Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса / Второй Всемирный Конгресс Татар

Национальная идея, объединяющая народ

Стенограмма выступления на международной научно-практической конференции, прошедшей в рамках Второго Всемирного конгресса татар 28 августа 1997 года в Казани. Опубл. в ж. "Научный Татарстан" №3-4, 1997, с.100-103

Когда развитию той или иной нации, ее языку, культуре, обычаям, религии ничто не угрожает, она не вырождается, не манкуртизируется, у нее возможно возникновение некоего внутреннего духовного ориентира, представления о должном, то есть некой сверхценной идеи национального, а то и межнационального масштаба. Такой идеей глобального масштаба у великороссов в течение ряда последних веков была идея "Третьего Рима", в 20-м веке модернизированная большевиками в идею "III Интернационала", конечной целью которого была ликвидация национальных различий. В пределах СССР, разумеется, в виде обрусевания инородцев. Мы, татары, являемся одной из жертв попытки реализовать эту идею вначале царским самодержавием, а затем государством коммунистической бюрократии.

В общем и целом положение нашей нации как таковой неблагополучно. Даже у той ее части, которая живет на своей исторической Родине, поскольку и здесь еще не преодолен процесс ассимиляции татар русскими. Известно, что большая часть татарской нации рассеяна по всему миру и она скоротечно ассимилируется титульными нациями. Поэтому коренной национальной идеей, по меньшей мере на обозримое будущее, должна быть идея сбережения народа во всех его национальных аспектах. На физической стороне проблемы я не буду останавливаться, хотя она весьма тревожная, потому что цивилизация, наряду со многими улучшениями, дала нам немало того, что подрывает здоровье нации. Я хотел акцентировать ваше внимание на духовной стороне проблемы, на той, которая сохраняет нацию, позволяет оставаться ей самой собой, такой, какой ее породили природа и история.

И в этом святом деле заинтересованы не только татары, но и другие нации, а если хотите, больше заинтересовано все человечество. Любителям стирать с этнической карты мира малые или недостаточно цивилизованные народы под флагом ли "пролетарского интернационализма" или теории "чистоты арийских наций" хотелось бы напомнить, что человечество живо многообразием. Нельзя без последствий апокалипсического характера умножать мартиролог наций, ибо это - угроза генофонду человечества, предпосылка вырождения человека разумного. К тому же исчезнет нация - исчезнет один из источников всемирной культуры. Смысл цивилизации - многокультурность. К этим научно-логическим суждениям не помешает присовокупить религиозные соображения. Все религии исходят из того, что человечество возникло и развивалось в соответствии с Божьим замыслом в том составе, какой есть. Следовательно, ассимиляция малых наций великими противоречит деяниям Творца.

Что касается русской нации, то она больше, чем кто бы то ни был, заинтересована в сохранении и развитии татарской нации. За это выступает сама ее история, как прошлая, так и новейшая. Если Российское государство было создано по образу и подобию средневекового татарского государства, то его кардинальное изменение, преобразование из мнимо федерального в подлинно федеративное было начато Татарстаном, татарами. В области реформы Татарстан дал образец доброго отношения к народу через так называемое "мягкое вхождение в рынок" в отличие от "шоковой терапии" Москвы, разорившей народ. Правильно понятый интерес русского народа требует не противопоставления себе татарского народа (чем помышляют многие нынешние идеологи русских), не ассимиляции его манкуртизацией, а содружества с ним. Потенция татар неисчерпаема. Мы своей активной деятельностью в переходе к рыночному обществу можем помочь русским выйти из застойного имперского болота, в котором они завязли и не в состоянии выйти из него по сей день.

Итак, национальной идеей татарского народа в целом - и проживающего на исторической родине в Татарстане, и расселенного в диаспорах - является идея сбережения народа. Цель здесь двуединая: прекратить манкуртизацию татар и обеспечить их физическое выживание, биологическое и культурное процветание на путях создания рыночной экономики. Цель эта достижима при двух исходных условиях: татарами Татарстана - путем дальнейшей суверенизации экономической, политической и культурной жизни республики; татарами диаспор - национально-культурной автономизацией татарских общин. Оба условия будут работать на формирование среднего класса собственников - ядра гражданского общества как основания демократического государства.

Реализация национальной идеи имеет свои чрезмерные трудности в Татарстане, еще сложнее - в татарских диаспорах. Но вклад этих диаспор в формирование гражданского общества тем не менее может быть существенным в силу некоторых национальных особенностей татар: их привязанности к собственности, торговле, ремеслу и кустарничеству, стремление к высотам знаний, технологий и искусства. Полагаю под влиянием исламских норм, формирующих образ жизни. Среди татарских диаспор много специалистов высшей квалификации, работников торговли, сервиса, науки и образования, бизнесменов, банкиров и т.д. Меня вдохновляет то, что в нынешнее столь неординарное время вполне удовлетворительно физическое состояние татар. Будь то в РТ или в диаспорах нищих татар не встретишь, а экономически процветающих сплошь да рядом. Основная масса татар - рабочий или служащий среднего звена - приспособилась к условиям бытия переходного периода, не испытывает нужды. Благополучны и сельские жители, как в Татарстане, так и в татарских деревнях русских регионов, а также в Башкортостане.

Идея сохранения своей нации все более утверждается в сознании татар, мои наблюдения и в Москве, и в ряде провинций таковы: татары по паспорту, но обрусевшие настолько, что родным языком не владеют, тяготеют к восстановлению родного языка, становятся активными членами татарских общественных организаций, всячески стараются приобщиться к национальной культуре. Этот процесс получает новые стимулы в связи с образованием на местах национально-культурных автономий. Наш, с Амирханом Еники, друг писатель, делегат Курултая Миргазиян Юныс просил меня предложить вниманию делегатов конгресса идею об установлении ежегодного праздника родного языка (мы поддержали его). Сегодня наш язык пытается выйти из трагического состояния, вроде бы начал выздоравливать. И надо всячески помочь этому важному делу. Да здравствует наш красивый язык! Будет он жив-здоров, будем живы и мы, татары!

Проснувшееся в последние примерно десять лет стремление татар к восстановлению своей этнической идентичности, потерявших ее, - вернейший показатель рождения в народе чувства самосбережения как национальной идеи. Наша история сложилась так, что мы очень долго пребывали в тесноте и обиде, в которых начали терять себя. В основном по объективным причинам. Но что мы сделали из ряда вон выходящего, чтобы воспротивиться этому? Мало что. Пришло время понять это, взять судьбу нации в свои руки.

Идущий в жизни татар процесс возрождения родного языка и национальной культуры следует подкрепить материальной силой путем превращения татар в собственников, преимущественно через создание акционерных, кооперативных предприятий, индивидуальных, семейных частных фирм. Здесь я подошел к определению главного условия, позволяющего на деле осуществить сказанное выше, - это формирование татарского национального капитала мобилизацией средств самих граждан и татар-бизнесменов. Этим облегчится и ускорится превращение татар в собственников, а также оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам в возвращении на историческую Родину. С этой целью пора бы создать Татарский народный банк, обслуживающий татар независимо от места их проживания. Он мог бы стать материальной базой для создания учреждений культуры, искусства, науки и в первую очередь Татарского народного университета международного статуса, готовящего высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, бизнеса, культуры, здравоохранения для всех регионов проживания татар.

Формирование татарского национального капитала стало бы огромным подспорьем для Татарстана. Пора бы перестать обращаться к нему с протянутой рукой: дай то, дай это, помоги. Возможности республики не безграничны, два миллиона татар Татарстана не могут взять на свои плечи в два-три раза большее число татар всего мира. Должно быть как раз наоборот.

И последнее. Притчей во языцех стал тезис о том, что у татар нет и не может быть единства. Это подтверждается и историей времен Ивана Грозного. А у какой нации есть социальное и политическое единство, вернее - когда оно бывает? Во-первых, при материальном благополучии, но и тогда единство - относительное. Во-вторых, у великих народов по случаю угрозы их независимости или когда их обуревает имперский синдром, желание завоевать другие территории и народы. К нам это не относится.

В истории человечества сформировался один народ, который, несмотря на многовековые исследования и рассеяние по всему миру, даже потеряв язык, не сошел с исторической арены. Более того, ныне успешно возрождается на государственном уровне. Глубоко убежден:

благодаря идее самосбережения во что бы ни стало. Эта идея сработала только потому, что этот народ

сумел создать национальный капитал, который обеспечил единение всех диаспор.

Мы нуждаемся в материальной базе рыночного единения татар. Разногласия при этом не исчезнут, но будет материальное единство татар, умеющих и желающих делать дело.

Как я представляю себе участие в этом многотрудном деле татар самых разных толков мировоззрений характера, поведения? Какой главный критерий должен быть, чтобы обеспечить их сотрудничество? Работа, работа и еще раз работа! Все способные трудиться на благо самосбережения народа должны руководствоваться принципом толерантности, терпимости друг к другу, принципом демократии, предполагающей конструктивную оппозицию. Нужны люди работающие, а не болтающие о работе.

А.Х. БУРГАНОВ
доктор исторических наук,
профессор (Москва)

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх