58% и др.Основа мусульманской общины области - татары (58,6 тыс.), азербайджанцы (3,2 тыс.), узбеки (1,7 тыс.), казахи (1,2 тыс.) и др. - вместе составляющие менее 2% населения области.

    Центр области - город Нижний Новгород (НН) - расположен на месте слияния двух крупнейших рек Центральной России - Волги и Оки. Население НН в 1989 - 1435 тыс., в т.ч. русские - 94,7%, украинцы - 1,2%, татары - 1,1% и др. Татары (16,5 тыс.), азербайджанцы (1,4 тыс.) и др. составляют основу мусульманской общины города. Помимо НН, крупными городами области являются Арзамас, Дзержинск, Павлово, Кстово, Выкса и др.; Сормов (Арзамас-16) - закрытый город, в котором располагается ядерный научно-исследовательский центр (там работал академик Дм.Сахаров). Экономика области базируется на промышленном и военном машино- и приборостроении, металлургии и т.д.;развиты торговля, сельское хозяйство и др.

    Наверх

    История Татар-Мишарей

    Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде, представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.

    В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.

    Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г.Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.

    Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.

    В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).

    Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.

    На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области). Также приходилось видеть упоминание об "остатках татарского населения Дальнеконстантиновского р-на" (В.Садур; подтверждается наличием на этнографической карте 1960-х гг. соответствующего обозначения - примерно в 30 км к С-З от Д.Константинова, в р-не дер. Оранки, на берегу реки). В работе Снежневского 1894 упоминается татарское село Ликеево с деревнями в нынешнем Нижегородском уезде, принадлежавшее в 162 астраханскому царевичу:" Среди сохранившихся до сего дня групп татар важнейшие - сергачские (нижегородские, или горьковские) мишари.

    Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным. Тогда же по мишарским землям прошла первая волна христианизации. Обратившиеся в 16 в. в православие стали называться "старокряшенами"; в 18 в., после второй волны крещения, появились "новокряшены". Крещеные мурзы (татарские князья), получая землю за службу, становились дворянами. В этом случае крестьян (татар? русских?) называли "кряшены". Так, на Нижегородчине рядом с Татарским Маклаковым возникло Русское Маклаково, "кряшенское" по происхождению (совр. Спасский р-он).

    В 18 в., когда пошла вторая сильная волна насильственной христианизации, много мишарей бежало в Башкирию, за Урал. Сегодня их потомки (мещеряки) составляют значительную часть населения Башкирии.

    При первых Романовых, укрепивших институт дворянства, служилые татары продолжали получать свободные земли в южных районах Нижегородского Поволжья, где и жили из поколения в поколение. Такие поселения татар Сергачского уезда, как Грибаново, Ендовищи, Ключищи, Карга, Кочко-Пожарки, Красный Яр, Шубино, Овечий Овраг и др., уже в конце 17 века имели обширные земельные владения. В конце 18 века упоминаются татарская деревня Малая Анда (Сергачский округ; наряду с дер. Анда - в ней 1 мечеть и 189 прихожан мужчин, а в Мал.Анде мечети нет и 10 прихожан мужчин), деревни Новый Усад (татарское население с кон.16 - нач.17 в.; совр. Спасский р-он) и Ломать, где татары жили совместно с русскими. На р. Пьяна упоминается татарское поселение Ачекьев Усад (возм., совр. Ачка Сергачского р-на). В 1621 в дер. Старое Андосово упоминается 6 дворов служилых татар (возм., совр. Бол.Андосово Пильненского р-на, о котором сообщается как о русско-татарской деревне). Окончательно современные поселения татар сформировались в 19 в.

    По данным Нижегородской епархии от 1862 г., среди 30 тысяч татар губернии чуть более тысячи были кряшенами. Наибольшее количество их было в Татарском Маклакове (0,5 тыс.), Пошатове (120 чел.), Карге, Семеновке, Уразовке, Базлове, Андреевке и др. Но православие исповедовалось кряшенами чисто формально; фактически абсолютное большинство их придерживалось мусульманских обрядов, что признавалось и священниками церквей. Лишь на рубеже 19-20 вв. официально был признан тот факт, что "кряшены" Нижегородской губернии на деле являются мусульманами. "Кряшенами", как уже говорилось выше, считалось население Русского Маклакова, а также деревни Сосновка (19 в.) - совр. Сергачский р-он.

    Сергачский уезд являлся ядром татарской общины губернии: здесь к середине 19 в. насчитывалось 18 деревень в 5 волостях (в современных границах: 13 из 17 деревень Краснооктябрьского р-на - все, кроме Чембилей, Медяна, Бол. и Мал. Рыбушкино; 5 из 7 деревень Сергачского р-на - кроме Камкино и Андреевки).

    Васильевский (Васильсурский) уезд того времени имел 6 поселений татар в 3 волостях (в современных границах: все деревни Спасского (4) и Княгининского (1) р-нов + Андреевка). В деревне Татарское Маклаково ранее проживавшие новокрещенные чуваши были вытеснены или поглощены татарским населением.

    В Княгининском уезде в середине 19 в. отмечалось наличие двух деревень с татарским населением - Камкино (совр. Сергачский р-он) и Фоминки (совр. Княгининский р-он). Последняя, однако, к концу 50-х гг. 19 века почти полностью обрусела. К концу века как мусульманское население фиксируется только деревня Камкино с числом жителей более 2 тысяч чел.

    Остальные татарские деревни в современных границах Нижегородской области входили в 19-начале 20 вв. в состав Курмышского уезда Симбирской губернии (4 деревни совр. Кр.октябрьского р-на, 4 - Пильненского и 1 - Сеченского).

    Общая численность татар в 1914 в губернии - 74,5 тыс. (???) (около 4,5% населения губернии).

    В 1812 г. в 25 татарских деревнях Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей (при этом в Камкино, Урге и Красном Яре не было ни одной); в 1829 г., через 17 лет, число мечетей возросло до 30. В 1859 в деревнях губернии было 33 мечети, в 1878 - 47, а в 1898 - 63. В Татарском Маклакове было в конце века 7 мечетей, в Ендовищах и Ключищах - по 5, в Пице - 4, в семи деревнях - по 3 мечети, в семи - по 2 мечети, и в семи - по одной. Всего по губернии в конце 19 в. мусульман было 2,61% от общего населения (1.585 тысяч человек).

    В самом НН селиться татарам было запрещено вплоть до 16 в. В 17 веке татарские мурзы-землевладельцы стали приезжать в НН торговать хлебом и т.д. С этого времени и позже, с увеличением товарооборота Макарьевской ярмарки, здесь уже встречалось немало мусульман - как местных, так и приезжих. С открытием Нижегородской ярмарки (1817) численность мусульманской общины НН резко возросла, тогда же начала функционировать Ярмарочная мечеть, расположившаяся в той части ярмарки, которую облюбовали купцы с Востока - Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и др. К началу века мечеть значительно обветшала, и с 1908 мусульмане добиваются разрешения на строительство второй мечети. В 1913 началось, а в 1915 закончилось возведение второй мечети, "на горе", названной позднее Соборной. Что же касается Ярмарочной мечети, то в 1911-12 были подготовлены документы по реконструкции этой мечети, однако из-за противодействия властей этот проект так и не был осуществлен и мечеть "ликвидировалась" сама собой (была разобрана еще до 1917 г.).

    15 августа 1905 г. в НН состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Он прошел полулегально, и на нем впервые мусульмане заявили о необходимости уравнять Ислам с православием и предоставить свободу исламскому вероисповеданию. После II съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1906, были приняты программные заявления "Союза мусульман России". Относительно III съезда, предположительно прошедшего также нелегально в НН в 1907, у жандармов не было достоверных сведений. Во всяком случае, известно, что в 1907, 1909, 1910 и 1913 гг., т.е. до начала мировой войны, в НН во время проведения летней ярмарки купцы-мусульмане (а под видом их, возможно, и прочие гости) собирались для обсуждения различных вопросов, в т.ч. в здании Соборной мечети НН. В 1914 в Казани, НН и в Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, имевшие цель выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Однако, менталитет нижегородских татар, складывавшийся на протяжении нескольких веков, не давал возможности для пропаганды здесь идей панисламизма и пантюркизма: мусульмане Нижегородчины были ярыми приверженцами российской государственности.

    Наверх

    Численность и расселение татар в Волго-Уральском регионе в XVIII-XIX вв.

    Губернии и уезды 1762 1782 1795 1833 1857 1897
    Нижегородская губ. 10.783 14.577 15.884 20.411 33.711 41.337
    Сергачский 7.928 10.655 11.583 16.320 22.849 27.196
    Васильсурский 2.252 2.867 3.385 5.188 8.982 10.889
    Княгининский 603 1.055 790 1.280 1.707 1.992
    Прочие уезды - - 118 183 207 1.260
    Курмышский уезд Симбирской губернии 6.848 8.246 11.699 15.608 19.001 24.260
    Итого 17.631 22.823 27.583 36.019 52.712 65.597

    Наверх

    Новейшая история (с 1917 г.)

    После большевистской революции, в связи с изменением границ Нижегородской области, несколько изменился и этнический состав населения (уменьшение численности мордвы, увеличение числа марийцев). "На севере области, в Тоншаевском р-не, в пос. Шайгино, образовалась довольно значительная татарская (мусульманская) община, этнографические особенности которой еще не изучались." На юге области в 1929 г. был сформирован национальный Татарский (Уразовский, позднее - Кзыл-октябрьский) р-он с центром в Уразовке, куда вошли большая часть татарских поселений (19 сельсоветов) к югу от линии Сергач - Пильна, и 2 татарские волости (существовали до конца 1940-х гг.). Было открыто значительное число татарских школ, клубов и др.

    В начале 1920-х гг, стали намечаться определенные, пока еще не очень заметные, шаги по наступлению на религию. Началось издание и распространение атеистических листовок на татарском языке. В конце 1920-х - 30-х гг. массовые репрессии против верующих привели к почти полному уничтожению имамов и мечетей.

    В НН после того, как помещение Ярмарочной мечети нельзя было уже использовать, мусульмане Канавинского р-на (не имевшие возможности часто посещать Соборную мечеть на противоположной стороне Оки) привыкли молиться в доме ј12 по ул. Тимирязева в специальном молельном помещении - бывшем частном доме. После революции под молитвенное помещение оставалась лишь часть этого дома. В 1932 г. было отобрано здание Соборной мечети.

    В советские времена 3 мечети в татарских аулах продолжали действовать - в Малом Рыбушкино, Ендовищах и Татарском Маклакове. В оставшихся деревнях действовали муллы-самоучки, или дети (внуки) расстрелянных или выселенных имамов. В 1960-х гг. татары, проживавшие в Ленинском р-не Горького, стали использовать частный дом в качестве молельного помещения.

    С 1987-88 гг. началось возрождение Ислама в СССР, в т.ч. в Горьковской области. На территории области начало действовать Духовное Управление мусульман Нижегородской области (до 1996 г. - мухтасибат, входящий в состав ДУМЦЕР). Председатель ДУМ - имам-мухтасиб Умар Идрисов (окончил Бухарское и Ташкентское медресе) - один из самых активных региональных имамов в России. ДУМ области всегда отличалось стабильностью и автономностью от процессов, происходящих в Москве; финансовая база ДУМ никогда не зависела от Москвы и базировалась на местных татарах - крупных предпринимателях. ДУМ области входит в состав ДУМЦЕР.

    В начале 1990-х гг. была возвращена мусульманам и отреставрирована их силами Соборная мечеть НН. В 1994 рядом с мечетью построено здание медресе по подготовке кадров для работы в селах. В 1996 отреставрировано здание второй мечети (в Ленинском р-не) НН. В городе Дзержинске в начале 90-х гг. построена мечеть (имам - Г.Закиров).

    Сейчас ДУМ области ведет переговоры с Администрацией области и местными предпринимателями о строительстве третьей мечети в Канавинском районе НН. Были планы перестроить под мечеть жилой дом в пригороде НН Кстово.

    Во всех татарских селах в начале 1990-х гг. построены мечети, иногда по 2-3 в одном ауле: Красно-октябрьский р-он - в 16 селах 18 мечетей и 2 медресе; Сергачский р-он - в 7 селах 9 мечетей; Спасский р-он - в 4 селах 5 мечетей; Пильненский р-он - в 4 селах 7 мечетей; Сеченский и Княгиниский р-ны - по 1 селу (и по 1 мечети) в каждом. Татарские общины существует в Больше-Болдинском (1 колхоз), Воскресенском (1 - ?) р-нах. Мечети строятся в Пице, Сафаджае (четвертая).

    В НН на базе Русской гимназии (средней школы ј2 Канавинского р-на) действует татарский национальный класс (наряду с другими).

    Молодежь из сел и городов области учится в медресе НН, Москвы, а также Татарстана и Башкирии. Несколько раз в области проходили молодежные исламские лагеря, в т.ч. при финансовой поддержке зарубежных исламских организаций (благотворительный фонд "Ибрагим бен Абдуль-Азиз аль-Ибрагим" с центром в Москве).

    Наверх

    Численность татар Горьковской (Нижегородской) области в 1939-89 гг.

    Области / год переписи 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г.
    Нижегородская область 88.241 66.996 71.798 68.637 58.603

    Наверх

    Этнические группы области

    Юг области является родиной нескольких этнографических групп мордвы (само название Арзамас - от слова "эрзя"). На рубеже 19-20 вв. слились с русскими мордва-терюхане (юг совр. Дальне-Константиновского р-на, сохраняли этнические особенности до 1920-х гг.) и целый ряд других групп мордвы-эрзя на юге и юго-западе (Ардатовский, Лукояновский, Починковский р-ны). Большая часть территорий Нижегородской губернии с мордовским населением после революции вошла в состав Мордовской АССР. Сегодня мордва (эрзя и мокша) проживает в Сергаче, Пильне, Шатках, Бол.Болдине, Лукоянове - во всех этих районах доля ее относительно невелика, но высок процент смешанных браков и совместного проживания с русскими в одних селах. Общая численность в 1989 - 36,7 тыс. (1% населения области против 1,4% в 1970 г.). Мордва крещена к середине 18 века - это один из самых ранних их современных угро-финнских народов России, принявший православие. Языческих элементов почти не осталось; идет усиленная ассимиляция народа русскими. "Пассионарные" установки минимальны.

    Марийцы традиционно живут в Тоншаевском (12,3%, а на селе 22,3%) и Шарангском районах (на севере области). Общая численность в 1989 - 7,9 тыс. В конце 19 в. число марийцев в Нижегородской губернии составляло 6-7 тысяч: горные в окрестностях Васильсурска, и луговые на левом берегу Волги. Горные марийцы крещены в 18 веке, языческих элементов почти не осталось. Луговые крещены позже, в 19-20 вв., у них сильны языческие пережитки (в Марий Эл официально существует древнемарийский языческий культ). До революции часть марийцев (в Башкирии) исповедовала Ислам. Среди всех восточно-финнских народов (мордва, мари, удмурты, коми, пермяки) марийцы, в первую очередь "луговые" - самые активные, "пассионарные", и в наибольшей степени сохранившие дохристианские обычаи и обряды.

    Чуваши - переселенцы с 1970-х гг. по экономическим причинам - проживают по 5-20 семей во многих селах юго-востока области (Княгининский, Пильненский, Сергачский, Бутурлинский и др. р-ны). В 1970 они составляли 0,2% от населения области, в 1989 - 0,4%. Так появились села со смешанным этническим составом (Лопатино Сергачского р-на и др.). Сегодня чуваши работают в качестве наемных рабочих в богатых хозяйствах татар (Рыбушкино и др.). Они охотно усваивают татарский язык и культуру, традиции. Имеются установки на принятие Ислама (такая работа ведется в Пензенской области).

    Наверх

    Краснооктябрьский район

    № п/п Название села Характеристика Число мечетей Имамы, преподавание
    1 Уразовка
    (тат. Ураза-авыл)
    Районный центр. Атеистическая пропаганда была очень сильна. Читающих намаз - очень мало. Кроме татар, проживают мордва, русские: 1 Живет в Москве, приезжает на лето. Борьба за место имама, но грамотных людей - нет.
    2 Актуково Входит в "конгломерат" вокруг р/ц. Постоянное население незначительно. 1 Живет в Москве. Преподавание - нет.
    3 Антяровка Входит в "конгломерат" вокруг р/ц. Постоянное население незначительно. 1 Имам местный, молодой.
    4 Кузьминка (тат. Кызым-авылы) Входит в "конгломерат" вокруг р/ц. Постоянное население незначительно. 1 Постоянного имама нет (пригла-шается из Антяровки, Уразовки).
    5 Кадомка Входит в "конгломерат" вокруг р/ц. Постоянное население крайне малочисленно. Вымирающая деревня. - -
    6 Красный Яр (тат. Кызыл Яр) Входит в "конгломерат" вокруг р/ц. Постоянное население незначительно. 1 Постоянного имама нет (приглашается из Антяровки)
    7 Семеновка (тат. Симочки-авылы) Между р/ц и Сергачом. Рядом - захоронения "аулия" - расстрелянных в 1930-х имамов и др. Сейчас там строится мемор-ный центр с мечетью. 1 ?
    8 Пошатово Рядом с Семеновкой. 1 ?
    9 Трехозерки (тат. ??e?eu) Небольшое село. Постоянное население - средне. 1 ?
    10 Карга Небольшое село. Постоянное население - средне. 1 ?
    11 Ендовищи Большое село. Одна мечеть (19 в.) не закрывалась в советское время. Вторая построена недавно из-за соперничества имамов недалеко от первой. Постоянное население значительно. 2 (19 в., требует реставр. и 1995) Имам 1-й мечети - самый грамотный из стариков области. Он очень старый, но пытается вести работу. Имам 2-й мечети - временный; из Москвы приезжает на лето Хасян-хазрат.
    12 Овечий Овраг Небольшое село. Сохранился дом одного суфийского шейха, где хранятся сделанные им удивительные предметы. 1 ?
    13 Малое Рыбушкино (тат. Кеч. Рбища) Вместе с Бол.Рыбушкино - одно из крупнейших сел всей области. Мечеть 19 в. не закрывалась в советское время. Читающих намаз - довольно много. Одна из самых активных в отношении торговли и бизнеса. Большое число бизнесменов областного и российского масштаба. 1 старая мечеть +рядом с ней новая. Имамы местные, община очень сильная. В старой мечети летом работает медресе (преподает Д.Мухетдин, постоянный поток детей и молодежи), зимой - в качестве мечети. Новая мечеть открыта только на летнее время.
    14 Большое Рыбушкино

    (тат. Зур Рбища)

    Один из крупнейших в области конгломератов сел. Считается одним из самых богатых сел области. В школе преподается Ислам (факультативно). Влияние мечети значительно (относительно др. сел, конечно) Проблемы, характерные для всех сел. 1 мечеть (1990), рядом с ней -

    стр-во медресе

    Имамы местные, община сильная. Постоянные "разборки" между стариками, конечно, мешают нормальной работе. Большое число молодежи - выходцев из села - прихожане мечетей Москвы, НН.
    15 Чембилей Большое село. Постоянное население значительно. Обе мечети построены в 1990-х гг. 2 ?
    16 Медяна Небольшое село. Постоянное население - средне. Огромнейшая мечеть, построенная миллионером - выходцем из села, практически стоит пустая. 1 Имам назначен и содержится на деньги религиозного общества. Для среднего, в общем-то, села, содержать такую огромную мечеть - большая проблема.
    17 Ключищи
    (тат. Суыксу)
    Большое село. Постоянное население значительно. Во времена коммунистов подпольно действовало молельное помещение в частном доме. 1 (1990-е гг.) Постоянного имама нет. Здание мечети - большое и просторное - хорошо подходит для обучения.

    Наверх

    Сергачский район

    № п/п Название села Характеристика Число мечетей Имамы, преподавание
    1 Кочко-Пожарки Самое близкое к Сергачу. Средняя деревня, расположена на трассе Сергач-Сеченово, пост. население - средне 1 (новая, большая) Постоянного имама нет. В школе были попытки ввести преподавание основ Ислама (1995)
    2 Шубино Богатое, большое село. Постоянное население - значительно. 1 - ? ?
    3 Пица Некогда одно из самых больших сел края. Сейчас - среднее село, постоянное население - средне. Мечеть деревянная, построена в конце 1980-х (одна из первых в области). Сейчас строится новая, каменная. 1+ стр-во новой Имамы местные, община довольно сильная. Таиб-абзый из деревни учился в медресе НН, сейчас работает в Москве в Отрадном. Марат учился 1 год в Катаре.
    4 Грибаново Богатое, большое село. Постоянное население - значительно. 1 - ? ?
    5 Камкино Богатое, большое село. 2 мечети, одна из которых построена на деньги начинавшего в то время мецената Рашида Баязитова - выходца из села. 2 ?
    6 Анда      
    7 Андреевка

    (тат. Митрявыл)

      1 (?)  

    Наверх

    Пильненский и Сеченовский районы

    № п/п Название села Характеристика Число мечетей Имамы, преподавание
    Пильненский
    1 Старомочалей (тат. Иске Мочалей) Среднее село, постоянное население - средне. Образует единый конгломерат с Новым Мочалеем. 1 (+1 стр-ся в Яна Ауле) Старый местный имам. Преподавание в мечети летом 1997 вел Рамиль-хазрат из Москвы, М.Хайретдин.
    2 Новомочалей (тат. Янге Мочалей) Среднее село, население - средне. 1 Местные имамы и московские. Община слабая.
    3 Петряксы Среднее село, население средне. 1 ?
    4 Красная Горка (тат. Кызыл Тау) Одно из самых крупных сел региона. В прошлом - 7 мечетей; репрессии были более значительными, чем в др. селах. Уровень религиозности высок. 4, + заложены еще 2 Местные имамы, пользуются большим влиянием, общины сильные, активные. "Разборки" между стариками.
    5 Бол.Андосово Упоминается как деревня со смешанным русско-татарским населением - ? См. также с. 3    
    Сеченовский
    1 Красный Остров Единственное татарское село р-на, среднее, постоянное нас-е - средне. 1 Местные имамы

    Наверх

    Спаский и Княгинский районы

    № п/п Район. Название села Характеристика Число мечетей Имамы, преподавание
    Сасский
    1 Татарское Маклаково Одно из крупнейших сел области. Активно в плане торговли и бизнеса. Одна из мечетей не закрывалась и в советское время. 2 - ? Местные. Молодежь активно участвует в деятельности общины.
    2 Ишеево Небольшое село, население - средне 1  
    3 Базлово Небольшое село, население - средне 1  
    4 Тукай (до рево-люции - Парша) Маленькое село, население назначительно 1  
    Княгинский
    1 Урга Крупное село, постоянное население - средне. Единственное татарское село района. 1  

    В Больше-Болдинском р-не упоминается единственное татарское поселение - колхоз "Ильича".

    В Воскресенском р-не имеется одна мусульманская община.


  • афиша
    Диспут-клуб
    Фотоальбом
    Полезные мелочи
    Подписка
    на рассылку МТСС
     
     
    Поиск по сайту:
     
      на этом сайте
    в Яндексе


    Sara monlari


    karaoke







    Ссылка на mtss.ru обязательна
    при использовании
    материалов сайта !