Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Татарские национально–культурные автономии

Проект устава РТНКА

Гаяр Искандяров

АВТОНОМИЯ
как основа для развития татарской общины Москвы

Ускоренные темпы глобализации, а также специфические проблемы внутри государства, к которым относятся: неустойчивое экономическое положение, отсутствие внятной национальной политики, ограниченная сфера применения родного языка коренных народов, нарастающее давление со стороны православия, противоречащее светскому характеру государства, прокладывает глубокие трещины в отношениях между людьми в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Из сетки общегосударственного вещания давно исчезли темы дружбы, культуры народов России, зато вопреки протестам национальных организаций ускоренными темпами изымается графа национальности из гражданского паспорта, исключается региональный компонент из школьной программы. Вместо знаний о народах внедряется в общественное сознание исламофобия, подпитываемая непомерно раздутой идей борьбы с терроризмом. На фоне участившихся фактов необоснованного и жесткого преследования мусульман правоохранительной системой все больше поклонников среди потомков победителей нацистской Германии находят идеи фашизма. Все это зримо подрывает основу целостности страны, регионы которой имеют многовековую историю совместного существования.

Подобные явления особенно тяжело воспринимаются представителями второго по численности из коренных народов РФ - татарами, в которых традиции государственности живут издревле. Не вызывают энтузиазма у них и решения федеральных властей по ограничению самостоятельности Татарстана, и запрет перехода на латинскую графику, и возведение в ранг государственных праздников победу на Куликовом поле и др. Неопределенность перспективы усиливается также от того, что татарские общины теперь не получают мощной культурной подпитки со стороны села по причине роста урбанизации, упадка сельхозпроизводства и усиления влияния массовой культуры.

Поэтому вместе с ростом неудовлетворенности у многих молодых татар, особенно живущих вне Татарстана, наблюдается прогрессирующая утрата национальных качеств и вместе с ними патриотических чувств. Это не может не вызвать беспокойство среди тех, кто переживает за судьбу своей Родины, хорошо знает ее историю и понимает, что вся сегодняшняя Россия собрана воедино, пропитана потом и кровью их предков, о чем и сегодня говорят по-татарски звучащие географические названия встречающиеся по всей стране да и в самой столице тоже.

Московским татарам необходимо сделать серьезные выводы из существующих реалий и по сравнению с прошлыми периодами найти более действенные способы, чтобы выжить, не потеряв свое лицо, свою культуру, содержащую не только песни и танцы, но и язык, уклад жизни, систему взаимоотношений, духовные ценности, обычаи, своеобразное мировосприятие и многое другое. Отсюда вытекают основные цели для сосредоточения совместных усилий. Это: защита национальных прав, воспитание патриотизма и преодоление национальной замкнутости. Последнее связано с тем, что борьба за свои права в едином многонациональном государстве невозможна без тесного взаимодействия с представителями других народов, а также активного участия во всех сферах жизни города. К сожалению, татары недостаточно представлены в органах местного самоуправления, в правозащитном движении, в политических партиях и т.п.

Реализация задач самосохранения требует привлечения к их решению всей татарской общины. Вот почему усиление внутриобщинного взаимодействия становится наиболее значимой задачей. Для этого из имеющихся на сегодняшний день путей, пожалуй, наибольшие возможности предоставляют национально-культурные автономии. По сравнению с обычными общественными объединениями они, будучи общественными организациями, по Федеральному Закону "О национально-культурных автономиях" , принятому под давлением Европейского Сообщества, обладают правом на поддержку со стороны государства по статьям сохранения этнических меньшинств. Конечно, он далек от совершенства, но уже сейчас в столице имеется сеть из 11 организаций, включающей Региональную татарскую национально-культурную автономию г. Москвы (РТНКА) и входящие в нее местные автономии по каждому административному округу (МТНКА). Автономии могут напрямую взаимодействовать с руководством Москвы и административных округов, получают от них различную помощь. В распоряжении РТНКА имеется отдельное здание - Дом Асадуллаева, где помимо обычной клубной работы проводятся собрания и научные конференции, работает библиотека, а также татарский ресторан. Татарские и башкирские автономии при поддержке Правительства Москвы ежегодно проводят общемосковский "Сабантуй" в Битцевском конно-спортивном комплексе. МТНКА Юго-Восточного округа одна из наиболее активных: при содействии местных властей организует Сабантуй в своем округе, а также курсы в различных районах. МТНКА Восточного округа и Зеленограда готовят ежегодные конференции по проблемам татарского языка. РТНКА входит в состав Федеральной татарской автономии (ФНКАТ) и представляет татарскую общину Москвы во Всемирном Конгрессе Татар….

Приближающаяся отчетно-выборная конференция РТНКА предоставляет возможность произвести изменения в ее уставе, отвечающие насущным требованиям, о которых говорилось выше. Понятно, будущим руководством РТНКА должны быть выработаны и эффективные механизмы его выполнения уставных требований, которые попытаемся конкретизировать.

Итак, наиважнейшей становится идея консолидации в условиях ограниченных возможностей для развития. Консолидация предполагает активное взаимодействие членов общины между собой при решении общих вопросов. Вот здесь автономии призваны сыграть главную организующую роль, т.к. в упомянутом выше Законе говорится: "национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения… граждан…, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры". То есть каждый прежде всего должен решить для себя готов ли он сохранять свои вековые традиции и язык. Если да, то следует понять, что, раз мы живем в таком окружении, на это придется затрачивать дополнительные усилия в течение всей своей жизни. А чтобы не распылять их как попало нужно, чтобы хорошо работали автономии.

В интересах консолидации общины предлагается установить в РТНКА индивидуальное членство и участие. Остановимся на этом подробнее.

Член автономии обладает избирательным правом, активно в ней работает и (или) оказывает помощь, как минимум, материально своими членскими взносами. Сбор членских взносов необходим не столько для пополнения бюджета, сколько для установления регулярных (не реже 1 раза в год) контактов автономии со своими членами. Размеры взносов должны устанавливаться с учетом материального положения.

Сейчас в уставах некоторых МТНКА предусмотрено членство физических лиц. Но т.к. жизнедеятельность татар происходит в масштабах всего города целесообразно ввести членство в самой РТНКА, что позволит объединить всю татарскую общину Москвы и установить единые требования. Заметим, что такое членство есть и в ФНКАТ (см. http://fnkat.ru/ustav.php). Противоречие в уставах снимается положением о том, что членство в МНТКА приравнено к членству в РТНКА и наоборот. По аналогии с партиями, члены РТНКА должны вставать на учет в МТНКА по месту жительства, где проводится их прием (исключение) и основная деятельность в автономии.

Понятно, что за грубые нарушения устава и действующих законов члены могут быть исключены из организации. С другой стороны, если автономия выступает как организационная основа татарской общины, то причисляющие себя к общине лица, не могут быть никоим образом от нее отторгнуты. По этой причине и для тех, кто не может нести бремя членства вводится статус участника, предполагающий только участие в публичных мероприятиях автономии. Участники непосредственно не могут влиять на автономии, но их мнение все же косвенно будет учитываться. Участник по желанию может оформить свое участие в МТНКА по месту жительства для того, чтобы получать, например, информацию в виде анонса культурных мероприятий.

Широкое членство требует соблюдения принципов открытости и гласности. РТНКА должна обеспечить регулярное информирование своих членов о текущей работе и планах с целью их полноценного участия в деятельности автономий.

Членский билет РТНКА, удостоверяющий также и принадлежность к татарской общине, в будущем, возможно, позволит получать скидки на платных мероприятиях, на услуги и товары, выходящие с участием автономий. Помощь от автономии будет зависеть и от членского стажа.

Активное развитие должна получить благотворительная программа автономий, которая позволит ее членам и участникам исполнить свой гражданский долг в оказании помощи нуждающимся, в т.ч. в соответствии с традиционными мусульманскими канонами: выплата "закята" - части доходов, направляемой в самые различные сферы, в т.ч. на общественные нужды, "фитр-садака" - помощь неимущим в месяц Рамадан и т.д. К тому же в каждой семье всегда накапливается много годных для использования, но ненужных вещей, для которых найдутся новые хозяева. Важную роль в духовном оздоровлении общины будет играть помощь старикам, детям и инвалидам..

Членство позволит решить и более масштабные проблемы, например, в сфере организации потребительских обществ, позволяющие существенно снизить расходы семей на питание и предметы первой необходимости, к тому же, отвечающие традициям татар. Кроме того, это частично решит и проблемы занятости, и накопления средств для развития общины.

Данные о членах РТНКА, внесенные в информационную базу, открывает перспективы для более тесного взаимодействия по различным. вопросам. К примеру позволит найти татар, живущих по соседству. Это понадобится для решения местных вопросов, в т.ч. при создании татарских групп в детских садах, факультативов по татарскому языку и культуре в школах по месту жительства, что, кстати, предусмотрено законом и финансируется государством.

Много преимуществ может дать массовое членство. Нельзя не учитывать, что это еще и значительная группа избирателей, что не может не повлиять на структуру властей и общий климат в обществе.

Количество членов, динамика их роста могут служить достаточно объективными показателями в работе автономий, которые, в частности, будут использоваться при распределении средств между МТНКА и норм их представительства в РТНКА.

Предлагается также почетное членство для тех, кто внес существенный вклад в решение задач РТНКА. Почетным членам не обязательно состоять в московской татарской общине.

Таким образом, основной упор в автономиях должен быть сделан на работу непосредственно с населением. Конечно, большое количество членов, спокойствия руководителям автономий не прибавит, так как больше людей станут интересоваться делами автономий и критиковать их. Большая часть неудовлетворенности возникает от недостатка сведений. Поэтому важную роль приобретет информационная деятельность автономий. Они должны иметь собственные средства информации. Скорее всего это будут сайты в Интернете. Кроме того, необходимо организовать выпуск газеты. Это издание должно существенно отличаться от издаваемых в Москве "Татарских новостей" оперативностью, актуальностью и большей привязкой к местным проблемам. Помимо этого, в Интернете сравнительно недорого можно организовать и собственное телевидение. При этом важно обеспечить независимость данных СМИ, что открывает возможности для общественного контроля и обоснованной критики. Наряду с развитием собственных средств РТНКА должна более активно добиваться выпуска татарских теле- и радиопередач по существующим каналам, а также сделать передачи татарстанского канала "ТНВ" более доступными для москвичей.

Выборы в автономиях должны играть важную роль в активизации их членов. Этому будет способствовать альтернативная основа, гласность и открытость их проведения. Выдвигаемые кандидаты должны иметь свои программы развития татарской общины. Столкновение разных мнений позволит автономиям избежать застоя и управленческих ошибок.

Предлагается несколько видоизменить структуру РТНКА. Окружные автономии (МТНКА), на мой взгляд, должны стать отделениями РТНКА. Это позволит избежать возможности исключения МТНКА из РТНКА, что недопустимо. С другой стороны, создается перспектива облегчения работы окружных МТНКА. В самом деле, им не обязательно нужна будет государственная регистрация, т.е. наличие статуса юридического лица. Федеральные законы "О национально-культурных автономиях" и "Об общественных объединениях" этого не требуют. Кроме того, МТНКА смогут пользоваться услугами бухгалтерии и счетом РТНКА при получении средств, которые поступают в их адрес, что происходит достаточно редко. При этом в Уставе должно быть прописано невмешательство РТНКА в текущую деятельность МТНКА за исключением конфликтных ситуаций, разрешаемых демократично на конференциях (собраниях) членов МТНКА.

Предлагается переименовать Ревизионную комиссию в Контрольно-ревизионную комиссию. Это связано с усилением ее роли, новыми функциями контроля за соблюдением устава и руководящих документов РТНКА, а также проверки информационной деятельности с целью обеспечения ее объективности, гласности и независимости. СМИ автономий будут защищены тем, что решения по изменению их структуры и основной деятельности должны приниматься Советом после согласования с Контрольно-ревизионной комиссией. В связи с повышением статуса необходимо избрание председателя этой комиссии на конференции РТНКА.

К сожалению не редки случаи, когда мероприятия, проводимых татарскими организациями "подогреваются" алкоголем. Этим грешат и молодежные дискотеки, и заседания солидных мужей. Но это же прямое нарушение народных традиций! Как же после возлияний можно призывать к их сохранению?! 7-летний опыт организации молодежных вечеров МТСС показывает, что веселиться можно и без "допинга", если хорошо организовать культурную программу. Автономии своим примером должны способствовать очищению от дурных привычек и требовать от своих членов проведение общественных мероприятий без использования алкоголя, наркотических веществ и свинины. Тем самым мы проявим уважение к традициям и не оскорбим чувства мусульман, составляющих значительную часть татарской общины. Достаточно часто непьющие организаторы выставляют алкоголь, дабы не прослыть негостеприимными перед гостями. Внесение этих положений в Устав даст для них весомое обоснование отсутствия алкоголя на столе и позволит экономить значительные средства, например во время VIP-застолий на Сабантуях. Ведь смогли же там отказаться от торговли пивом, правда, только после принятия Федерального закона. Также предлагается в уставе акцентировать внимание на пропаганде здорового образа жизни, развитие спорта.

Описанные в статье предложения изложены в проекте устава, представленном председателю РТНКА Р.С. Акчурину. Важно, чтобы Устав РТНКА, отражающий уровень татарской общины Москвы, играл бы не формальную роль, а стал основополагающим актом, по которому должен произойти качественный скачок ее развития на новом этапе.

21.02.2009 г.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх