Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Тюркология

Ильдар Утямышев

Утямышев Ильдар Рустамович,
д.т.н., академик РАЕН, член президиума РАЕН,
ответственный секретарь Общества друзей Монголии


ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Распад СССР привел к резкому изменению цивилизационного развития в мире. Возникшая однополярная мировая система, как любая иная физическая модель, подвержена прецессии и неустойчивости, что мы воочию наблюдаем сегодня. Процессы самоорганизации происходят непредсказуемо и крайне болезненно.

На обширных территориях бывшего Советского Союза возникла евразийская цивилизация, которая формировалась более тысячи лет, сплавляя в одном котле культуры и традиции многих народов, ее населяющих. В то же время наблюдается взаимный дрейф друг от друга бывших тесно связанных экономически и культурно союзных республик. К сожалению, процесс, начавшейся реинтеграции, не всегда успевает преодолевать его.

Каменные изваяния

Исторически на протяжении почти двух тысячелетий вся северная часть евразийского континента находилась в сфере обитания тюркских государств. Владения их распространялись от Тихого океана до Западной Европы и от севера Евразии до Индийского океана и Северной Африки.

Более десяти веков империи сменяли друг друга, сохраняясь практически в тех же географических границах. Особенностью древних тюркских государств было то, что они возникали и расширяли свои пределы в достаточно короткие сроки, быстро организовывали мощные армии, которые отличались высокой дисциплиной. Учитывая незначительные периоды между возникновением и исчезновением империй, можно сказать, они были на памяти одного поколения, что говорит о высокой преемственности и исторической памяти народов этих государств.

Находясь на территории основных торговых, путей эти государства контролировали коммуникации, и прежде всего Великий шелковый путь, способствовали взаимному обмену технологическими достижениями. Обладая высокой пассионарностью, тюркский суперэтнос, включавший множество этнически близких народов, впитывал много культурных традиций соседних народов и цивилизаций, которые находились в пределах его владений. Учитывая обширность территорий империй, область контактов включала практически все крупные цивилизации Древнего мира и средневековья: китайскую, индийскую, персидскую, европейскую, ближневосточную. В течение многих десятилетий, иногда веков, многие великие государства находились в составе, а позднее управлялись династиями тюркских монархов и их потомками: династия Мин в Китае, Великие Моголы в Индии, иранские шахи. Во многих полиэтнических государствах, где тюркоязычное население не всегда было в большинстве, тюркские языки были государственными: Иран, Золотая Орда, Османская империя. На протяжении многих веков тюркские языки служили языкам межнационального общения (Древняя Русь – половецкий язык, Русь-Россия до конца XVIII века, Северный Кавказ до начала XX века – кумыкский.

Следует отметить одну особенность тюркских народов. Проживая на огромных ареалах, будучи относительно немногочисленными тюрки достаточно мирно сосуществовали со своими иноязычными соседями. При этом они не стремились истребить, ассимилировать или обратить в свои верования другие народы. Этот уникальный феномен просуществовал на протяжении многих веков и фактически зафиксировался на генетическом уровне. В истории прошлого вряд ли найдется пример насильственной тюркизации. В России до сегодняшнего времени сохранилось множество больших и малых народов, многие из которых не имели собственной государственности и письменности вплоть до XX века, тем не менее сохранившие свой язык, культуру и обычаи в первозданном виде. Прежде всего это относится к малым народам Сибири и Дальнего Востока, которые не растворились среди крупных этносов: татарского (Западная, Центральная Сибирь, якутского (Восточная Сибирь).

На территории Волго-Уральского региона никогда не было этнических конфликтов между тюрками: волжскими булгарами, татарами и угро-финнами: древними венграми, марийцами, удмуртами, мордвой, коми и др., проживавшими смешанно на одной территории веками, ни в период Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, ни в российский период развития.

Особо следует отметить взаимное сосуществование тюркских и восточнославянских народов. Начиная с IX века существуют исторические сведения о том, что, проживавшие в причерноморских степях, Приазовье, Нижней Волге тюркские племена: половцы, печенеги, хазары активно взаимодействовали с русскими княжествами. Развивалась торговля, заключались военные союзы. Начиная с правления Владимира Мономаха, в традиции князей было брать в жены дочерей половецких ханов, жены многих великих исторических личностей в том числе Юрия Долгорукого основателя Москвы, отца Андрея Боголюбского, и других правителей. Многие русские князья владели половецким языком, равно как и половецкие древнерусским. Данная традиция продолжилась в Золотоордынский период. Мать Ивана IV Елена Глинская – по некоторым версиям татарка (из рода чингизидов), также как Наталья Нарышкина – мать Петра I. Практически половина видных дворянских родов имеют тюрко-татарское происхождение. Русские цари Борис Годунов и Симеон Гордый (Бекбулатович) этнические татары. В русском государстве послеордынского периода практически существовало двуязычие, многие правители свободно владели русским и татарским языками, часто делопроизводство велось на двух языках, чеканились монеты на русском и татарском языке. Многие русские дворянские фамилии происходят от татарских мурз, князей и служилых людей. При избрании на царство Романовых в 1613 г. наряду с представителями русской аристократии стоят подписи семерых татарских мурз.

Бытующее мнение о татаро-монгольском иге по сути является вымыслом, который приобрел силу исторического факта в XVIII веке и поддерживался до наших дней. Захват русских княжеств войском Бату, внуком Чингисхана произошел в короткий срок. Число жертв нашествия явно преувеличивается, хотя они безусловно были, что является следствием любых войн и вооруженных конфликтов, но они не идут ни в какое сравнение с массовым истреблением населения противников иноверцев и единоверцев в войнах средневековой Европы. В XIII веке существовала реальная угроза порабощения Киевской Руси войсками крестоносцев. Разобщенные отдельные русские княжества, находившиеся в многолетнем состоянии гражданской войны, не смогли бы противостоять объединенному воинству католической Европы. Результатом этого явились бы полная потеря суверенитета, потеря этнической и культурной идентификации. Тому много примеров. В средние века исчезли многие этносы центральной и восточной Европы: западнославянские, балтийские, финские, многие из которых имели собственную государственность. Обращение в католичество, ассимиляция, часто физическое истребление осуществлялась и в более поздний колониальный период, что привело к исчезновению многих коренных народов Америки и в других частях света.

Вхождение Руси в западный улус Джучи обеспечило ей защищенность западных границ, способствовало объединению в единые русские государства. При этом не были затронуты культурные традиции, религия, аристократия и территория обитания

Ассимиляционная политика свойственна западной цивилизации с античных времен. Во времена Римской империи исчезли практически все народы провинций, объявленные варварами: балканские, иллирийские, иберийские, кельтские, которые имели древние языки и самобытную культуру.

В отличие от европейской цивилизации тюркская цивилизации не свойственно подвергать местное население насильственной смене, религии и языка

Многовековое совместное равноправное проживание тюркских и восточнославянских этносов на одной территории способствовало их этнокультурному, ментальному и генетическому сближению. Согласно кодексу законов, Ясы Чингисхана дискриминация по языковому и религиозному признаку карались суровым наказанием, нередко смертью. В новых городах Золотой Орды строили четыре храма: мусульманский, христианский православный, буддийский и синагогу в соответствии с национальным и конфессиональным составом населения.

Часто обсуждаемые события российской истории преподносятся однобоко. К примеру, Куликовская битва как противостояние Руси и Орды. В то же время в войске Дмитрия Донского было большое количество татарских полков. На стороне Мамая выступали князья Михаил Тверской и Олег Рязанский. По сути дела, Мамай был мятежником и выступал против законной власти золотоордынского хана Тохтамыша, тогда как князь Дмитрий фактически защищал центральную власть. Аналогично в авангарде войска Ивана Грозного шли войска нескольких татарских князей и царевичей. По сути дела, в XVI веке происходило начало реинтеграции Великого евразийского государства, существовавшего на протяжении многих веков, - улуса Джучи (Золотой Орды), правопреемниками которого стали Русское царство, Российская империя и СССР.

И в последующие годы представители всех народов многонациональной России участвовали в общественной, политической жизни страны, отстаивали свободу и независимость в 1812 г, во время Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Великие переселения народов связаны с походами движением больших полиэтнических масс, руководимых тюркскими предводителями. Наиболее значительным событием является поход гуннов, возглавленный Атиллой в V веке. Этот поход фактически завершил античный исторический период и распад Римской империи.

Второе глобальное историческое событие связано с походом Чингисхана. Основная масса его войска составляли тюрки. После этого похода изменилась расстановка сил в геополитическом пространстве. Тюркская цивилизация оказалась по сути на стыке всех цивилизаций мира: европейской, мусульманской, индийской, восточноевропейской и дала толчок к появлению евразийской цивилизации. Тюркские этносы (более 30 языков) имеют многовековые контакты с другими народами: угро-финскими, иранскими, славянскими, монгольскими, семитскими, китайскими и др., исповедуют практически все основные религии мира. Большая часть их мусульмане суннитского толка: турки, народы Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири; шииты азербайджанцы и тюрки Ирана; христиане: чуваши, крещеные татары, гагаузы, якуты, буддисты: тувинцы; иуд аисты: караимы, крымчаки, а также представители местных верований. Сегодня в мире более 20 тюркоязычных государств и национально–государственных образований.

В ряде стран тюркоязычные народы составляют значительную часть населения: Иран, Ирак, Афганистан, Германия, Австрия.

В то же время находясь в иноязычном окружении тюркские народы толерантны к другим традициям, исторически им чужды фанатичная религиозность. В большинстве случаев религия принималась ими ненасильственно, добровольно (ислам в Поволжье, большинстве регионов Центральной Азии, Северного Кавказа), иудаизм в Хазарии, буддизм в Восточной Сибири.

С образованием новых государств на постсоветском пространстве возрастает фактор цивилизационного единения на тюркской этнической основе, что обусловлено стремлением к самосохранению в эпоху глобализации и препятствует обострению политических и экономических межцивилизационных противоречий, разрастанию и обострению религиозных конфликтов.

Положительным примером для многих тюркоязычных народов служит экономический рост в отдельных странах: Турции, Казахстане, Азербайджане и др. Возрождающуюся тюркскую цивилизацию в свою очередь можно рассматривать как часть евразийской, в становление которой она много внесла. По сути обе цивилизации взаимно дополняют друг друга, являются близкими в ментальном и историческом плане. Исходя из исторического опыта, для укрепления и развития многим странам необходимо укреплять экономическое, политическое взаимодействие, активизировать всесторонние связи в обширном регионе, что является одним из условий сохранения этнокультурной идентичности и территориальной целостности и безопасности государств в сложном быстроизменяющемся глобальном мире. В этом плане имеются конкретные шаги по развитию процессов интеграции в Евро-Азиатском экономическом Союзе, расширение двусторонних отношений с Турцией, Ираном и Монголией.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх