Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

памятник Тукаю     Д.АГИ

ОТЧЕГО Ж ТУКАЙ БЕЗ ТЮБЕТЕЙКИ?

25 января в Доме Асадуллаева состоялись перевыборы председателя РТНКА (Региональной Татарской национально-культурной автономии) г. Москвы. Поскольку, меня это касается, я коренная москвичка, татарка, и накануне, столкнулась в Интернете с широкой полемикой вокруг предстоящей конференции, стало интересно, и мы с внучкой решили отправиться на это мероприятие. От роли личности в истории многое зависит, настоящее и будущее не только страны, но и каждого конкретного человека.

Хотелось, чтобы во власти появились люди, умеющие сказать свое слово и защитить граждан от творящегося произвола. Нам, выросшим в СССР в равенстве и братстве между народами, не хочется чувствовать себя ущемленными и разменивать свои ценности через каждые пару-тройку десяток лет, лишь потому, что это кому-то хочется. Несправедливость и давление я испытываю повседневно. Попираются все нормы и законы, покушаются на самое дорогое - на детские души.

У меня две внучки младшего школьного возраста и приходится вместе «вгрызаться в гранит" наук в образовательной и музыкальной школах. Учебный процесс сложен, порой и отдохнуть некогда, а тут, новые психологические потрясения. Девочки растут в традиционной татарской, мусульманской семье. Мы, взрослые, пытаемся привить им основы своей культуры, религии, воспитать в них уважение к личности, невзирая на существующие различия между людьми. Ведь равные права гражданам России гарантированы Конституцией. А в реальности детям приходится сталкиваться с обратным – испытывать на себе проблемы, на которые и у взрослых нет ответа. Порой трудно объяснить маленькому ребенку, почему в школе на уроках рисования по теме "Храмы России" нельзя изображать мечети, в учебнике по "Окружающему миру" в разделе истории пишут "поганые татары", в музыкальной школе включают в программу церковные песни, а в Третьяковской галерее приходится слушать экскурсовода, который перед каждым изображением Христа не перестает твердить, как заученную мантру, что это наш Бог.

И вот недавний случай. Старшая внучка поет в хоре, который недавно выступал в Большом зале Консерватории. Хор стал лауреатом фестиваля, и ему было предложено выступить в этом году на международных соревнованиях в различных областях искусства - "Дельфийских играх" в Волгограде. Что же Вы думаете, в обязательную программу открытия праздника была включена церковная ода о Христе, утверждающая его божественность. Внучка пришла расстроенной и сказала, что участвовать не станет. Пришлось объясняться с педагогом о том, что эта тема идет вразрез нашим религиозным канонам. Та отнеслась с пониманием, и внучка на фестиваль не поехала. И в основную школу пришлось идти и требовать от администрации, запретить учителям переносить их религиозные убеждения на образовательный процесс. Но отследить все невозможно. Хоть текущие конфликты исчерпаны, но остается в душе неприятный осадок. Каждый раз, сталкиваясь с подобным в повседневной жизни, мне, взрослому, становится не по себе, а каково детям? Что, мое будущее поколение войдет в жизнь ущербным, с чувством второсортности? Мы не можем этого допустить – дети нам не простят. И поэтому, надо давать достойный отпор всем недругам, независимо от их званий и мастей. Мне важно, чтобы гражданские, политические, просто человеческие права были защищены государственными органами РФ, а т.к. мы татары - то и органами РТ, и национальными общественными организациями. Им всем, видно, не до нас. А зачем мы их тогда выбираем?

До сих пор, ни от одних и ни от других, не прозвучало серьезного заявления против фильма "Орда", показанного по первому каналу в день независимости России, не было общественного осуждения варварского уничтожения исторической Соборной мечети Москвы. Этот беспрецедентный акт вандализма стал мощным информационным поводом для всех СМИ и ТВ, многие из которых или явно злорадствовали или недоумевали, и только в газете "Звезда Поволжья" да еще на паре-тройке сайтов узнала я подлинные факты, сформировавшее и мое отношение к произошедшему. Недавно народ молча проглотил и еще одну, очередную пилюлю в свой адрес, когда фашиствующий призыв придать «мелким народам - дагестанцам, татарам, осетинам, якутам и пр.» подчиненный статус в своей стране написала не кто-нибудь, а главный редактор влиятельного государственного телеканала "Russia Today" М.Симоньян, армянка по национальности.

Правда, евреев не тронула, побоялась. Попробуй их задень, сразу получишь достойный отпор. Последние события на Украине, тому подтверждение. Стоило только Евромайдану заикнуться «о жидах», как незамедлительно по всем каналам ТВ прозвучал на весь мир общееврейский протест. От Израиля до последнего раввина, все как один, поднялись на защиту своей чести и достоинства. Здесь история сплотила в единый монолит и народ, и правителей, чего не скажешь о татарах. У нас и народ, и власть молчат. Вот и приходится в одиночку бороться с системой.

ТукайНезаметно подходим к Дому Асадуллаева, дай думаю, покажу внучке памятник нашему великому поэту Габдулле Тукаю. В прошлом году обе девочки стали лауреатами международного конкурса "Обаятельный Шурале", съездили в Казань за заслуженными дипломами. От татарстанских встреч, спектаклей, музеев они были в восторге. В Кырлае, внимательно слушали рассказ экскурсовода о жизни Тукая, смотрели фотографии, многое узнали о его творчестве… И когда внучка, увидев московский памятник, воскликнула: "А почему он без тюбетейки?" - я была шокирована. Мне и в голову не приходила подобная мысль! Своим вопросом она побудила меня к написанию этой статьи. Уж, коль, и внешне памятник далек от оригинала, могли бы заказчики и исполнители для придания татарской идентичности надеть на голову поэту тюбетейку, как изображено на многих его портретах? Тогда было бы всем понятно, что в центре Москвы - татарский поэт.

Стала перебирать запомнившиеся памятники национальным деятелям в Москве. В сквере на Серпуховской площади возвышается скульптура узбекскому поэту и мыслителю Алишеру Навои. Еще издали можно определить в нем восточного человека - по традиционному платью и чалме. Или по каракулевой папахе, которая была неотъемлемой частью образа великого танцора Махмуда Эсамбаева - узнавали в нем гордого кавказца. Как гласит наука о символах - герменевтика, важно, что искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», проявляется прежде всего в аспекте выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности. Татары же почему-то малозаметны на общем фоне. Возможно, что-то не так в родном отечестве? Вожди не те, или сами такие? И невольно, вспоминая Майн Рида: может, всадник без головы?

В поисках «головы» мы оказались на конференции. В зале человек 150-200, охраны от порога до актового зала - "пруд пруди". Парни здоровенные, крепкие, но доброжелательные. Вначале проголосовали за обязательные процедуры. Потом пошел чистый гламур и глянец. Все друг друга нахваливали. Они де, руководители автономии, - распрекрасные деятели, последние 15 лет только жили проблемами народа. В Доме Асадуллаева пели, плясали, выпускали газету "Татарский мир"- про то, как все у них « в шоколаде». Тогда, как дошли татары до такого состояния (см. «Открытое письмо в Конгресс Соединенных Штатов Америки» - сайт «ЗП» 24.01.2014 г.)?

В зале собралось порядка 4-х десятков делегатов с мандатами, остальные гости, большей частью жители Москвы. Делегаты молча голосовали, а уважаемому гостю, политику М. Миначеву, выступить мешали два амбала из охраны, перекрывшие доступ к трибуне. И не только ему, а еще ряду москвичей не давали высказаться, хотя здесь и сейчас решался вопрос относительно их будущего. Они лишены были этого права, а рвущимся к власти деятелям, жаждущим управлять, распоряжаться 3000 кв. метрами принадлежащей народу площади, говорить и решать все за народ можно. После отдельных выпадов из зала дали-таки сказать двум оппозиционерам, упомянутому М.Миначеву и Г.Искандярову, указавшим на явные юридические нарушения в подготовке и проведении конференции. С подобными же замечаниями выступили академик А.Ахтямзян и бывший зам. председателя Верховного суда РФ Р.Смаков.

Кворума нет, вопиющая неподготовленность, но уже было и не солидно отменять конференцию, гонять из Казани Председателя ВКТ Р.Закирова, уже в который раз прилетавшего на очередные выборы. Поэтому свершилось то, чего хотели - на конференции все-таки родили нового председателя автономии Москвы. Им стал Ринат Мухамадиев, главред газеты «Татарский мир», бывший российский парламентарий, экспредседателя союза писателей Татарстана, занимавший еще массу важных должностей. Отобранная верхушкой элита, списком из 35 человек, покорно вошла во вновь сформированный автономией Совет. Туда было предложено войти и двум вышеназванным оппозиционерам, на что оба ответили отказом.

Вот так и закончился этот водевиль, Пораженные бездарно разыгранным спектаклем москвичи, добавив к прежним новые вопросы, возвращались по домам.

К сожалению, эти выборы не вселили надежду татарам на будущее. Они, лишний раз подтвердили, что мало у кого из сегодняшней верхушки хватит смелости водрузить тюбетейку на голову Великому татарскому поэту.

Нельзя не признать, что Татарстан – наша колыбель, если она крепка, то и мы сильнее. Исторические памятники, замечательные фестивали, - все прекрасно, но когда Универсиада без татар, язык без будущего – грустно. Молодежь должна смотреть вперед, а не любоваться прошлым.

Увы, вот с такими грустными мыслями опять прошли мимо Тукая с непокрытой головой…..

февраль, 2014

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх