Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Г.А.Искандяров,
председатель Общественной организации
«Фонд Развития Мусульманских народов»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА



Стратегия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

В связи с бурным ростом в последнее время информационных технологий, процессов урбанизации и миграции населения, нестабильности экономического положения в стране, а также вследствие отдельных непродуманных решений властей резко усилились темпы ассимиляции коренных народов Российской Федерации. Лишившись носителей, их древнейшая культура может исчезнуть, что будет невосполнимой потерей и для всего Человечества.

В этой связи положение татарского народа, являющегося вторым по численности коренного народа страны типично и имеет схожие проблемы с остальными коренными народами, кроме русского.

НАЗНАЧЕНИЕ

Данная Стратегия направлена на решение проблем, связанных с сохранением и развитием самобытной национальной культуры татарского народа, включающей совокупность отношений, предметов и представлений, определяющих мировосприятие и образ жизни татар. Это свойственные татарскому народу нравственные и моральные нормы поведения, духовные ценности, язык, религия, традиции, литература, поэзия, музыка, история, наука, образование, художественное творчество и ремесла, одежда, жилище, кухня, фольклор и т.д.

В результате татары, как и представители других народов, на своей Родине не должны чувствовать себя второсортными по причине национальности или вероубеждения, их самобытные качества должны быть востребованы обществом, а будущее - уверенным.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Все люди разные и поэтому могут существовать различные точки зрения на будущее своего народа и России в целом.

Предлагаемая Стратегия базируется на следующих принципах:

  • равенства прав коренных народов и недопущение в любом виде национального превосходства одних народов над другими - проявлений шовинизма;
  • сохранение целостности Российской Федерации;
  • безусловного исполнения положений Конституций РТ и РФ, имеющих непосредственное отношение к Стратегии:
    • о федеративном устройстве Российской Федерации с дальнейшим развитием принципа федерализма;
    • о светском характере государства и недопущении вмешательства религии в дела государства и наоборот, государственного финансирования и материальной помощи религиозным организациям, использования государственными органами и официальными лицами религиозных атрибутов, символики, проведения ритуалов и т.п.;
    • о свободе совести и вероисповедания;
    • о многонациональном народе как носителе суверенитета и единственного источника власти, который осуществляет властные функции, в т.ч. непосредственно.
  • признания Республики Татарстан очагом и гарантом сохранения самобытной культуры и духовных ценностей всего татарского народа с возложением на нее соответствующих прав и обязанностей;
  • к татарскому народу относятся все, кто по происхождению и убеждению считает татарскую культуру родной независимо от степени знания ее компонентов, что по-татарски характеризуется словом - «милләтчелек».

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Консолидация татарской нации.

Бессмысленно надеяться на позитивный результат, если нация будет рассыпана на отдельные группки, имеющие разные цели или вообще без них. Данная задача предусматривает максимальный охват всех слоев населения. Важную роль здесь должны сыграть совместные действия государственных органов, прежде всего Республики Татарстан, широкой татарской общественности и религиозных кругов, в том числе находящихся вне Татарстана. Эти взаимоотношения должны строиться на основе равноправного партнерства, общности целей и интересов, открытости, демократичности и экстерриториальности. Отношение государства к общественному мнению должно быть максимально доброжелательным, вытекать из необходимости иметь объективную оценку своей деятельности.

Расширение сферы применения татарского языка и культурных знаний

  • Снятие барьеров в системе высшего и среднего образования в РФ, препятствующих обучению граждан в национальных школах.
  • Обеспечение реального равноправия русского и татарского языков в Татарстане.
  • Укрепление сотрудничества с тюркскими и мусульманскими народами России и мира.
  • Усиление международного сотрудничества по решению проблем коренных народов.

Сохранение целостности России и создание в ней благоприятных условий для проживания ее народов.

Эта задача вытекает из следующих очевидных фактов:

  • Российская Федерация располагается на землях, собранных нашими предками;
  • во многих регионах России татары являются автохтонным населением;
  • более 60% российских татар проживает вне Татарстана;
  • значительная часть русского народа, включая дворянство, ведет происхождение из татар.

Наряду с внешними негативными факторами, раздроблению России способствуют противоречащие действующей Конституции перекосы внутренней политики, которые требуют устранения.

Патриотизм.

Характерной особенностью татарского народа является любовь к Родине, к родным местам – малой родине, почитание предков. В тяжелые годы испытаний татары не раз вставали на защиту страны от иноземных захватчиков.

Чувству патриотизма, бережного отношения к природе в немалой степени способствуют следующие факторы.

  • Память предков.
  • Оседлый образ жизни среди своих соплеменников, родных и близких;
  • Изучение истории родного края, его топонимики, своих родословных.
  • Любовь к родному языку и культуре.
  • Сопричастность к великим свершениям своей страны.

Здоровый образ жизни.

Вытекает из исламских традиций, на которых основано татарское мировосприятие:

  • отказ от алкоголя, наркотиков и курения;
  • стимулирование интеллектуального и нравственного развития личности;
  • борьба с антиобщественным поведением, против развратных действий, обмана и суеверий;
  • содействие снижению уровня производства и продажи алкоголя и табака;
  • развитие этнотуризма, национальных видов спорта и спортивных игр;
  • пропаганда активного семейного досуга.

II. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТАТАРСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Семья

Татарская семья строится на традиционных ценностях, основанных на уважении к труду, любви к детям, почитании старших, стремления к знаниям, гостеприимстве и хлебосольстве. В семье общение должно идти на татарском языке и звучать татарская музыка. Здесь необходима организация работ в направлениях:

  • стимулирование рождаемости к уровню не менее 3-х детей в семье;
  • просвещение по семейным вопросам, кружки для детей и молодых родителей;
  • оказание услуг и всевозможных видов помощи семье, в том числе организация семейного отдыха, служб знакомств и т.п.
  • предоставление надомных работников: домработниц, нянек, преподавателей, репетиторов;

2. Общество

2.1. Общественные институты

2.1.1. Всемирный Конгресс Татар (ВКТ) - общественная организация, обязанная защищать интересы и координировать деятельность татар всего мира;

    2.1.1.1. Аккредитация ВКТ в ООН и в других международных организациях.

    2.1.1.2. Регистрация в ВКТ всех некоммерческих организаций независимо от государственной принадлежности, региона и статуса, публично действующих в течение не менее 5-лет в интересах татарского народа, поддерживающих данную Стратегию.

    2.1.1.3. ВКТ координирует деятельность зарегистрированных организаций и выступает от имени татар России и всего мира при условии демократичности, гласности и открытости его работы.

2.1.2. Общественные объединения.

Все организации должны быть равноправны. При этом главным критерием их работы должна стать степень привлечения граждан к своей деятельности, в том числе количество активных членов - физических лиц

    2.1.2.1. Федеральная национально-культурная автономия татар (ФНКАТ)

    а) Национально-культурные автономии (НКА) по закону имеют возможности выполнять ограниченный круг задач.

    б) Вместе с тем они имеет значительный потенциал для консолидации татар, учитывая разветвленную структуру и поддержку со стороны госорганов РФ.

    в) Существующее положение требует перестройки под контролем ВКТ, т.к. имеются серьезные недостатки в части работы с населением, если судить по деятельности считающейся передовой Региональной НКА г. Москвы.

    2.1.2.2. Другие общественные объединения.

Могут специализироваться на различных направлениях и формах деятельности, в том числе дополняющих работу НКА в том числе в сфере:

  • оказания благотворительной помощи;
  • предоставления социальных услуг;
  • защиты прав;
  • религиоведения;
  • национальных видов спорта;
  • охраны природы, здоровья и т.п.

2.1.3. Элита.

    2.1.3.1. Создание полноценной системы подготовки высокообразованных кадров для ведения культурно-массовой, преподавательской и научной работы по специальности «Татароведение», обладающих глубокими знаниями и навыками по многим направлениям татарской идентичности.

    2.1.3.2. Организация дополнительного образования и переподготовки специалистов по специальности «Татароведение».

2.2. Религия.

2.2.1. Верующие.

Вероубеждение – личное дело каждого татарина и не является предметом публичных обсуждений. В татарских организациях никто не может быть принужден к какой-либо вере или ущемлен из-за веры.

2.2.2. Священнослужители (религиозные деятели)

    2.2.2.1. Священнослужители должны быть примером нравственности для верующих и служить высшим ценностям, предписанным Всевышним. Они должны иметь основанное на Священном писании независимое мнение относительно действий органов власти, чиновников и отдельных лиц с возможностью его свободного распространения.

    2.2.2.2. Государство должно с уважением относиться к священнослужителям, доверять им и привлекать в качестве квалифицированных экспертов по вопросам, касающихся религии, религиозных организаций и священнослужителей в законотворческой, правоохранительной деятельности и т.п.

2.2.3. Религиозные объекты в местах компактного проживания татар должны строиться на жертвоприношения верующих и с учетом их волеизъявления.

2.2.4. Проведение религиозных служб и обрядов, а также обучение на курсах для повышения религиозной грамотности должно проводиться на татарском языке.

2.2.5. См. 4.3.10..

2.2.6. Мусульмане составляют подавляющее большинство татар. Исламские традиции, арабские слова и имена прочно вошли в татарскую культуру и являются неотъемлемой частью. В советское время в ряде регионов мечети были и иногда до сих пор являются местом сохранения татарской культуры. Исходя из этого, татары обязаны уважительно относиться к Исламу и исламским традициям, в том числе при проведении общественных мероприятий. Татары приветствуют и всячески содействуют укреплению связей с России Исламским миром.

2.2.7. Кряшены (православные татары) являются неотъемлемой частью татарского народа, являются его равноправными представителями.

2.3. Национальная культура.

2.3.1. Татарский язык.

    2.3.1.1. Это культурное достояние татарского народа. Каждый татарин обязан его знать и беречь.

    2.3.1.2. Развитие языка должно идти за счет расширения словарного запаса в сторону интеграции с другими тюркскими языками.

    2.3.1.3. Применение языка должно выйти на всероссийский уровень: см. п. 4.3.8.

2.3.2. Достигнутый уровень и темпы развития многих отраслей культуры достаточно высоки в масштабах России. Однако темы произведений часто сужены и еще далеки от уровня городской культуры, достигнутого в начале XX века.

2.3.3. Произведения по содержанию и качеству реализации должны выйти на мировой уровень, быть оригинальны и интересны во всем мире.

2.3.4. Необходимо создание культурных центров, организация музеев, концертно-выставочных залов и т.п. в регионах компактного проживания татар вне Татарстана.

2.4. Бизнес.

Развитие народа требует создания материальной базы для его благополучия. Помимо государственной поддержки со стороны Республики Татарстан здесь серьезную поддержку должно оказать частное предпринимательство, которое будет способствовать решению проблем занятости. Лозунг известного татарского ученого академика Агдаса Бурганова «Татарин, обогащайся!» должен быть воплощен в жизнь. Совместный созидательный труд будет способствовать консолидации народа и сохранению его культурных и духовных традиций.

2.4.1. Потребительская кооперация

Вовлечение татар в систему потребкооперации может значительно поднять материальный уровень самых неимущих слоев. Это соответствует идее, развиваемой А.Х.Бургановым, коллективной собственности или сособственничества, отвечающей принципам социального гуманизма. Татарские потребительские общества, в наибольшей степени отвечают народным традициям, крайне далеким от капитализма.

Особое значение приобретает кооперация в том жителей города и деревни. Городские ресурсы способны ждать мощный толчок развитию высококачественного сельскохозяйственного производства.

2.4.2. Мелкий бизнес.

Необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов, школ, организация связей, советов для продвижения молодых предпринимателей.

2.4.3. Крупный и средний бизнес.

2.4.4. В данной сфере необходимо организовать четкое взаимодействие с государственными и частными структурами, а также выход на международный уровень

2.4.5. Развитие сети исламского банкинга.

2.4.6. См. п. 2.6.2.

2.5. Политические институты.

Существующая политическая система, базирующаяся на партиях, ориентированных на Центр, к сожалению, уделяет недостаточно внимания решению задач на региональном уровне, в том числе сохранению коренных народов России, отчего государство начинает скатываться на рельсы русско-православного унитаризма. Незыблемая вертикаль власти часто тормозит решению актуальных проблем и мешает развитию инициативы на местах. Реально происходит нарушение Конституции в вопросах равенства прав народов и верующих, отделения церкви от государства, не определены права народов в многонациональном государстве. Также постепенно размываются основы федерального устройства страны, республики и регионы теряют полномочия для самостоятельных решений на своем уровне. На этом фоне видно, как безмерно раздувается Центр страны, опустошая регионы. На этом фоне растет недоверие граждан к государству, увеличивая количество охранных структур вместе с колоссальными затратами на их содержание.

Татарам, как всякой развитой нации необходимо наличие собственных политических институтов для защиты и продвижения интересов народа на политическом пространстве Российской Федерации.

2.5.1. Активизация работы в области политологии и политтехнологий.

    2.5.1.1. Образование школ политических наук.

    2.5.1.2. Создание научно-исследовательских институтов политических проблем и разработок.

2.5.2. Политическая организация.

Назрела необходимость создания федералистской партии, способной реально конкурировать с правящей партией, отстаивающей принципы федерализма и прав народовь. Многие проблемы коренных народов гораздо проще решаются на региональном уровне.

2.5.3. Участие в выборах.

Содействовать проведению демократических выборов: работа в избирательных комиссиях, в качестве общественных наблюдателей. Наличие конкурентной борьбы открывает путь для позитивных преобразований в жизни государства.

2.5.4. Участие в местных органах самоуправления.

2.6. Защита прав.

2.6.1. Организация юридической помощи гражданам в защите их гражданских, имущественных, национальных и религиозных прав.

2.6.2. Защита прав предпринимателей.

2.6.3. Создание объединений юристов.

2.6.4. Обеспечение ведения судопроизводства на татарском языке.

3. Система национального образования и просвещения

3.1. Должна стать частью системы мирового образования и охватывать все уровни государственного и негосударственного, светского и религиозного образования и просвещения.

3.2. Обучение производится татарском и государственном языке страны.

3.3. Система состоит из блоков. Полностью реализуется на территории Республики Татарстан. В субъектах РФ и в иностранных государствах применяется частично в виде отдельных блоков в зависимости от имеющихся условий.

3.4. В г. Казани образовать Международный татарский университет с обучением на татарском языке.

3.5. Производить отбор и подготовку татарской элиты из наиболее способных детей за счет создания в регионах с татарским населением от 100 тыс. чел. лицеев-интернатов с 5-дневным обучением по самым передовым технологиям.

3.6. В Республике Татарстан и по возможности в других регионах создать условия для получения полноценного образования на татарском языке на этапах дошкольного, школьного (по всем предметам), среднего специального, высшего и научного обручения.

3.7. Для реализации п.3.6. образовать как специальные учебные заведения, так и отдельные классы (группы).

3.8. В школьном и дошкольном воспитании особое внимание уделить приобретению трудовых навыков у детей, получению правильной ориентировки по выбору будущей профессии.

4. Государство

4.1. Татарстан.

4.1.1. Республика Татарстан – очаг национальной культуры, а Казань – столица всего татарского мира. Республика в соответствии со ст.14 ее Конституции проводит политику, организует мероприятия, выступает с законодательными инициативами в интересах татар на государственном уровне.

4.1.2. Татары всего мира со своей стороны должны всячески содействовать укреплению политического, культурного и материального могущества Татарстана.

4.1.3. Обеспечить пролонгацию федерального договора Россия – Татарстан.

4.1.4. Для полноценного участия в жизни Татарстана необходима разработка и внедрение проекта «Большой Татарстан», обеспечивающего предоставление татарам, живущим вне Республики, второго гражданства, а также прав и полномочий для решения задач, касающихся татарской нации, с возможным сбором специальных налогов для решения этих вопросов.

4.1.5. Обеспечить возможность получения полноценного образования на татарском языке на всех ступенях: школьного, среднего специального и высшего.

4.1.6. Получение федерального статуса теле- и радиоканалам на татарском языке с организацией вещания во всех регионах РФ, а также ретрансляция передач через спутник и в интернете.

4.1.7. Снижение уровня производства и распространения алкоголя и табачных изделий.

4.2. Другие регионы.

Договора о сотрудничестве с Республикой Татарстан должны предусматривать вопросы, связанные с жизнедеятельностью татарского населения.

4.3. Центр.

Необходимо выполнить следующие мероприятия в масштабе Российской Федерации.

4.3.1. Законодательное развитие конституционных положений о многонациональном народе Российской Федерации;

4.3.2. Развитие федерализма.

4.3.3. Принятие Российской Федерацией Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года.

4.3.4. Обеспечение приема в российские ВУЗы по специальностям, не требующим углубленного знания русского языка, граждан, оканчивающих национальную школу.

4.3.5. Установить обязательное обучение в школах второму государственному языку в республиках РФ.

4.3.6. Предоставить возможность введения двуязычия в муниципальных районах регионов России с преобладающей численностью населения, относящегося к одному из коренных народов, кроме русского.

4.3.7. Расширение исторической концепции Российской Федерации до периода образования первых тюркских государств на ее территории. 4.3.8.

Принятие Российской Федерацией Государственной концепции «Россия-Тюркский мир», признающей Россию также частью тюркского мира, упрочнение связей с ним, включающей тюркскую культурную составляющую как часть общенационального достояния и т.п., предусматривающую:

  • расширение общегосударственного алфавита буквами тюркского языка;
  • разработку и внедрение единых правил написания имен собственных тюркско-арабских происхождения;
  • принятие второго тюркского государственного языка в РФ.

4.3.9. Принятие Российской Федерацией Государственной концепции «Россия-Исламский мир», официально признающей Россию также частью мусульманского мира, развитие более тесных отношений с ним и т.п.

4.3.10. Внедрение в практику гражданского судопроизводства системы досудебного урегулирования споров для верующих на традиционных религиозных основах: Шариата и др.

5. Информационное обеспечение

5.1. Создание глобальной интернет-сети с условным названием «ТАТАР-ИЯ» под эгидой ВКТ для широкого информационного обмена между зарегистрированными в ВКТ татарскими НКО и отдельными гражданами с возможностью ведения баз данных, предоставления хостинга, организации интернет-вещания, телетрансляций, круглых столов, диспутов, проведения выборов и т.п. для широкого и открытого участия в работе ВКТ и других организаций, а также при решении частных вопросов.

5.2. Организация распространения по спутниковым телевизионным каналам и в сети Интернет фильмов, концертов, художественных произведений, новостных, образовательных и просветительских программ.

Разработка, наполнение информацией и распространение в Интернете общедоступных энциклопедий (типа Wikipedia), справочных пособий, словарей и переводчиков, облегчающих изучение, расширяющих применение татарского языка и культуры.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх