Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru

ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2016
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Тюркология

  

МУРАД АДЖИ,
     писатель, этнограф, историк

Мурад Аджи

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ И ЕВРОПА

Велик тюркский мир... В нем есть народы, люди, которые давно забыли родной язык и родную историю, но прекрасно сохранили внешность предков и некоторые их обычаи: среди украинцев, болгар, сербов, хорватов, русских, французов, немцев, англичан... А есть такие, которые ничего не забыли и хранят даже далекие страницы истории — в песнях, легендах, сказаниях: казахи, киргизы, тувинцы, азербайджанцы, узбеки...

Древние тюрки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными ремесленниками, строили укрепленные поселения, оросительные каналы, дороги и переправы... Их потомки — кипчаки в IV-V веках закладывали города в великой степной стране Дешт-и-Кипчака, «чужбина, согревшая кипчаков».

Какими только именами не называли тюрков-кипчаков в исторических хрониках: авары, барсилы, булгары, бургунды, гунны, печенеги и десятки других! Этот хаос был очень нужен, чтобы доказать существование в Великой Степи разрозненных племен и народов, скрывать древнюю тюркскую государственность, которой учились китайские правители еще до новой эры... Словом, чтобы стереть в памяти народов следы степной страны.

...Сегодня на планете ученые насчитывают более четырех тысяч народов, поделенных на три-четыре расы. Когда и как появились европеоиды? Неизвестно. Хотя именно к европеоидам относятся тюрки-кипчаки.

Правда, лица иных современных тюрков имеют монголоидные черты, но так было не всегда. Предки их не имели. Всмотритесь во фрагмент ковра, найденного на Алтае. Ему две с половиной тысячи лет — истинный тюрк-динлин смотрит из глубины веков.

Антропологи по найденным черепам, по сохранившимся скульптурам воссоздали облик древнего тюрка-кипчака. А его словесный портрет оставили китайцы; они задолго до новой эры знали о «динлинах» — народе, обитавшем на Алтае. Китайцев поражала внешность северных соседей — синеглазых, светловолосых, «лицом похожих на обезьянок», «круглоголовых». А увеличенная височная кость и сегодня придает потомкам неповторимый отпечаток, именуемый в просторечии скуластостью. Они казались коротконогими, потому что стопа «с подъемом»...

Сегодня среди потомков кипчаков много черноволосых, кареглазых — монгольское и китайское наследство. Немало тюрков и с наружностью иранцев, а иранцев — внешне похожих на тюрков: в Иране в северных провинциях говорят по-тюркски — азербайджанцы. Но, пожалуй, нигде так не сильны тюркские традиции, как в самом Азербайджане. Там сохранилось то, что в других местах забылось. Культура предков!

Много тюркских следов и на Северном Кавказе. Например, среди осетин или чеченцев часто встречаются люди с классической кипчакской внешностью. Но мало кто из них помнит тюркский язык. Было время, когда здесь целые селения тюрков «добровольно» меняли себе национальность. Теперь лишь географические названия напоминают о былом...

Портрет древнего тюрка.
Вышивка на ковре
(V-III в. до н.э. Пазырыкские курганы, Алтай; находка профессора С.И.Руденко).

Киргизы— хранители древней мудрости кипчаков. То же — алтайцы... И хакасы... Их предки обожествляли горы. В вечном спокойствии гор издревле искали они тайну мироздания, потому что Большой Алтай — древняя Родина тюрков. Потому только к горам стремятся души ушедших в мир иной кипчаков.

Традиции древнего тюркского мира побуждали кипчаков в Степи отсыпать курганы, строить храмы, а место последнего упокоения для героев искали на самой высокой горе. Хакасы, алтайцы, тувинцы, буряты, не познавшие степных просторов, навсегда остались хранителями тайн и древностей предков.

Две с половиной тысячи лет назад на Алтае тюрки назвали Богом Тенгри Вечное Синее Небо.

На Алтае, на берегу речки Улалинка, в 60-е годы академик А.П. Окладников нашел древнейшую на территории России стоянку человека. Ей двести тысяч лет! Оттуда берет начало та культура, которая дала начало многим народам — финно-уграм, корейцам, тюркам...

Правда, улалинскую стоянку оспаривают некоторые археологи: они утверждают, что нашли более ранние следы «пратюрков». Пусть так. Заслуга Окладникова и его коллег, которые первыми проследили становление тюркской культуры, слили воедино миг и вечность.

Тюрок и конь были единым целом. Народ — всадник, он так и вошел в историю Китая, Индии, Византии, Европы.
Наскальный рисунок. Берег реки Лены. Саха-Якутия
(предпол. 1-е тысячелетие до н.э.).

Другой блестящий археолог, профессор С.И. Руденко не сказал и половины того, что знал и что нашел. Но благодаря ему сегодня нетрудно восстановить многие страницы не сказанного об Алтае.

Не написаны труды и казахского академика А.Х. Маргулана. Он открыл десятки древнейших тюркских городов. С каналами, храмами, площадями...Он вынужден был оставить тему, потому что сильны были желающие видеть в Великой Степи не тюркские города, а «диких кочевников» и орды «поганых татар».

Щедрый Алтай неторопливо открывал людям свои сокровища. Простенькие на вид медные вещицы указали на время появления здесь металлургии. Бронзовый век не сделал алтайцев великими — у них было то же, что и у других. Но эпоха бронзы интересна иным. Тогда случилось первое переселение народов — с Алтая ушли племена, которые потом заселили север Европы.

История той поры хорошо читается в раскопках Синташта и Аркаима — древнейших городов Предуралья. Там десятки следов металлургии: от плавильных печей до медных вещиц. Возможно, с Предуралья началась тюркская цивилизация.

Но вероятнее иное. Урал был лишь ее стартовой площадкой. Главное же дал Большой Алтай. Две с половиной тысячи лет назад Бог Тенгри открыл здесь тюркскому народу «век железа». Фантастическое событие! Кто первый металлург, неизвестно. Предполагают, что его звали Темир и его великое изобретение — первый в мире металлургический горн!

Железо, конечно, люди знали и раньше: но железную руду не плавили, а выжигали, эту технологию придумали хетты за две тысячи лет до новой эры. Тюрки же изобрели плавку. Владеющие ее тайнами пользовались особым почетом. Темирхановы, Темирбулатовы, Темировы — на эти тухумы (роды) смотрели, как на волшебников.

Металлургические секреты переходили от отца к сыну и оставались главной тайной кипчаков.

Существовало поверье: человек, посвященный в металлурги, отмечен божественной мудростью, на него обратил свой взор великий Тенгри-хан. Ему запрещалось жениться на девушке другого («неметаллургического») тухума, чтобы он случайно не проговорился во сне... Долго тайна оставалась тайной.

Обилие металла привело тюрков к революции в хозяйстве: открытие металлургического горна по своим масштабам и последствиям сравнимо только с изобретением колеса... На «железном» фундаменте начало подниматься могучее государство. И кипчаки легко покоряли соседние народы: история их побед — это история победы железа над бронзой. Здесь и таятся истоки Великого переселения народов.

Шашка, пика, кинжал появились у кипчаков, когда они оседлали коня Никто в мире не сделал это столь изящно и просто — они придумали железные удила, седло со стременами. Потом — кольчуги, остроконечные железные шлемы...

Возник новый образ жизни — конный, который был одинаково хорош и в городах, и в степных станицах. Конь превратился в «часть» тюрка, стал его продолжением. Не случайно самое сокровенное желание кипчака было оседлать коня. Все остальное потом. Сначала — конь.

Конь раздвигал пространство, уводил вдаль, за горизонт. А еще с него началось качественно иное земледелие: землю на Алтае уже в те времена обрабатывали конной тягой, чугунными сошниками, а обильный урожай собирали железными серпами.

Конный образ жизни изменил даже «гардероб» народа: тюрки придумали одежду для всадников: шаровары, сапоги, башлык, кафтан — вплоть до каблука к сапогу. И своей одеждой кипчаки отличались от других народов. Их облик очень хорошо узнаваем на древних картинах, в словесных портретах, в археологических находках.

О качестве и красоте кипчакских нарядов можно говорить долго. Чрезвычайно тонкая работа. В Пазырыкских курганах, например, археологи нашли шелк, кружева, фетр, чесучу. Из них получалась красивая и практичная одежда. Подобного никто не умел делать. Даже фраки найдены там...

Археологические находки рассказывают и о других «визитных карточках» тюрков. Именно на Алтае впервые в мире появились сооружения из бревен — курени, терема, потом и избы. Курени, например, отличались практичностью, их строили восьмигранными. Восьмигранник — основной геометрический элемент тюркской архитектуры. Он при минимальном периметре дает максимальную площадь Проще говоря, получается самая короткая стена и самый просторный дом.

Возможно, такими видели древних тюрков их современники. В штанах, коротких сапогах, на голове башлыки... У тюркских коней подстрижены гривы и подвязаны хвосты. Фрагменты барельефа в Персеполе (предпол. IV в. до н.э.Аму-Дарьинский клад).

Специально для печи придумали новый строительный материал — кирпич. На Алтае потом научились строить из кирпича дворцы, оборонительные стены. В случае необходимости кирпичную постройку разбирали, отработанный кирпич снова шел в дело... Вновь экономия.

Память о многих изобретениях тюрков хранят разные народы. Заимствованные предметы у них по-прежнему именуются по-тюркски. У русских и украинцев это — деньги, копейка, книга, чугун, булат, печь, очаг, кирпич, изба... Та же колбаса или йогурт, дословно по-тюркски — «кислое молоко» Армяк, епанча, кафтан, шушун, шуба, клобук — тоже отголоски материальной культуры тюрков...

Железо дало народу силу. Хозяйственная революция увеличила запасы пищи, что в свою очередь привело к настоящему демографическому взрыву.

...И пришел день, когда тесно стало на Большом Алтае: слишком много людей обитало там, земля не могла прокормить всех Наступила трудная минута, заставившая посмотреть вдаль.

Алтай в 1 веке до н.э. был для тюрков целым миром. Это и горы Южной Сибири, и Байкал (Бай-куль) Алтай еще называли «Тенгри-тау» (Божественная гора) или «Эдем» (Земля праотца). Отсюда тюрки сделали первые шаги в мир, отсюда начиналась точка отсчета нашей географии.

С Алтая дороги вели на четыре стороны света. По какой идти? Какую выбрать?

Пути на север короткие, их закрывали тайга и болота. Немногие соблазнились ими и вышли на реку Лена (по-тюркски— «Илин», т.е. «Восточная») и поселились там. Потомки тех тюрков ныне известны под именем «якуты». Не остались без внимания пути вдоль Енисея («Энесай» — «Мать-река») и Оби (по-тюркски «абе» — «бабушка» или «Бабушка-река»).

К востоку от Алтая лежали труднопроходимые дальневос- точные леса и болота. Переселяться туда с алтайских земель никто не стремился.

Были южные маршруты. Тюркские всадники еще до новой эры вошли в Индию. От них началась знаменитая Солнечная царская династия и огромное Кушанское ханство, объединившее земли нынеш- ней Средней Азии, Афганис- тана, Пакистана, Северной Индии Здесь своя история...

Сцена из жизни тюрков-скифов.
(Деталь кубка /прорисовка/ IV в. до н.э. Курган Куль-Оба, Украина)

Заметим, века и весь «индийский период» тюркской истории абсолютно забыты тюрками, но не забыты в Индии и Иране Там по-прежнему обожествляют хана Канишку (78— 123 годы).

Поклонялся он Богу Небесному — Великому Тенгри и стал основоположником северной ветви буддизма.

Тюрки в Индии — народ-загадка, который неожиданно появился с севера и неожиданно исчез. Но исчез, оставив археологические следы — скульптуры, рельефы, храмы и монастыри. И литературные предания о нагах людях, поклоняющихся змеям... Кто знает, а может быть, легендарные арии тоже были с Алтая?

Тогда тюрки и дали свой — новый для буддистов! — обряд почитания Бога Небесного, Тенгри-хана Этот факт остался в истории буддизма и Индии. Сохранились предания и об священной стране Шамбхале (Шамбкале) (по-тюркски «светящаяся крепость»), которая лежала далеко на севере, где семь снежных вершин и где хранится божественный железный крест — мировая ваджра...

Дороги, проторенные в Индию две тысячи лет назад, не заросли травой Бииский тракт еще служит Но стал он короче, и не ходят по нему паломники. Уцелела и другая древняя дорога на Тибет — Нерчинский тракт.
Лишь на запад от Алтая долго не было наезженных дорог Сказывалась психология жителей гор: они боялись незнакомой степи и искали пути только в привычных горах В степь уходили лишь в крайнем случае.

Две с половиной тысячи лет назад на Алтае случился конфликт веры. язычество сменилось на религию — тенгрианство. Но не все приняли Бога Небесного, несогласные ушли. Ушли в степь Их назвали «скифы» (саки, сколты) Официальная история скифов трактуется по-другому Но в причерноморской степи и в Алтайских горах «скифские» археологические памятники абсолютно одинаковые Что же отличало скифов от тюрков Ничего, кроме веры. 
Вспомните наставление Н М Карамзина «Народы не падают с неба и не исчезают сквозь землю» А что, если скифы сохранились Что, если сегодня они носят имя «чуваши»? Слишком уж необычен этот тюркский народ Жил в центре кипчакского мира, но не с ним. Всегда чуть в стороне.

Духовная культура чувашей, которых ныне называют христианами, еще недавно была совершенно другой, нехристианской Она не забылась в народе и удивительно напоминает ту, что была у тюрков на Алтае в глубокой древности Чуваши — живая страница тюркской истории, к сожалению, еще не прочитанная мировой наукой.

Зато последующие алтайские страницы читаются отменно Великое переселение