Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Обряды и праздники

Традиционная свадьба касимовских татар

Касимовские татары, издавна компактно расселяются среди русских и представляют собой одну из периферийных групп татар поволжско-приуральского района. Рассмотрим свадебный ритуал касимовских татар конца XIX – начала XX веков.

У касимовцев, так как и у других групп татар в конце XIX – начале XX веков доминировал брак по сватовству. Свадебный цикл состоял из трех основных периодов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного.

Первый начинался с момента сватовства и заканчивался обрядом переодевания невесты. Сватовство поручали самым близким родственникам или знакомой свахе. В одежде и поведении сватов имелись некоторые особенности. Они приспускали на сапог одну штанину, а другую заправляли в него. Сватать приходили в наиболее благоприятные, как считали дни недели – в пятницу, вторник, или среду. В доме невесты сваты останавливались стоять у дверей, не проходя дальше линии матици жилища. В некоторых случаях сваты делали вид, что зашли в дом случайно, или напиться воды. Они начинали разговор издалека, постепенно переходя к делу. Получив приглашение войти в комнату, старались сесть на подушку, или коврик (для удачного завершения дела). Как правило, родители невесты сразу не давали положительный ответ, обещая посоветоваться с родственниками.

Через несколько дней сваты приходили вновь. При согласии родителей девушки на брак, начинали обсуждать условия подготовки и провидения свадьбы. В день сговора родные невесты устанавливали количество и качество даров со стороны жениха. Ими были отрезы ткани на платье невесте, камзол, бишмет или пальто, шаль, головные платки, обувь, золотые кольца, зеркало, духи, продукты – обычно пуд муки, масло, мед или сахар, крупы. Кроме того, родители жениха должны были выплатить определенную сумму денег (мэхер), в зависимости от степени зажиточности семьи жениха. Тут же обговаривались подарки со стороны невесты (бирни) – бишмет, шапка, золотое кольцо, расшитое полотенце. После достижения соглашения сваты вручали подарки от жениха – отрез на платье, головной платок, конфеты, пирог из яблок. Со свой стороны мать невесты или сестра передавали жениху и его родителям ответные подарки – рубашку и два полотенца, символизирующие согласие на брак, а так же пирог с яблоками. С этого момента расстройство свадьбы считалось большим грехом.

На следующий день после сговора и до самой свадьбы невеста должна была причитать, оплакивая свою горькую судьбу.

Этот обряд соответствовал действительности, ибо девушек обычно выдавали замуж без их согласия. В последующие дни с раннего утра невеста и ее подруги садились за шитье вещей для приданого – полога, занавесок, одежды и начинали петь грустные песни, которые слагались заранее.

В условленный день родственники жениха привозили в дом невесты обговоренные на сговоре вещи и деньги. Тюки с вещами, завернутыми в скатерти, разворачивали и выставляли на всеобщее обозрение, деньги вручали родителям девушки. Продукты завозили на несколько дней раньше. Со стороны невесты жениху и его родителям передавали ответные подарки. В этот торжественный день устраивали угощение. На свадебный стол, приготовленный хозяевами, ставили кушанья, привезенные гостями. Мужчины и женщины отмечали события в разных комнатах, а невеста с ее подругами сидели за занавеской на женской половине. Будущие тесть и теща сообщали гостям день свадьбы.

В доме невесты начинались хлопоты, совершался целый ряд ритуальных действий. За несколько дней до свадьбы приглашали стариков и старух со стороны молодых на угощение, которые приносили гостинцы – пироги, конфеты, а самый ее канун устраивали девичник. Всех девушек или ближайших родственниц и подруг невесты с утра приглашали в баню. Вначале мылась супружеская пара с пожеланиями счастья молодым, затем – невеста с подругой и девушки парами.

А между тем в доме невесты готовились к отправке приданого в дом жениха. Оттуда приезжали два - три родственника. Они вместе с родными девушки укладывали в сани узлы, мешки, сундуки, коробки. Одни сани предназначались только для продуктов, другие – для постельных принадлежностей. На сани с постелью садился младший брат невесты, вместе с ним отправлялась и близкая родственница.

После бани девушки шли в дом. Невеста садилась на кровать и начинала причитать. Гостей угощали свадебным кушаньем и медом. Обычно угощение медом завершалось обрядом, символизировавшим переход девушки в категорию замужних женщин. Девушки входили в комнату невесты на цыпочках, держа друг друга за подолы платьев, и дарили ей подарки. Они заплетали волосы невесты в две косы, соединив их концы. Замужние женщины переодевали ее в свадебное платье и камзол, подаренные женихом, меняли девичий головной убор на женский (тастар). Девичье платье набрасывали на одну из девушек, желая ей выйти замуж. Позднее приходили молодые женщины с подарками для невесты.

Вечером девушки снова собирались в доме невесты. Сюда приходил также жених с родственниками и друзьями. Всю ночь они пели и плясали. Девушки, прикрыв лица платками, наблюдали за ними из окон дома. Невеста с подругами сидела под пологом и причитала. Угощения не было.

А что же происходило в тот же день в доме жениха? Холостые друзья и родные собирались на мальчишник. Он также начинался утром с бани, после которой следовало угощение. Молодежь веселилась: пела, плясала. Затем парни выходили встречать подводы с приданым.

Родственники невесты устраивали торг, требуя выкупить каждую вещь. Жених, уплатив символическую плату брату невесты, сам вносил в комнату тюки с постельными принадлежностями. Родственники невесты и жениха принимались обустраивать отведенную для молодых комнату, используя вещи из приданого. Чтобы у молодых были дети, на постели катали разнополых детей, или приглашали переночевать многодетную супружескую пару.

Следующий период – свадьба в доме жениха и невесты, был так же насыщен традиционными обрядами и обычаями. В день свадьбы невеста, лежа на кровати горько оплакивала свою судьбу.

Незадолго до приезда жениха проводился обряд “закрывания невесты”. К ней заходили гости – девушки и молодые замужние женщины с подарками. Женщины начинали переодевать невесту в свадебное платье и менять девичий головной убор на женский. Невеста, ожидая жениха, пела песню.

В это время в доме жениха собирались мужчины – родственники и друзья, участники свадебного поезда. Их угощали. После обеда жених должен был оставить на столе надкусанный им каравай ломоть хлеба. Считалось, что это поможет ему вернуться целым и невредимым. Затем поезжане выходили на улицу и рассаживались по саням. Первыми выезжали сани родственников (кроме родителей), за ними в крытой повозке ехали жених с дружками, затем следовали родственники с караваями хлеба, пирогами. При выезде со двора дружка стрелял из ружья, полагая, что тем самым отпугнет нечистую силу.

Свадебный поезд выходили встречать родители и родственники невесты. Два мальчика стелили ковер под ноги жениху, подметали дорогу. Он передавал родственнице невесты подарок – шелковый мешочек со свадебным кушаньем из теста, которое раздавали девушкам перед началом бракосочетания. Гостей вели в комнату, где их ждали мулла, отец невесты, родственники. Девушка с подругами находилась в другой комнате.

Свадьба в доме невесты начиналась с религиозного оформления брака (никах). Мулла узнавал согласие брачущихся через дружков. Молчание невесты расценивалось как согласие, отвечала за нее одна из подруг. После бракосочетания для мужчин устраивали застолье.

Угостившись, жених с дружками начинали торопить родственниц невесты готовивших ее к отъезду. Те отвечали, что она еще не готова и всячески старались оттянуть время отъезда. Жениха не пускали к невесте, пока он и его родня не выкупят предложенную ее братьями или дядей яичницу- глазунью. Казначей жениха покупал ее и угощал всех присутствовавших. Этот обряд бытовал у касимовских татар повсеместно, несмотря на то, что появился сравнительно недавно, в начале текущего столетия.

Перед отъездом в дом жениха молодых усаживали на стулья, около них с обеих сторон вставали дружки. После чтения молитвы молодых вели к повозке. Перед ними подметали дорогу, стелили ковер. Молодежь препятствовала выезду новобрачных, требуя с казначея деньги. При выезде со двора в след молодым кидали изюм и стреляли из ружья (чтобы обеспечить новобрачным благополучие). Свадебный поезд объезжал вокруг селения девушки и направлялся на кладбище, где жених с родней выходили помолиться своим предкам.

В тот же вечер, после отъезда молодых, родители невесты устраивали посиделки для девушек. К ним приходили парни. Молодежь веселилась, угощения не было.

В доме жениха готовились к торжественной встрече невесты. На крыльце новобрачных ждали родители, родные жениха и родственница девушки, приехавшая туда с приданым. При въезде свадебного поезда во двор один дружка стрелял из ружья, другой помогал молодым сойти с повозки. Под ноги им стелили ковер и дорожки. Мать жениха целовала новобрачных и протягивала каравай хлеба с солью, чтобы молодые прикоснулась к нему губами. Она угощала их изюмом желая, сладкой жизни. Одна из родственниц жениха сыпала на голову молодых горсть мелких монет. Невеста в ответ давала им привезенный с собой из отчего дома подарок – узелок с пирогами и свадебными кушаньями. Родственница девушки помогала невесте войти в приготовленную комнату, снять одежду. Она жила в доме жениха еще два- три дня, пока невеста не привыкнет к новой семье.

Основная свадьба проводилась в доме жениха на следующий день после приезда новобрачных. Рано утром к молодоженам входила родственница невесты, приглашая их в баню. Молодой муж показывал ей или дружке постель и дарил своей жене подарки.

Около семи часов утра к молодым заходили родители, чтобы посмотреть на сноху и вручить ей подарки. Она угощала их чаем. Позже к ней приезжали подруги и родственницы с поздравлениями.

К полудню прибывали родители молодой и ее родственники. Родители и новобрачные обменивались подарками, после чего все усаживались за свадебный стол.

После отъезда гостей, вечером, собирали холостых парней и молодых мужчин на чаепитие. Молодая разносила им чай на подносе и дарила им носовые платки. Они в ответ клали ей на поднос или под тарелки деньги.

На следующий день молодоженов и их родственников приглашали в отчий дом новобрачной на застолье. Мужчины и женщины угощались в отдельных комнатах. После обеда гостей разбирали по домам родственники молодой женщины. Праздновали два-три дня.

Спустя неделю родители и родственники молодого мужа устраивали ответное застолье, приглашая к себе тех, у кого гостили.

Некоторое время спустя родители молодой жены приглашали к себе молодоженов на угощение. Свою дочь они принимали на этот раз, как дорогую гостью, наравне с близкими родственниками. Побыв у них два- четыре дня, супруги возвращались к себе. На этом свадебный цикл у касимовских татар заканчивается.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх