Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса / Второй Всемирный Конгресс Татар

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ - ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

Стенограмма выступления на международной научно-практической конференции, прошедшей в рамках Второго Всемирного конгресса татар 28 августа 1997 года в Казани. Опубл. в ж. "Научный Татарстан" №3-4, 1997,с.125-128

Как весьма неблагополучное можно оценить нынешнее состояние татарской нации во многих уголках России. Годы тоталитаризма способствовали национальной разобщенности, привели к частичной утрате языка, к разрушению традиционного уклада жизни, к потере многих культурных ценностей и духовных идеалов. Необходимы колоссальные средства для создания на местах объектов национальной культуры и образования для работы в области массовой информации. Но даже те крохи, которые сейчас поступают в эту сферу, используются порой нерационально и даже во вред национальному возрождению.

На месте утраченных национальных качеств в среде татарского народа пустили корни опасные социальные пороки. Это прежде всего пьянство. Оно проникло в самую сердцевину - в чистые татарские села, в мирное время лишая жен мужей, а детей родителей, на века уродуя ценнейший генофонд. Могут ли считаться татарскими праздники, где рекой льется горячительное зелье? На последнем московском Сабантуе украшенные национальным орнаментом павильоны были переполнены завезенным из Татарстана спиртным, в воздухе витал дымок свиного шашлыка. Как же неуютно в таком соседстве чувствовали себя на прилавках исламские книги и мы, простые татары, пришедшие прильнуть к роднику своей культуры. Думается, что настало время принять решения о категорическом запрете производства, реализации и применения алкогольной продукции (наркотиков) во всех сферах деятельности татарских общественных объединений, об усилении пропаганды по избавлению общества от одурманивающих вредных привычек.

Находящемуся в многолетнем забвении и спячке татарскому народу сейчас, как никогда, нужна яркая, доступная для понимания национальная идея. Пора, наконец, нам избавляться от чувства собственной неполноценности. Наш древний язык, наши история, обычаи и вера не могут быть второсортными! Мы, полноценные граждане России, должны чувствовать во всех ее уголках и во всех сферах жизни уважение к нашему национальному достоинству.

Эта идея должна стать основой программы возрождения татарской нации, дающей четкие ориентиры всем и каждому как в историческом плане, так и в условиях современной жизни, а также обозримого будущего. Представляется, что коллективные усилия по реализации этой программы будут способствовать сплочению нашего народа, укреплению в нем свойственного всему живому стремления к сохранению вида. Программа должна быть настольной книгой в каждой татарской семье, начальным учебником по ликвидации национальной безграмотности и воспитанию подлинного патриотизма. Ее разделы могли бы иметь примерно следующее содержание.

1. Татарский этнос: происхождение, расселение, этнические группы, важнейшие вехи истории, выдающиеся личности.

2. Компоненты самобытной национальной культуры (идентификационные признаки): татарский язык и его диалекты, исламское мировоззрение, традиционный уклад жизни, обряды и обычаи, интеллектуальные достижения, национальная сокровищница.

3. Движущие силы прогресса: духовно-нравственная и материальная база, семья, система народного образования и воспитания, общественное движение и национальное самоуправление, научное и художественное творчество, сеть информационного обмена.

4. Татарстан - очаг национальной культуры: взаимоотношения и взаимные обязательства Татарстана и татарской нации.

На конгрессе, по нашему мнению, должны быть приняты конкретные решения, касающиеся разработки указанной программы и выполнения ряда ее положений. Все это потребует коренной организационной перестройки татарской общественности, по всей видимости, проведения обширной (всемирной) переписи татар на основе индивидуального самоопределения граждан.

Очевидно, настала пора создания в регионах массовых, охватывающих все татарское население и его организации, объединений. Необходима разработка единой структуры татарского национального самоуправления. Эта деполитизированная структура, как представляется, должна возглавляться общенациональным парламентом (меджлисом), обеспечивающим представительство регионов, этнических групп татар. Аналогичные рабочие структуры должны быть созданы на местах, где члены парламента избираются прямым голосованием населения. Это послужит гарантом легитимности такой власти. Необходимо поставить задачу о разработке положений и о создании единообразных органов татарского национального самоуправления. Опыт в этом вопросе имеется у наших собратьев в Крыму.

Давайте посмотрим, что мы имеем сейчас в Москве. Точные цифры о численности московских татар отсутствуют. Вполне вероятно, что их около 500 тысяч. Практически единственным источником пополнения их культурного багажа являются концерты. Существовавшие до войны национальные культурные и образовательные учреждения не восстановлены. В местных средствах массовой информации нет регулярных татарских передач или рубрик. Коренное татарское население подвергается сильной ассимиляции, слабо знает родной язык, да и то в устной форме.

Здесь, как и в других регионах, под прессом экономических трудностей наблюдается спад активности общественного движения. Рост количества организаций привел к сокращению их численного состава, превратив их в никем не контролируемую вотчину для руководителей. Дело дошло до того, что один из таких деятелей возглавляет единовременно три общества. Честным людям не к кому апеллировать, имея на руках факты обмана и подтасовок. Последнее отчетно-выборное собрание с участием нескольких сотен человек проходило в 1990 году. Подобная атмосфера отталкивает от общественного движения здоровые молодые, творческие силы. Отсутствие свежих сил приводит к тому, что многочисленные попытки объединения во имя главных интересов неизменно вязнут в болоте прежних отношений, наталкиваясь на противодействие амбициозных лидеров, которым такая ситуация выгодна.

Одним из примеров может служить работа по созданию национально-культурных автономий, образуемых в соответствии с федеральным законом Российской Федерации, действующим с лета прошлого года. Этот законодательный акт декларирует, что автономии являются формой национально-культурного самоопределения и в первую очередь могут рассчитывать на помощь от государства. Острые дискуссии развернулись вокруг устава, так как расплывчатость закона позволяет по-разному трактовать оформление такого самоопределения. Здесь, в нарушение элементарной порядочности, возобладали сторонники создания узкого союза общественных организаций. Без дискуссий и собраний, втайне от других организаций они оформили все необходимые документы. Призыв к ним восьми организаций остановиться и не превращать святое дело в балаган действия не возымел. Московская газета "Татарские новости" блокировала любую информацию об этих неприглядных делах, так как ее редколлегия оказалась сама в том замешанной. Другая часть общественности, стоявшая на позиции безусловного индивидуального членства наряду с коллективным, старавшаяся соблюсти необходимые демократические процедуры, тратившая силы на проведение открытых учредительных конференций в двух округах, в регистрационные органы, естественно, пришла с опозданием. Таким образом, сегодня уже в трех административных округах столицы России узаконены куцые татарские национально-культурные автономии, аналогичные ждут регистрации в других районах. Тому в немалой степени способствовало и Управление юстиции Москвы, с самого начала стоявшее за форму союза организации. Оно одобрило и рекомендовало в качестве типового аналогичный проект устава автономии. Не успев появиться, созданные таким путем местные автономии спешат учредить в сентябре региональную автономию Москвы, а там уж и до всероссийской недалече... Так кого же представляет новоявленная власть? Сможет ли одна и та же кучка далеко небезупречных лиц, получив дополнительные возможности, сделать что-либо полезное, ведь возможности для "имитации бурной деятельности" расширяются?

До нас доходит информация, что аналогичные явления имеют место и в других регионах России. В такой ситуации мы предлагаем принять решение о признании только тех национально-культурных автономий, уставы которых предоставляют местным жителям, идентифицирующим себя татарами, безусловное право быть их полноправными членами. Такие автономии и могут стать начальным элементом общественного самоуправления татар.

Одной из наиболее простых в реализации и весьма актуальной для развития программы может стать задача создания национальной компьютерной сети с условным названием "ТАТАР-ИЯ", предусматривающая организацию информационного обмена между татарскими общинами посредством компьютерных телекоммуникаций, включая международную систему ИНТЕРНЕТ. Эта сеть позволила бы иметь объективные данные с мест, передавать в отдаленные районы разнообразные сведения практически по всем вопросам программы. К следующему конгрессу можно поставить задачу об оснащении общественных организации мини информационными центрами (стандартно укомплектованный компьютер, факс-модем, телефон, подключение к ИНТЕРНЕТ) из расчета на 40-50 тысяч татарских жителей.

В заключение хочу сообщить, что данные предложения возникли в результате обсуждения со многими московскими татарами, коим небезразлична судьба своего народа. Они своей многолетней работой подтвердили приверженность идеям возрождения и единства, активно выступали в поддержку суверенитета Татарстана. Это супруги Медведевы, Мухамет Миначев, Урал Шарипов, Масум Хусаинов, Абузар Мусин, Нургали Тучин и многие другие. Благодаря самоотверженности таких людей в различных уголках нашей планеты теплится татарский огонек.

(ж."Научный Татарстан" № 3-4, г.Казань, 1997г.)
ГАЯР ИСКАНДЯРОВ,
исполнительный директор
Фонда развития мусульманских народов
(г. Москва)

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх