Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


События

Сабантуй в Москве (01 июля 2001)

Сабантуй-2011 в МосквеФотографии МТСС с Cабантуя

Интервью Татарским новостям.

1. Что значит для вас сабантуй?

Это единственный народный татарский праздник, о котором знаем, что он реально существует и отмечается. О других только читали или видели в качестве номеров фольклорных коллективов. Кроме того, на сабантуе, хотя бы раз в год, можно встретить подавляющее большинство родственников и знакомых. Сабантуй — неотъемлемая часть культуры татарского народа. По крайней мере, это та единственная частичка культуры, которая реально доступна.

Если брать предысторию этого праздника, то, как известно, Сабантуй - это народный татаро-башкирский праздник, отмечаемый весной и посвящённый окончанию посевных работ. Во время сабантуя проходили народные игры, состязания по борьбе, ярмарочная торговля. Это был прекрасный повод на других посмотреть и себя показать. Здесь начинали зарождаться те отношения, которые ближе к осени могли вылиться в свадебный пир. Девушки надевали праздничные наряды, парни хвастались силой и ловкостью. Много чая, пирогов, сладостей…

В настоящее время это уже не столько праздник окончания полевых работ, сколько День татаро-башкирско-поволжской культуры в Москве. Ни один, даже самый суперконцерт, не способен заменить прелести живого общения и дать то удивительное чувство единения со своим народом, которое испытываешь на сабантуе. Во всяком случае, столько татар в одном месте больше никогда не собрать. И также, как и раньше девушки одеваются понаряднее, молодые люди показывают свою удаль на борьбе – керяш. Люди на празднике знакомятся, общаются, находят свою вторую половинку. И это заставляет думать, что люди объединяются не только тогда, когда приходят какие-то беды, но и в радости, ибо в единении заключается наша сила.

Важность и значимость этого сабантуя доказывает тот случай, когда несколько лет назад после официального Сабантуя на дни культуры Татарстана в Москве, (кажется это было в конце мая,) народ собрался на свой традиционный сабантуй в привычное время. Очень тяжело передать словами то лихорадочное возбуждение, которое охватывает тебя на сабантуе. Кажется, что ты в каком-то другом мире, на иной планете. Единственно, что обидно: в последние годы праздник несколько размылся, расползся по территории Измайловского парка и постепенно начинает приобретать черты безликого массового народного гуляния.

2. Идеальный вариант сабантуя, который вы себе представляете.

Тяжело говорить об идеале, он, как правило, недостижим. И всё же вот как представляется праздник сабантуя:

Больше людей приходит на праздник в традиционной национальной одежде. Для тех, у кого её нет, существует возможность её купить или хотя бы получить консультации о её пошиве. Больше национальной музыки, меньше громких речей. Возле людей с гармонями собираются группы народа, которые поют и танцуют. Уменьшена торговля горячительными напитками, зато увеличена продажа национальной пищи, такой как чак-чак, пироги, шурпа, казы. Больше литературы из Казани, видео, аудио продукции, причём новинок и в достаточно широком ассортименте. Вообще, больше товаров из Татарстана, с национальной символикой и колоритом. Игры и спортивные развлечения проходят не все одновременно, а несколько растянуто по времени, чтобы и вечером можно было принять участие в каком-либо из них. Есть места, где можно было подискутировать, задать вопросы, касающиеся национальных интересов, высказать свои предложения. Предусмотрена площадка, где могут спеть, станцевать, выступить все желающие, может и на конкурсной основе. Ни у кого нет желания расползаться по парку, наоборот все стараются держаться как можно ближе к центру событий. Вечерняя дискотека является татарской не только по названию, но и по музыке, которая там звучит. И все праздничные, весёлые, счастливые.

Сабантуй-2011 в МосквеФотографии МТСС с Cабантуя

3. Соотношение религиозного и светского в национальных праздниках, вроде сабантуя.

Религия есть важная часть культуры народа, особенно это относится к исламу. Религиозный элемент должен безусловно присутствовать. Однако, я считаю, что присутствие его должно быть минимальным. Сабантуй — праздник не общемусульманский, а народный, никаких особых ритуалов его проведения, насколько мне известно, «каноническим исламом» не предусмотрено. Существуют месяц Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, недавно был Мавлюд-киче (День рождения нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует), другие религиозные даты… Для них выработаны определённые правила празднования, являющиеся каноническими, чёткие даты их проведения. Сабантуй же изначально был праздником народным, в какой-то степени «языческим», посвящённым окончанию сева. Поэтому я допускаю присутствие на празднике шейха-муфтия, он может благословить собравшихся, я буду искренне рад, если он это сделает, но не более того. На празднике должны присутствовать имамы. Их задача — консультировать желающих по вопросам религии, но опять-таки в частном порядке и тех, кого это действительно интересует, хотя лучше, чтобы со своими вопросами люди всё-таки шли в мечеть. И ещё: люди находятся здесь почти целый день, так пусть обязательно транслируют по громкой связи азан при наступлении времени молитвы, выделят место, где можно было бы совершить молитву, хотя бы ту же самую Поляну Народных Игр. Это — просто для облегчения выполнения одного из столпов Ислама. Ничего здесь плохого нет, насильно никто туда никого тянуть не будет, а верующим людям будет приятно.

4. Ваше мнение по поводу распития на празднике горячительных напитков.

Честно говоря: отрицательное. Неужели без этого обойтись нельзя. Тем более, что большинство меры не знают. Вот и идёшь вечером, попутно слушая замечания о перепившихся татарах, валяющихся по обочинам. За нацию обидно. Всё-таки желательно сократить количество продаваемого горячительного, а заодно и продажу свиных! шашлыков в качестве закуски (на один-то день в Москве говядины и баранины пока ещё запастись ещё можно). А то, проходя вдоль торговых палаток, создаётся такое ощущение, что кроме водки и пива в Татарстане ничего не выпускается. Понятно, что, к сожалению, львиную часть дохода с праздника составляет как раз продажа этих напитков, значит следует искать компромиссное решение. Не надо рассуждать по принципу: кому надо — всё равно с собой принесёт, так уж пусть лучше здесь купит. В конце-то концов, наш народ в массе своей не такие уж беспробудные пьяницы, просто его чем-то полезным занять надо. Раньше же обходились без вина и веселились ничуть не хуже.

Нургали Тучин

Пресс-центр полпредства РТ в РФ.

Сабантуй - это праздник единства, когда все вместе: семья, родные, друзья, знакомые, народы...

Эти эмоциональные слова, сказанные вице-премьером Татарстана Зилей Валеевой на открытии в Москве татаро-башкирского Сабантуя-2001, как нельзя лучше определили дух и содержание праздника, ставшего уже поистине народным торжеством. Не только татарская и башкирская речь, а вся многоязычная Москва,казалось, переместилась в этот день в Измайловский парк культуры и отдыха. Раньше Сабантуй в Москве проводился силами энтузиастов-татар и предпринимателей. А с 1996 года распоряжением мэра Юрия Лужкова он включен в список общегородских торжеств, финансируемых из бюджета города. Поэтому, естественно, и размах, и организация этого праздника стали совсем иными. К тому же не сняли с себя "ответственности" за своих соотечественников-москвичей республики Татарстан и Башкортостан. Наоборот, их помощь в проведениипраздника неоценима и становится все ощутимее. Дело тут даже не в прямых финансовых вложениях. На нынешний московский Сабантуй, например, из Татарстана и Башкортостана прибыли колонны с продуктами и другими товарами народного потребления, производимыми в республиках. Тут и вяленые гуси, и чак-чак, казы, кумыс, плов, знаменитый башкирский мед и расшитые каляпуши, тюбетейки, халаты... И судя по длинным, непривычным уже очередям к красочным палаткам, торговля шла бойкая.

Но главная поддержка была, конечно, духовная, культурная. Свыше ста пятидесяти артистов, профессиональных и самодеятельных, плюс главного режиссера Сабантуя Альфию Каримову делегировал Татарстан на поддержку артистов Москвы и праздничного настроения своих соотечественников. Двадцать пять мастеров сцены прислал Башкортостан. И они потрудились, действительно, на совесть. Несмотря на тридцатиградусную жару, ни минуты не пустовали открытые эстрады Измайловского парка. Певучие мелодии в исполнении Ильгама Шакирова, Георгия Ибушева, Рафаэля Ильясова,Альберта Асадуллина и других звезд татарской и башкирской эстрады сменялись выступлениями фольклорных коллективов, зажигательными плясками и танцами ансамблей "Салават купере", "Нардуган", "Саф", танцоров Башкирской госфилармонии, к которым подключались изрители. Ну и, конечно, почти на каждой полянке, где расположились семьями и группами посетители парка, на его главной и боковых аллеях возникали свои импровизированные "ансамбли" с двухрядкой и тальянкой. Ведь Сабантуй - это народный праздник.

А было еще битье горшка, бой мешками, лазание по шесту, бег в мешках, перетягивание каната... Силачи играли гирями, напрягали мышцы в армреслинге. Шум и гвалт стояли на специальной полянке, отведенной для детских игр. И ни один участник игр не уходил без приза и наград. Здесь уж постарались спонсоры Сабантуя.

А главное событие разворачивалось, разумеется, на широком борцовском круге. Почти сто борцов прибыли в Москву помериться силой: из Пензы и Нижнего Новгорода, республик Чувашия, Мордовия, Удмуртия. Команды батыров прислали Татарстан и Башкортостан. Естественно, весьма представительной была команда хозяев праздника - москвичей. Многие прибыли самостоятельно, без всякой предварительной заявки.

В течение семи часов под палящим солнцем оспаривали они право называться. Победителем оказался нижегородец Равиль Нуриманов. Ему и достались главные призы: холодильная камера, изготовленная, кстати, на Зеленодольском заводе имени Серго, круторогий норовистый баран, в целости и сохранности доставленный из Балтасинского района Татарстана, и лента чемпиона "Батыр Сабантуя-2001". Батыр из Набережных Челнов Айрат Гилаев занял четвертое место.

А после борьбы центр торжеств переместился на эстраду "Северная", и просторная площадь перед ней превратилась в громадный, бурлящий, ликующий молодежный дискозал, где веселье продолжалось почти до полуночи.

Почетными гостями московского Сабантуя, помимо вице-премьера Татарстана Зили Валеевой, которая возглавляла делегацию из нашей республики, были председатель Московской городской Думы Владимир Платонов, председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан Константин Толкачев, член Совета Федерации Рафгат Алтынбаев, председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин, полномочные представители Татарстана и Башкортостана Назиф Мириханов и Ирек Аблаев, президенты региональных национально-культурных автономий Москвы и Московской области Расим Акчурин и Ильшат Сафаргалиев и другие именитые представители Москвы, Татарстана, Башкортостана и татаро-башкирской общины столицы.

Рафис ИЗМАЙЛОВ.

Статья газеты "Коммерсант".

В измайловском парке московские татары и башкиры при поддержки правительства Москвы и представительств Татарстана и Башкортостана при президенте РФ отпраздновали свой Сабантуй.

Сабантуй по традиции отмечают в первое воскресенье июля, этот праздник символизирует начало сельскохозяйственных работ. Сегодня Сабантуй почти никакого сельского смысла не имеет -- это просто главный в году повод повеселиться простому татарину или башкиру. Впервые в Москве массы гуляли в Сабантуй в 1996 году, и с тех пор размах празднования неуклонно рос.

На этот раз в Измайловский парк пришло несколько десятков тысяч человек -- при том, что в российской столице сейчас проживают около восьми тысяч татар и несколько десятков тысяч башкир, можно считать, что были все желающие.

Участники и гости праздника сверкали на солнце тюбетейками, вышитыми блестками и бисером, многие пришли в полных национальных костюмах. У входа в парк толпу, шедшую от метро, встречала фольклорная группа "Сабантуй" -- тоже во всем блестящем. Пожилой татарин, руководивший ансамблем, охотно давал всем желающим подержаться за праздничный шест с разноцветными платками и лентами.

С эстрады в центре парка гремели фонограммы зажигательных национальных песен, но сама эстрада была пуста, если не считать поздравительных плакатов. А перед ней на огромной асфальтированной площади танцевали две подвыпивших женщины и мальчик. Основная же часть толпы целеустремленно углублялась в лесной массив, где были приготовлены истинно народные развлечения. По пути люди покупали маленькие флаги Татарстана и Башкортостана по 10 рублей, детские настольные игры на татарском языке "Путешествие из Казани в Бахчисарай" за 30 рублей и недорогие тюбетейки -- от 150 до 350 рублей. Украсив себя всем этим, татары и башкиры делались заметно веселее, многие сразу начинали петь и танцевать. Некоторые даже немедленно отправлялись на дискотеку, которая работала с часу дня до десяти вечера без перерывов.

Остальные же выбирали между состязаниями по национальной борьбе "Куряш", петушиными боями, концертами детской и взрослой самодеятельности и участием в конкурсах. Детям, как обычно, предложили эстафету: кто быстрее наполнит стакан водой, которую нужно переносить ложкой из бочки. Взрослые занимались более серьезным делом: перетягивали палки и били горшки -- в этом деле однажды отличился на казанском Сабантуе Борис Ельцин, а в Москве забава с горшками почему-то больше всего понравилась юным девушкам, выстроившимся в длинную очередь. Намереваясь разбить перевернутый глиняный горшок, девушка брала палку и шла к нему с завязанными глазами. А толпа подсказывала, куда идти. Девушки были в восторге от помощи публики.

Выстояв огромные очереди к игровым площадкам, люди немедленно занимали очередь к шашлычным лоткам и пивным барам. В очередях, отгоняя дым, они наслаждались народной музыкой и запахом свежескошенной травы Измайловского парка.

Источник:
"Коммерсантъ"

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх