На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Д.Исхаков: ТАТАРСКИЙ ПЕССИМИЗМ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Согласны ли Вы с автором в принципе?
ДА
87%
 87%  [ 7 ]
НЕТ
0%
 0%  [ 0 ]
Не знаю
12%
 12%  [ 1 ]
Всего голосов : 8

Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 02 Фев 2005 18:53    Заголовок сообщения: Д.Исхаков: ТАТАРСКИЙ ПЕССИМИЗМ Ответить с цитатой

ТАТАРСКИЙ ПЕССИМИЗМ

На первый взгляд с татарами все в порядке: открываются новые национальные школы, выходит масса книг по истории и культуре, да и многотомная история народа пишется, периодика и электронные СМИ на татарском языке функционируют, театры работают, концерты эстрады собирают массу людей, опять таки имеются общественные объединения, поддерживающие постоянные контакты с диаспорально расселенными группами и т.д.

Но не покидает смутное ощущение, что потеряно нечто важное, связанное с глубинным содержанием национального бытия и основным вектором развития татарского общества. Похоже, оно переживает глубокий кризис, не сводимый к социально-экономическим трудностям затянувшегося переходного периода. Однако никому из интеллектуалов не удалось сформулировать суть этой потери, этого особого состояния, которому даже не дано определения. А предпринятые ранее попытки ухватить отмеченное Нечто, скажем, через понятия ?комплекс рабства?, ?комплекс жертвы? сегодня мало что дают для анализа состояния татарского общества. Быть может, все это имеет место быть, но эти аспекты, во-первых, больше обращены в прошлое, во-вторых, слишком психологизированы, в-третьих, что самое главное, из них мало что вытекает для конструирования будущего. А между тем апатия в обществе становится доминирующим началом, дающим возможность нашим недругам окончательно ликвидировать даже те небольшие ростки национального возрождения, которые были прямым результатом общественного подъема конца XX в.

В такой ситуации интеллектуалам необходимо задаться непростым вопросом: что, собственно, происходит и где корни той остановки нашего общества, которая сейчас наблюдается? Естественно, ответ на поставленный вопрос требует комплексного анализа, учитывающего социальные, экономические, культурные и пр. факторы. К такому анализу мы еще не готовы, прежде всего потому, что применительно к нашему обществу они практически не исследованы. Тем не менее я хотел бы предложить методологический подход к такому анализу, построенный на социо-культурном осмыслении особенностей татарского общества сегодняшнего дня. Вполне понятно, что предлагаемый подход не может привести к исчерпывающему результату, но прояснить некоторые новейшие реалии, без сомнения, помогает.

1. Существует ли татарская нация?

Что же заставляет подвергнуть сомнению устоявшийся вывод гуманитарной науки республики о реальности общности национального типа у татар? До перехода к ответу на поставленный вопрос (а он звучит и в других публикациях) одно теоретическое отступление. Полагаю, что татары в общность национального типа формировались в условиях так называемого ?восточного национализма? (Э. Геллнер).

Известно, что при этой модели на первое место выходит мощное культурное строительство, сопряженное в исламских обществах с пуританским движением за религиозное возрождение по созданию исламской ?высокой? культуры. На первый взгляд кажется, что татары этот этап ?пуританизма? прошли на рубеже XIX ? XX вв. через джадидистское культурное строительство. Действительно, в этой области успехи были - такой проницательный исследователь, как А. Бенигсен, не зря, видимо, сделал в свое время заключение о том, что татарским интеллектуалам за короткий срок удалось превратить ?квазисредневековое исламское общество в современное, динамичное и жизнеспособное сообщество?. Однако тут есть один нюанс, на который следовало бы обратить внимание: татарское нациестроительство изначально было направлено на создание некоторой ?исламской нации? (миллият-и исламия), а не нации (nation) в западном понимании. Если иметь в виду, что эта, так сказать, аутентичная модель была уничтожена коммунистами еще в начале 1918 г. и заменена вначале советизированным, т.е. атеистическим вариантом нациестроительства, а затем, в 1920-х ? начале 1950-х годов, вообще была приостановлена, в дальнейшем ? вплоть до 1980-х годов, опять вернувшись к советизированной модели, можно заключить, что многие десятилетия XX века татары развивались не по изначальному, а по навязанному и чуждому им внутренне проекту нациестроительства.

Причем сегодня ситуация такова, что начавшаяся в конце XX в. реисламизация татарского общества ? о чем говорят все социологические исследования - фактически происходит на базе не ?высокого?, а так называемого ?народного? ислама ? в том числе и потому, что исламское наследие татарских идеологов XIX ? начала XX вв. массам, да и большинству интеллектуалов, попросту недоступно. А это означает, что мы сейчас лишены самой идейной базы создания современной нации, ибо, как предупреждает такой известный социальный антрополог, как Э. Геллнер, без ?очищенного? или ?высокого? ислама современное общество (он называет его ?анонимным мобильным обществом?) попросту невозможно построить.

Таким образом, в настоящее время налицо не эффективная современного типа татарская этнонация, а всего лишь продолжение в настоящем некоторой довольно аморфной этнии (не зря у нас в ходу понятие ?народ? ? ?халык?), которая к тому же имеет тенденцию к определенной деконсолидации (выделение кряшен, нагайбаков, сибирских татар).

2. Является ли Татарстан татарской автономией?

В свое время коммунисты не сомневались в том, что в лице Татарской АССР создают именно государственность для татар (вспомним известное высказывание В.И. Ленина: ?дали автономию татарам?).

Татарские ?признаки? присутствовали не только в названии республики, но и в некоторых государственных актах 1920-х годов (признание наряду с русским татарского языка государственным), а также в проводимой (хотя и недолго) политике культурно-языкового строительства. Начиная с 1990 г., ?татарскость? республики получила новый импульс, но эта модель развития была довольно быстро принудительно возвращена к старой парадигме 1920-х годов.

Единственным существенным нововведением последних лет в направлении усиления татарских признаков республики надо признать принятие 14-й статьи Конституции РТ, которая фактически делает Татарстан автономией более широкой этнонации, нежели той ее части, которая волею судеб сосредоточена в рамках республики. Однако данная статья, на самом деле, практически остается политической декларацией, так как не подкреплена ни конкретными правовыми нормами, ни финансовым обеспечением и административно-управленческими механизмами. И наконец, российское законодательство и административная практика вообще не предполагают сотрудничества Татарстана с субъектами РФ с целью поддержки культурного развития живущих в российских регионах групп татар. Далеко не случайно, что данная статья федеральным уровнем оспаривается, А реальные возможности влияния Татарстана на судьбу живущих за переделами республики татар очень хорошо демонстрирует, например, ситуация с нашими соплеменниками в соседнем Башкортостане.

Наконец, согласно действующей Конституции РТ, какое-либо внутреннее обустройство республики с учетом этнического начала, реформирование законодательной, а также исполнительной ветвей власти с целью отражения в их структуре этнического характера Татарстана не предусмотрены. Поэтому татарская община Татарстана как самостоятельный политический субъект в республике отсутствует.

Точнее, она подменена политической элитой из татар, способность которой выражать подлинные интересы татарского общества вызывает обоснованные сомнения, ибо она скорее занята своими собственными играми, нежели общественно значимыми делами. Что при таком положении может произойти с обществом, нам в ближайшем будущем предстоит наблюдать воочию, когда в республике между разными группами влияния развернется борьба за обладание президентским креслом. Именно тогда станет очевидным всем, что общество в целом и его правящая элита ? это далеко не одно и то же.

Отсюда вывод: в этих условиях считать Татарстан татарской автономией было бы крайне опрометчиво. Он мог бы стать таковой, но для этого его необходимо внутренне глубоко преобразовать, что потребует конституционного переустройства республики, означающего очень серьезные реформы, на которые нынешняя элита не готова. А посему сегодня Татарстан является татарской автономией скорее в некоторой потенции, но никак не в действительности.

3. Как представлена на политическом пространстве России татарская этнонация?

Наиболее общий ответ на поставленный вопрос будет такой: никак не представлена. Почему? Потому что, во-первых, Татарстан такую функцию не выполняет и не может выполнять (см. выше); во-вторых, на федеральном уровне вообще нет институтов представительства этнических сообществ.

Тогда остается уровень общественных объединений (но не политических партий ? формирование их на этнической основе запрещено в РФ законодательно). Как же применительно к татарам обстоит дело в такой сфере?

Как известно, Милли меджлис, претендовавший на выполнение роли своеобразного национального парламента к настоящему времени практически канул в Лету. Да и его легитимность давно вызывает вполне понятную озабоченность, включая и самих меджлисменов.

Татарский общественный центр (ТОЦ, ВТОЦ) существует скорее номинально, к тому же был зародышем политической партии (была даже попытка ввести в этой организации членство), нежели органом, представляющим всю этнонацию. В итоге остаются еще две общенациональные организации ? ВКТ и ФНКАТ РФ. Что касается последнего, он, во-первых, полностью не достроен, региональные НКАТ имеются лишь в двух десятках российских регионов, во-вторых, практически не функционирует, уйдя организационно под крыло ВКТ.

Фактически, таким образом, остается; лишь Всемирный конгресс татар. Когда мы обращаемся к нему, на ум сразу приходит, что согласно его зарегистрированному уставу, он является не чем иным, как ?Международным союзом общественных объединений?. Почтенный оппонент из Москвы, директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков, выражался по этому поводу кратко, но точно, назвав ВКТ ?этнособранием?. Несмотря на политическую ангажированность определения г-на Тишкова, приходится признать, что в нем есть доля истины, так как базу ВКТ составляют не реальные татарские избиратели, организованные в национальные избирательные курии (округа), а общественные объединения, представительность многих из которых вызывает обоснованные сомнения. К тому же ВКТ собирается лишь один раз в 5 лет, оставляя на своем месте между конгрессами лишь исполнительный орган (исполком ВКТ). Не уходя в детали, могу сказать, что Милли меджлис образца 1917 ? 1918 гг., бывший настоящим парламентом татарского народа, избирался и функционировал при кардинальных различиях с нынешним ВКТ. То, что рассматриваемая организация является всего лишь разновидностью общественных объединений, доказывается и тем, что она ни разу за весь период своего существования с 1992 г. не смогла принять хотя бы что-нибудь близкое к национальному бюджету.

Таким образом, у нас нет ни одной общественной организации, представляющей интересы всего татарского сообщества. В этой связи замечу, что фактический запрет Государственной думой введения латинского алфавита у татар после того, как за это единогласно проголосовали делегаты ВКТ созыва 1997 г., очень хорошо показывает, что федеральный центр не рассматривает этот институт как выразителя воли всех татар. И, надо сказать, логика, хотя и имперская, за действиями федерального центра в этом случае есть. Итак, сделаем общие выводы.

Татарской нации как таковой на сегодня не существует, что вытекает:

а) Из отсутствия у татар современной высокой культуры, базирующейся на исламских ценностях, получивших соответствующую духу времени трактовку;

б) Из невыраженности татарского начала в Татарстане, в т.ч. и из-за отсутствия в политической системе республики представительства татарской общины;

в) Из отсутствия татарской общности как некоторой этнокультурной целостности со своими политическими и др. интересами в политическом пространстве РФ.

Особенности нынешней ситуации, связанной с состоянием татарского общества, во многом объясняются действием рассмотренных выше факторов. Если поставить вопрос о путях выхода из тупикового состояния, в котором татары оказались, то можно было бы указать на осознанную деятельность татарской бизнес-и политической элит по конструированию нации. Но есть два ограничения, которые не позволяют быть оптимистами по этому поводу. Первое относится к уровню консолидированности нашей элиты, особенно её бизнес-слоя. Надо признать, что все попытки сплочения нашей элиты, т.ч., в первую очередь, её экономической ветви, не увенчались успехом. Причин такому положению дел много, но основной является, как мне представляется, отсутствие у этого процесса его идеологического составного. Последнего нет потому, что нам не удалось создать адекватную времени ?высокую? культуру, опирающуюся на исламские ценности, получившие современную трактовку. Поэтому, в отличие от джадидитских политиков начала XX в., у современных татарских политиков нет идеологических ориентиров. Отсюда и второй момент ? крайняя слабость, разобщенность нашей политической элиты.

Круг, таким образом, замыкается. Неудивительно, что татары, вместо того чтобы, став реальным субъектом происходящих в России политических процессов, решать собственные проблемы, раз за разом выполняют функцию марионеток, используемых в чужих политических играх. И выхода из этого тупика не видно, что и позволяет мне говорить в пессимистическом духе.

Д.М. ИСХАКОВ,
доктор исторических наук, руководитель Центра этнологического мониторинга, Казань.

ИСТОЧНИК: Газета ?Звезда Поволжья? №15, 2-8 сентября 2004 г., Казань.

Из: http://tatar.yuldash.com/236.html
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hush
Акула пера


Зарегистрирован: 01.10.2002
Сообщения: 1785

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 01:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если бы вы знали, уважаемый Гаяр-эфенди, как достали эти сопли и упаднические настроения наших горе-теоретиков, которые все никак не сформулируют татарскую национальную идею?
Ну сколько же можно пережевывать одно и тоже, воздымать очи долу, критиковать всех и вся, но при этом не предлагать конкретных путей решения проблем?
Как я уже писал раньше ? пессимист ?ђрвакыт хаклы...
Если так увлекаетесь пессимзмом, то прочитите и эту статью...
У татар нет будущего
http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=159
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
GashIk Naila
Бывалый


Зарегистрирован: 29.12.2004
Сообщения: 76

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 02:34    Заголовок сообщения: Депрессия татарского народа Ответить с цитатой

Депрессия татарского народа.

Депрессия, действительно существует. Есть ощущение, что находишься в Гетто или резервуации... Да есть театр, клубы, газеты, но как в Гетто. Незримая колючая проволка существует, наверное в подсознание у людей. Из народа идет "миграция", постоянный отток
(словно нас расстреливают).
Но я не верю, что наш народ не мудр, не грамотен и наивен.
Татарам необходимо настроить свою коммуникацию между собой (большие расстояния), научиться общению и чувствовать единение (здесь может помочь Ислам). Создать государство вне зависимости принадлежит сегодня нам эта земля или нет, просто реализовать себя как народ.
не знаю, сработает ли? Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 11:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Rahmetov писал(а):
...достали эти сопли и упаднические настроения наших горе-теоретиков, которые все никак не сформулируют татарскую национальную идею?

Насчет "соплей" поосторожней. Считаю статью не упаднической, а правдивой. Нравится это Вам или не нравится, но она отражает реальное положение вещей и взгляды думающего человека, серьезно озабоченного проблемой самосохранения. Статья заставляет думать и призываеи к разуму. Она четко показывает, куда нам надо стремиться с позиций историка и патриота.

А вот квасной патриотизм и совковый оптимизм вреден прежде всего тем, что новое поколение молодых татар, не получивших нормального татарского воспитания в семье получают суррогат вместо татарской культуры на праздниках. Это когда под татарские песни и лихие пляски Кораны продаются рядом с пивом и свининой. И тысячи людей вместе с присутствующими имамаи, которых еще Тукай высмеивал, и "лидерами" нации "оптимистично" взирают на эту вакханалию, восторженно воспеваемую продажными татарскими СМИ - вот что в самом деле пессимистично и страшно.

Претензии к теоретикам, думаю беспочвенны. Национальная идея не рождается по заданию, а исходит из масс. Так что можете винить и себя.

Спасибо за ссылку. Я высказался в отзывах на статью в ответ В.Мирзоянову.

Побольше б нам таких статей! Не важно, что недумающему, орущему и одновременно пребывающему в летаргическом сне большинству они не понравятся. Все равно прогресс нации обеспечивается людьми размышляющими.

Заверяю всех, что здесь, на территории МТСС ИСТИНА и РАЗУМ всегда будут приветствоваться, независимо от коньюктуры.
Призываем всех к джихаду -за освобождение от духовного рабства татарского народа!

_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (03 Фев 2005 15:22), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newman
Постоялец


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 440
Откуда: Almaty

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 12:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Татарской нации как таковой на сегодня не существует

Так создайте ее!
Дарю простую идею для создания нации:

ТАТАРИН ? это говорящий по-татарски мусульманин-суннит, отец которого был татарином.

Эти люди и есть татарская нация. Что же вам еще надо?

Начните читать намаз, выучите язык, общайтесь с татарами и казахами, и башкирами ? нет для вас народа ближе чем они и надежнее чем они. Делайте дават среди них.

Живите ради Аллаха и он воздаст вам по вашему намерению.
Берегитесь, чтобы он не воздал вам, как воздал евреям.

Тот кто неспособен поверить в Аллаха ? неужели вы думаете он способен поверить в свой народ?

Сура КОРОВА 73(78 ). Среди них есть простецы, которые не знают писания, a только мечты. Они только думают. 79). Горе же тем, которые пишут писание своими руками, o потом говорят: "Это от Аллаха", - чтобы купить за это небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!

Это про тенгриянцев, булгаристов, евроисламистов и прочих. Такие люди были всегда и будут. Не давайте им склонить вас с прямого пути.

Хотите быть патриотами ? будьте ими.
_________________
Не судите по тому, что видите -- судите то что видите.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Руслан
Собкор


Зарегистрирован: 10.10.2002
Сообщения: 557
Откуда: г. Челябинск

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 16:57    Заголовок сообщения: Эта Ответить с цитатой

Newman писал(а):
Так создайте ее!
Дарю простую идею для создания нации:
ТАТАРИН ? это говорящий по-татарски мусульманин-суннит, отец которого был татарином.
Эти люди и есть татарская нация. Что же вам еще надо?
Начните читать намаз, выучите язык, общайтесь с татарами и казахами, и башкирами ? нет для вас народа ближе чем они и надежнее чем они. Делайте дават среди них.


Категорически не согласен, т.к. слишком много полукровок от говорящих по татарски верующих отцов встречал и знаю что они из себя представляют.
Башкиры и казахи не близки нам - тоже знаю на своём опыте. Абсолютно другие народы со своими интересами и менталитетом, отличными от наших.

ГЛАВНЫЙ ТУПИК - ЭТО СМЕШАННЫЕ БРАКИ - ЭТО КОНЕЦ ВСЕГО ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАТАРСКИМ НАРОДОМ
_________________
Аллах ничего не даёт, но помогает взять.


Последний раз редактировалось: Руслан (03 Фев 2005 17:08), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Руслан
Собкор


Зарегистрирован: 10.10.2002
Сообщения: 557
Откуда: г. Челябинск

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 17:07    Заголовок сообщения: эТА Ответить с цитатой

Мы должны быть народом, который существует и процветает независимо от того есть у нас своё государство или нет. Для этого нужно не так уж и много: знать родную историю, культуру, язык, поддерживать связи с другими татарами и воспитывать в этом духе своих детей. И что очень важно - не вступать в смешанные браки всё равно с кем - с мусульманами или нет, тюрками или нетюрками. Татары - не маленький народ, всегда можно найти свою половину, надо только поискать.

У нас есть своя оригинальная неповторимая культура, язык, история и менталитет. Осталось только вооружиться этим богатством чтобы не пропасть и не раствориться в этой безнациональной толпе, которая окружает нас.
_________________
Аллах ничего не даёт, но помогает взять.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 08 Фев 2005 03:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вил Мирзоянов пишет:

Уважаю взгляды Д. Исхакова по поводу причин, которые препятствуют консолидации татар. Действительно, связь времен для татар порушена, с этим невозможно спорить. Джадидизм сыграл большую роль в процессе оживления татар, он их активизировал на основе ислама, который тогда (в конце 19 и начале 20 вв) был доминирующим и бесспорным фактором в жизни татар. Разумеется, было бы неплохо его возродить. Но, как? Почти 80 лет большевистской власти, к несчастью, не прошли бесследно. Одним из его сокрушительных результатов и является уничтожение связи времен в виде практически полной потери исламом своей доминирующей роли в жизни татар. Отсюда и джадидизма. Спросите об этом кого-либо, например, в Дюртюлинском районе в Башкортстане, уверен, ответ будет лишь пожимание плечами. Не знаю и не располагаю данными о том, сколько же среди татар теперь верующих и считающих ислам для себя ведущим правилом в своей жизни. Тем не менее на основании знакомства с жизнью моих земляков могу утверждать, что здесь нет ничего утешительного. Это не говорит о том, что надо сдаваться и не бороться за возврат наших вековых традиций. Надо. Однако, мне представляется, что это теперь не такой легкий и короткий путь. Ислам как-нибудь да может быть возвратит в какой-то мере свои позиции, однако, трудно верить, что он в таком виде, как сейчас, когда все мусульманское руководство находится под колпаком колонизаторов (они практически их и назначают), может консолидировать миллет. Сразу снимут любого муллу или муфтия, как только он заговорит о татарском миллете и о его будущем. Не потому ли г. Шаймиев с со своими мусульманскими начальниками так рьяно борется против любого мусульманского течения, неподконтрольного Москве? Однако, уверен на основании изучения истории татар, что единственным тормозом на пути полной руссификации татар была и есть мусульманская религия. Разумеется, это не только мое мнение, многие западные историки придерживаются такого же мнения (см. напр., D. Ostrowski. Muscovy and the Mongols. Cambridge University Press, 1998).
Может быть нам надо не зациклеваться на потерянных ценностях и не унывать, а надо быть более современными и начинать пользоваться в полной мере предоставившимися новыми возможностями? Есть ли они и доступны ли они? Мой ответ на них исключительно положительный. Не надо ждать, а действовать. Вот в таком смысле, как впервые официальный татарский орган обратился или собирается обратиться в ЮНЕСКО по поводу латиницы.
Наши беды сегодня в инертности нашей элиты, в ее замкнутости и неумении находить себе союзников для достижения конечной или промежуточной цели. Мы любим «крыть» евреев, а брать с них положитеьных примеров или учиться у них к выживанию и консолидации своей нации, мы под влиянием русских шовинистов не умеем. Те же прибалтийские народы являются ярким примером для нас. Может быть стоит более внимательно изучить их опыт? Они были колонизированы русскими также в стародавние времена, но ведь выжили, сохранили себя и, наконец, судьба возблагодарила их. А сегодня Грузия и Украина также продемонстрировали пример самоотверженой преданности к своим мнговековым мечтам.
Что правда, то правда, эти нации никогда не теряли своих международных связей и хорошо использовали их. А мы, что хуже?
Да, хуже, в том смысле, что цепляемся за просоветский режим и никак не хотим признать, что общепризнанные человеческие ценности в виде демократии и рыночной экономики, нам также нужны, как и другим народам. Смотрите, какие же демократические институты или их зачатки работают среди татар в Татарстане и Башкортстане? Почему эти шаймиевы и рахимовы так агрессивно выкорчевывают всякие их задатки? Уверен, что здесь их шкурные интересы полностью совпадают с имперскими интересами Москвы, заинтересованной прежде всего не в развитии демократии, а в сохраненни колониального режима. Эти же колхозы в деревнях с их рабами 21 века также являются орудием сохранения колониального рабства. Не надо быть наивными, что когда-либо сама Москва их ликвидирует и подарит нам реальный рынок и демократические институты. Поэтому даже шаг в ликвидации обмана и манипуляций на выборах, безусловно, будет шагом в активизации народа, в том числе татар. Активный татарин, верю, сам дойдет или с нашей помощью до вопросов сохранения своего народа и достижения независимости.
Вот сколько лет я ломаю голову над вопросом, как сделать татарские организации и прежде всего ВКТ, чтобы они начали сотрудничать с ООН и с Европейским Союзом, но не нахожу на это ответа. Имеется Всемирная Мусульманская Конференция, но какая-либо татарская организация достучалась ли до ее дверей? А ведь это мощнейший инструмент для консолидации мусульман-татар. А вот, оказывается, что когда под Рахимовым затрещало кресло, то он сразу отправился в Кремль просить его назначить представителем России в ней. Каждый может себе представить, как этот жулик и антимусульманин до мозга своих костей, «представлял» бы татарский и башкирский народ! Почему ни один из татарских интеллигентов не напоминает о резолюциях ООН по деколонизации и предоставления независимости колониальным народам, а также о Законе США PL-86-90 от 6-8 июля 1959 г «О плененных нациях», где черным по белому написано о нас?
В 1995 году я в Нью-Йорке встречался с представителем Афганистана в ООН (неталибанским) на предмет возможного признания Афганистаном независимости Татарстана. Этот представитель оказался таким высокообразованным и культурным человеком, что меня буквально поразило. Потому что у нас уже был выработан советский стереотип. Он знал Г. Тукая, Гаспринского, Исхаки и др. Когда я напомнил ему о том, что наши муллы просвещали народы российской Средней Азии, то он добавил, «и Афганистана». В этот момент из моих глах брызнули слезы боли и гордости за свой народ.
Представитель не оставил мне никаких сомнений по поводу моего предложения. Он сказал, что прекрасно знает, кто правит в Татарстане и кого он представляет.
Вот, давайте работать в этом направлении. Не ждать и не плакать, а бороться со всеми доступными и недоступными средствами. Нам надо быть больше прагматиками и стараться решать конкретные задачи великой цели шаг за шагом
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 09 Фев 2005 14:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хормэтле Вил эфенде, спасибо за хороший и обстоятельный отзыв.
Вил писал(а):
....
Вот сколько лет я ломаю голову над вопросом, как сделать татарские организации и прежде всего ВКТ, чтобы они начали сотрудничать с ООН и с Европейским Союзом, но не нахожу на это ответа. Имеется Всемирная Мусульманская Конференция, но какая-либо татарская организация достучалась ли до ее дверей? А ведь это мощнейший инструмент для консолидации мусульман-татар.

А что тут голову ломать. У татар нет организаций, легитимно представляющей их интересы. ВКТ на эту роль претендовать не может, т.к. сформирована из автономий, действующих усилиями (и в интересах) узкого круга лиц. Я поэтому считаю, что молодежное сообщество МТСС, у которого более 800 виртуальных участников (см. сайт) и около 1000 участников в списках (куда они попали после добровольного заполнения соответствующих анкет-заявлений), имеет гораздо больше прав представлять татар Москвы, чем все московские автономии вместе взятые. Причем такое волеизъявление получено без всякого административного ресурса и денежных вливаний. И это не просто дискотека, так как здесь появляются и реализуются общественные инициативы и происходят процессы реального взаимодействия участников и членов МТСС. Претендуют иметь еще более значимый голос и действующая в Москве партия «Ватан», о количестве членов которой мне неизвестно, но набирающая в целом большое число участников в проводимых ими мероприятиях будь-то: круглые столы, чествования юбиляров, самодеятельные концерты, презентации книг, наконец, уникальные пикеты и акции протеста против произвола властей. И если ВТК не привязано к подобным организациям, то это говорит о его принципиальной неспособности отражать интересы татарского общества.
Муфтиии и муфтияты - это такой же узкий клан, несомненно, замешанный на личных интересах. Автономии и муфтияты совершенно одинаково отрицательно относятся и к отчетности перед народом, и к выборности руководства на демократических условиях и к ротации кадров. Эти две татарские «руководящие» ветви на деле сильно сомкнуты друг с другом и действуют сообща по указке из госструктур, соответствующего уровня.
Задача любого государства ? держать народ в повиновении его властям. Чем меньше в нем демократии, тем более усложняется эта задача. Соответственно и подчиненные национальные руководители, обладая меньшим доверием своего народа, сильнее стараются удержать его в невежестве и придумывают для него всевозможные и необоснованные запреты и ограничения (примеры тому есть и на нашем диспуте).
И здесь на их пути стоит не провозглашаемая с высоких трибун «западная демократия», которая не всегда принципиальна, обладает двойными стандартами, и, как женщина легкого поведения, «ложится» под богатого и, следовательно, сильного.
Неодолимым препятствием насилию, прежде всего моральному, становится Слово Божие, которое с наименьшими искажениями передает Священный Коран.
Обращение к Исламу, как справедливо указывает Д.Исхаков, должно быть главным стержнем татарского возрождения, прежде всего направленного на освобождение от духовного рабства. Именно Ислам запрещает нам поклоняться кумирам, быть лицемерными, призывает нас к истине и к чистому знанию, быть активными и отстаивать справедливость.
Думаю, что термин «демократия» в полном объеме, предусматривающем верховенство прав личности, нельзя считать приемлемым, так он освобождает личность от обязательств выполнения божественных законов. Я бы предложил заменить его термином «народовластие», который должен предусматривать ответственность каждого перед Богом и перед обществом, в котором общественные интересы превалируют над личными. Конечно, демократические методы выявления общественного мнения, гласности, толерантности и пр. никто отметать и не собирается. А если в дальнейшем и применять слово «демократия», то с учетом данного замечания.
Поэтому считаю, что в первую очередь татарам нужно взять курс на народовластие - максимальное вовлечение своих соплеменников в общее дело самосохранения путем доступности, открытости и гласности во всех общественных и религиозных институтах. Общественный и религиозный деятель любого ранга должен чувствовать, что каждый его шаг, каждый поступок контролируется со стороны народа, от которого непосредственно зависит его собственное благополучие.
Путь к Вере далеко не прост для наших современников. Это начинается с самых простых общечеловеческих истин, которые не так то просто соблюдать в этом жестоком мире. К таким общеизвестным требованиям относится и здоровый образ жизни, за который также приходится бороться. А ведь алкоголь на конгрессах ВКТ ? обычная практика!
Считаю, что категорически нельзя доверять тем лидерам, которые, призывая к возрождению татар и Ислама, одновременно способствуют употреблению алкоголя, наркотиков, свинины и пр., создают препятствия критике, публичному оглашению нелицеприятных, но достоверных фактов, выступают без всяких на то полномочий от имени народа.

Цитата:
....Почему ни один из татарских интеллигентов не напоминает о резолюциях ООН по деколонизации и предоставления независимости колониальным народам, а также о Законе США PL-86-90 от 6-8 июля 1959 г «О плененных нациях», где черным по белому написано о нас?
Мне кажется, обращение к международным законам по деколонизации не имеет юридических перспектив, т.к. признаки колонизации трудно идентифицировать. Но это мое мнение.
К американским законом обращаться не стоило бы, т.к. теперь уже весь мир знает, во что выливается «демократизация» по-американски. Вьетнам, Афганистан, Ирак, открытая угроза Ирану ? хорошие тому примеры. И почему США берет на себя роль мирового судьи? Словом, такой «демократизатор» аналогичен милицейскому.

Цитата:
....Представитель не оставил мне никаких сомнений по поводу моего предложения. Он сказал, что прекрасно знает, кто правит в Татарстане и кого он представляет.
Это подтверждает, что во всем мире гораздо лучше представляют «ху из ху» в татарском обществе, чем большинство татар, пребывающих в летаргическом сне под успокаивающий «одобрям-с» со стороны татарской прессы и некоторых интернетчиков нового поколения.

Спасибо, что дали возможность высказаться.

Мин - сезгэ фикердэш!
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Асхат Зиганшин
Акула пера


Зарегистрирован: 16.07.2005
Сообщения: 2637
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 24 Ноя 2008 06:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Rahmetov писал(а):
Если бы вы знали, уважаемый Гаяр-эфенди, как достали эти сопли и упаднические настроения наших горе-теоретиков, которые все никак не сформулируют татарскую национальную идею?
Ну сколько же можно пережевывать одно и тоже, воздымать очи долу, критиковать всех и вся, но при этом не предлагать конкретных путей решения проблем?
Как я уже писал раньше ? пессимист ?ђрвакыт хаклы...
Если так увлекаетесь пессимзмом, то прочитите и эту статью...
У татар нет будущего
http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=159


И этот сопливый щенок вместо "горе - теоретиков" сумел сформулировать татарскую идею , - "Национальная идея - Родословие . " Смех

И по своей родословной обнаружил , что он оказывается "мишэрин" . вернее , русомишэрин ! Смех

А его предки , по его же словам , были Касимовскими Татарами .
Значит он , изучая свою свою "Национальную идею - Родословную " , обнаружил "перерыв" , где были замешаны мордва .

И по его же данным эти мордва составляют 1/3 татар ! Смех

САМУРАЙ сан , чего ты радуешься "накрытию" "Татарики" ?
Не от того , что этим самым накрылся и твоя статья о Татарах Черносотенцах ?

Зря радуешься !
Она хранится в Архиве СБ Татнета .
_________________
Ты обязан нажать на Эмблему "Атомных татар"!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Abbas
Постоялец


Зарегистрирован: 25.11.2008
Сообщения: 273

СообщениеДобавлено: 28 Ноя 2008 04:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чтобы ислам стал стержнем -нужно постоянно обсуждать что есть вечное (в человеческом измерении ) и ситуативное в Коране и сунне . На это никто не отважится и нет возможности широкого обсуждения .При всей важности свинина и вино второстепенны . Разве Францию объединяет католицизм ? Нельзя выталкивать даже рпцешников . Только татарский язык самое главное -как мать которая любит всех детей и все они знают -она их не выгонит .Пусть легитимный МТСС объявит ежегодную премию за прошлогоднюю литературу на татарском ..Народную.Деньги в короткий отрезок высылаются на счет и тут же вручаются победителям .Власть в стороне . А Д.Исхаков ,по -моему, "системный критик " .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Асхат Зиганшин
Акула пера


Зарегистрирован: 16.07.2005
Сообщения: 2637
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 28 Ноя 2008 13:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Abbas писал(а):
Чтобы ислам стал стержнем -нужно постоянно обсуждать что есть вечное (в человеческом измерении ) и ситуативное в Коране и сунне . На это никто не отважится и нет возможности широкого обсуждения .При всей важности свинина и вино второстепенны . Разве Францию объединяет католицизм ? Нельзя выталкивать даже рпцешников . Только татарский язык самое главное -как мать которая любит всех детей и все они знают -она их не выгонит .Пусть легитимный МТСС объявит ежегодную премию за прошлогоднюю литературу на татарском ..Народную.Деньги в короткий отрезок высылаются на счет и тут же вручаются победителям .Власть в стороне . А Д.Исхаков ,по -моему, "системный критик " .


Аббас , позволь мне с тобой не согласиться в том , что только Туган тел "самое главное" для татар .

Туган тел конечно основополагающий фактор для продолжения татарского народа .
Но , судит татар только по их "одешке" , то есть по языку - это Бальшой вопрос !

Если под этой "одеждой" РПЦовское содержание , то уж извините , я не хотел бы с ними родниться !

Я почему то сомневаюсь , что многим дошло , к чему привели большевики - бандиты Отменив религии всех народов российской империи !
А Исхаков очень даже прав в своих суждениях ;
------------------------------------------------------------------------------------
Не уходя в детали, могу сказать, что Милли меджлис образца 1917 ? 1918 гг., бывший настоящим парламентом татарского народа, избирался и функционировал при кардинальных различиях с нынешним ВКТ. То, что рассматриваемая организация является всего лишь разновидностью общественных объединений, доказывается и тем, что она ни разу за весь период своего существования с 1992 г. не смогла принять хотя бы что-нибудь близкое к национальному бюджету.

Таким образом, у нас нет ни одной общественной организации, представляющей интересы всего татарского сообщества. В этой связи замечу, что фактический запрет Государственной думой введения латинского алфавита (в последнее время с запретом татарского языка в учебных заведениях А . З ) у татар после того, как за это единогласно проголосовали делегаты ВКТ созыва 1997 г., очень хорошо показывает, что федеральный центр НЕ рассматривает этот институт как выразителя воли всех татар. И, надо сказать, Логика, хотя и имперская, за действиями федерального центра в этом случае Есть. Итак, сделаем общие выводы.

Татарской нации как таковой на сегодня не существует, что вытекает:

а) Из отсутствия у татар современной высокой культуры, базирующейся на Исламских ценностях, получивших соответствующую духу времени трактовку;

б) Из невыраженности татарского начала в Татарстане, в т.ч. и из-за Отсутствия в политической системе республики представительства татарской общины;

в) Из Отсутствия татарской Общности , как некоторой этнокультурной целостности , со своими политическими и др. интересами в политическом пространстве РФ.
_________________
Ты обязан нажать на Эмблему "Атомных татар"!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 29 Ноя 2008 04:56    Заголовок сообщения: Д.Исхаков: ТАТАРСКИЙ ПЕССИМИЗМ Ответить с цитатой

Не очень удобная площадка для откровенного разговора, джа уж ладно, раз начали, то пожалуй попробуем продолжить. Сегоднящнее наше состояние, не случайное это явление, а результат целенаправленного воздействия на татарские массы в течении веков. Чтобы довести народ, в данном случае, татарской, до состояния апатии надо было на нас воздействовать очень сильно и при том длительное время. Что и случилось после потери самостоятельности, потерни государственности нами. На нашу голову была обрушена чудовищная по жестокости репрессия по всем направлениям сразу: экономической (отбирали имущество, грабили наши земли захватчики ), моральное насилие (насильсственное крещение в теченнии 2,5 веков), физически (отправляли на каторгу, ссылали в Сибирь, забирали в лашманы, рекрутство, судили, казнили, рядили и т.д.). Потом, смена государственного строя в России (к ней мы были насильственно привязаны), которая на татарах отразилась самым погубным образом. Если татары еще держались боле или менее кучно и были консолидированы, а советская власть татар разорила полностью. Сначало нас разделила на классы и натравила друг на друга и нашла среди нас классовых врагов. Произвела раскулачивание, провела коллективизацию и в конец разорила наши деревни, и на корню уничтожила нашу элиту, которая на свои деньги просвещала народ. Сменила дважды нам алфавит, репрессии 30-х годов, поголовное запугивание татар, в конце-концов добились своего, татары стали боятся друг друга и собственной тени.
В 90-х годах было немного вдохнули воздуха свободы, но нам быстрое ее прекрыли и опять загнали в стойло, где как известно нет свежего воздуха. Практически мы не успели оглянуться, отойти от вековечного страха заковавшего волю нашу, как опять начали закручивать гайки. Тут и запрет перехода на латиницу и лищения суверенитета Татарстана, приведением в соотвествии Конституции РТ, консчитуции РФ и упразднение национального компонента из ФЗ "Об образование", тут и запрет на создание политических партий по национальному признаку, да плюс к тому, попытка состряпатьт новую "расейскую нацию" на базе русского языка и культуры. Много чего за эти годы произошли, вспомнить только отмены графы национальности в паспортах? Ясно было, что все это направлено против нас татар, но, действительно оказалось мы не готовы давать отпор на наступление на наши национальные права, на право быть самим собой, проще говоря быть татарином. Для чего делается анализ национального состояния? Конечно, это не "сопли" как выразился наш юрист, а попытка найти выход из создавшего положения. Ясно же, вначале нужно определится с координатами, где мы находимся, а потом начинать помис выхода, или найти дорогу, которая нас выведет из мрака. Статью Д. Исхакова можно рассматривать с этой точки зрения, а по другому будерт неправильно. В нашем случае стоит вспомнить крылату советскую полговорку: Кто ищет тот всегда найдет!, так и тут, мы в поиске.
Отвечая на поставленные им вопросы, я бы немного расширил, разумеется по времени

Татарской нации как таковой на сегодня не существует, что вытекает:

а) Из отсутствия у татар современной высокой культуры, базирующейся на исламских ценностях, получивших соответствующую духу времени трактовку;

- У татар высокого ислама не получилось, вернее не сложилось, не хватило для этого самостоятельного развития, т.е. этот процесс был насильственно прерван, с потерей государственности, а без нее не сумели создать, хотя попытки и были.

б) Из невыраженности татарского начала в Татарстане, в т.ч. и из-за отсутствия в политической системе республики представительства татарской общины;
- РТ официально не является государством татар, поскольку татарстианская элита называет Татарстан - многонациональной республикой. Это говорит только о том, что Татарстанская политическая элита боится называть Татарстан татарским государством, даже имеющаяся 14 ст. в Конституции республики боязнь элиты не дезавуирует, поэтому эта статья и не работает.

в) Из отсутствия татарской общности как некоторой этнокультурной целостности со своими политическими и др. интересами в политическом пространстве РФ.

-Нет национально ориентированной элиты, нет и "этнокультурной целостности" среди татар, это все вполне объяснимо. Практически у татар нет своей национальной элиты, та элита, которая выдается себя за таковую им в действительности не является, поскольку ориентирован исключительно на обслуживание интересов федерального центра. Естественно, федеральному центру не нужна татарская элита ориентированная на свой народ, на сохранение своей культуры и языка, не говоря уж об остальном. Прежде всего нам нужно создавать, вращивать новую элиту ориентированную на национальные ценности. Вот с чего нужно начинать.
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
МЫРЗА
Постоялец


Зарегистрирован: 13.08.2006
Сообщения: 412
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: 30 Ноя 2008 17:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Newman писал(а):
Цитата:
Татарской нации как таковой на сегодня не существует

Так создайте ее!
Дарю простую идею для создания нации:

ТАТАРИН ? это говорящий по-татарски мусульманин-суннит, отец которого был татарином.

Эти люди и есть татарская нация. Что же вам еще надо?
<...>

Сура КОРОВА 73(78). Среди них есть простецы, которые не знают писания, a только мечты. Они только думают. 79). Горе же тем, которые пишут писание своими руками, o потом говорят: "Это от Аллаха", - чтобы купить за это небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!

Это про тенгриянцев, булгаристов, евроисламистов и прочих. Такие люди были всегда и будут. Не давайте им склонить вас с прямого пути.

Хотите быть патриотами ? будьте ими.


А те, кто ест капусту и грибы и прочие овощи, их "оставим в татарах" или тоже исключим? А те татары, которые служат, например, в Российской Армии офицерами и т.д. и т.п. - они "настоящие татары" или, как Ваши идеологи-казанобулгароцентристы тоцмены писали где-то, тоже ненастоящие арийцы, пардон, татары-булгары, или как вас там.

Но среди татар очень много и христиан, и возможно имеются татары и других вероисповеданий. Ну, например, необязательно сунниты.

Вы уже сокращаете татарский народ. КОМУ ВЫ ПОМОГАЕТЕ? Кому служите?

В Коране сказано в данной Суре именно про тех, кто толкует Коран сообразно своим земным (политическим) потребностям, или потребностям своих хозяев, а не о представителях других Вероисповеданий - о них говорится в других Сурах Корана.
В данной же Суре именно о недопустимых толкованиях Корана идет речь, об искажениях Его слов в къалламах романовских и прочих "восточных" и "западных" мулл-мракобесов. "Перекрасившихся" после в идеологов-нацкадров, точно так же, как многие коммунисты-партруководители перекрасились в капиталистов-олигархов, ограбив свой народ.
_________________
Мырза
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение AIM Address
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 05 Дек 2008 04:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не нужно критиковать чужие высказывания, это не конструктивно, а надо высказаться по существу вопроса. А именно, почему у татар не создалась, не получилась "высокая исламская культура", как пишет автор статьи. В этом контексте каждый волен высказываться, как он это понимает, почему не сложилась? Кто видет причину в том, что татары не такие сильные приверженцы ислама, а другие говорят, что татары не только мусульмане, а есть, христиане и еще какие-то другие. Неважно, что абсолютное большинство татар исповедуют ислам, но мы не должны отвергать наших кровных собратьев и татар христиан. Хватить нам и того, что в прошлые века мы из-за этого порастеряли родственные связи с нашими крещенными, а это послужило только на пользу имперским силам колонизировавших нас. Может, нам уже пора и этот вопрос переосмыслить, или мы еще до этого недоросли?
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 28 Дек 2008 00:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наши истоки.

Статья Д. Исхакова «Татарский пессимизм», которую прочел на сайте mtss.ru, заставила взяться за перо. Действительно, как он пишет, у нас у татар не сложилась ?высокая исламская культура?, которая по его мысли только и способна цементировать татарскую нацию. Хотя, мы татары в исламе более тысяча лет, нужно признать, что тем не менее, оказывается мы не сумели создать высокую культуру на базе ислама. Получается, ислам для нас продолжает оставаться непознанным материком, сколько бы не «путешествовали» по этому материку и не пытались его познать и принять, все как-то получается поверхностно. Почему так получилось? Анализ этого феномена, видимо ждет своего появления в будущем, пока г-жа Время «не распорядится» об этом.
Нам нужно в этом разобраться, и выработать свое четкое, и ясное понимание ислама, поскольку мы в нем пребываем более тысяча лет, и он за это время нам стал близким и родным. Были моменты в истории, что наши предки, даже свое национальное принадлежность пытались идентифицировать с исламом, называли себя просто мусульманами, очевидно же всем, это не правильно. Некоторые наши имамы пошли еще дальше, стали всех называть ? мусульманской нацией, а некоторые бабаи татарский язык назвали мусульманским языком, что, конечно, не верно ислам не нация, а учение и в ней многого языков.
В связи с этим перед нами встает вопрос о создания «высокой национальной культуры», для татар. Ну, как и на основе чего ее создавать? Может ее создавать на основе национальных традиций татар, раз уж за тысяча лет на основе ислама не сумели этого сделать? Давайте попробуем, разобраться в нашей татарской народной традиции, которые, несомненно, имеют к этому отношения. Все знают, что традиции у народов сильны, в этом случае не являются исключением и татары, а они как известно, идут далеко в глубь истории народа. Нужно признать ещё одну вещь, наши традиции привязаны к тенгриакнству, а Тенгрианство к нашим традициям, и это все вместе адаптированы к исламу. Получается некий симбиоз этих двух религий, которых воедино сплела наша народная традиция, и получается, то ли ислам вобрал в себя Тенгрианство, то ли наоборот, Тенгрианство вобрала в себя ислам? Попробуем в этом разобраться, возьмем обряд захоронения, который считается самым консервативным в народных традициях и менее подвержен изменениям, и последующих после похорон обряд поминок по усопшим.
С этой целью обратимся к обряду захоронения, который считается самым консервативным у всех народов мира, и сравним с обрядом захоронения арабов и татар. Мусульманство пошло от арабов, поскольку Коран был ниспослан арабам и на их языке, об этом не менее 10-и раз упоминается в Коране и Пророк был арабом по происхождения. Арабы своих усопших не сразу хоронят, а оставляют на солнце в зашишенном месте от хищников, где труп под воздействием жарких солнечных лучей высыхает, после чего предают земле.
А мы татары, хороним в тот же день, поскольку у нас солнечных дней меньше и не такое жаркое как у арабов, труп может начать разлагаться, что опасно для родных усопшего. Эти различия в обрядах захоронения у татар и арабов обусловлены чисто климатическими особенностями мест обитания арабов и татар, что в последствии было учтено арабами и они не стали навязывать свой обряд захоронения нам. Теперь дальше рассмотрим, у арабов нет поминок, они не отмечают ни 3, ни 7, ни 40 дней, также и годовщину. А у татар они есть, мы это отмечаем и считаем, что так положено делать мусульманам. Да к тому же, поминальный обряд у нас служит связывающим звеном между прошлым, настоящем и будущем, чего, получается нет у арабов. А такого предписания в Коране нет, мы, будучи более тысяча лет в исламе, и за это время читая бесконечно Коран, на эту деталь не обратили внимание. Почему? Тут может быть только один ответ, желание не обострят отношение с канонами ислама, и продолжать древней обычай. Вот этот древней обычай и многие другие обычаи нам достались от Тенгрианство, древней тюркской религии, чьими приверженцами были наши предки в течении нескольких тысячелетий до принятия ислама. Действительно, влияние Тенгрианство у татар ошущяется повсюду, но мы их не замечаем и их воспринимаем как нужное и привычное явление с которыми свыклись уже давно.
Берем, к примеру, наши полузабытые национальные общетюркские праздники, которые у татар четыре: Нардуган (новый год, который приходится на 21-25-ое декабря), Нәврүз (йомырка бәйрәме), Сабантуй и Җиен. Из этих четырех национальных праздников четко и повсеместно празднуется только один ? Сабантуй, а остальные три, мы о них знаем, но значение и смысл этих праздников из нашего сознания стерто, мы о них мало что помним. Не буду в этой статье рассматривать причины о нашей забывчивости, почему и как это произошло с нами, эта особая тема, а в этой статье я попытаюсь изложить сути этих остающиеся за пределами нашего внимания, трех праздников.
Начнем с Нардугана, поскольку этот праздник обозначает смену времени года и по праву занимает в списке первое место, назовем его Первым. Все это, конечно, условно с таким же успехом можно называть первым и Нәврүз, праздник весны, когда природа просыпается. Мы татары-тюрки сильно зависели от природы, климатических условий (впрочем, от этих условий зависели все народы земли, да и сейчас все живое на Планете не мало зависят от Природы), поэтому наши обычаи и традиции сильно привязаны к временам года.
Ну вот, новый год ? Нардуган, понятное дело, это больше из области астрономии, чем религии, а вот остальные три праздника? Рассмотрим и их, вторым по порядку стоит Нәврүз ? (йомырка бәйрәме), этот праздник также мало в себе несет религиозного и связан с весенним пробуждением весны и приходиться, как нестранно опять к астрономическому знаку, весеннему солнцестояние на 21-25-го числа марта.
Третий праздник- Сабантуй, его все знают, этим праздником наши предки отмечали завершением посевных работ и время выбрали для этого праздника преиуд созревания трав, т.е. те несколько дней между окончанием сева и сенокоса. Этот праздник, опять же, связан с землей и работой на земле.
Четвертый праздник ? Җиен, от корня җый ? собирать, җиен - собрание. И этот праздник также связан полевыми работами, собиранием урожая, совпадает астрономическим временем, осеннего солнце стояния и приходиться на 21-25-ые числа сентября (осеннее равноденствие). Действительно, к 20-ым числам сентября урожай завершается и длится больше месяца, начинается в августе, когда как, может в начале месяца, а может и в середине.
Вот мы завершили краткое рассмотрение все 4 тюрко-татарских национальных праздников. Имеет ли эти праздники какие-то религиозную атрибутику, обрядности и т.д.? Да имели, я это точно могу утверждать, поскольку имеются множество косвенных свидетельств подтверждающих сказанное. Это обрядность сохранился в татарском народном фольклоре, сказаниях, присказках, в песнях, вот для примера один стишок:
Яңгыркаем, яу, яу, кара сарык суармын,
Ботын сиңа куярмын, тәти кашык бирермен..
В поговорках сохранились, ?бер куразаны җиде кеше суймый, арык үгезгә пычак юк? и т.д. вошли в обычаи, которые нас сопровождают ежедневно, мы просто настолько к ним привыкли и поэтому просто их не замечаем.
Ну, вот скажем, обряд жертвоприношение в религиях, во всех аврамических религиях есть жертвоприношение, во всяком случае, в исламе есть, и в иудаизме вроде тоже. Если (относительно) рассматривать Тенгрианство с этой точки зрения, был ли в тенгрианстве этот обряд? А, если был, то в какое время, и на каком из четырех тенгрианских праздников это исполнялось? В частности в Коране об этом есть аят, даже не один, о которых я писал раннее (см. мою книжку ?Безнең юл?), но прямых указаний на обряд жертвоприношение в народной традиции не сохранилось. Кроме гозер (обещанное Аллаху-Тәңре), которую приносят в жертву, не придерживаясь какой-либо даты. Когда у человека есть возможность то он режет барана или овцу и приглашает гостей и говорит, «гозерым бар иде», а часть раздает неимущим. Как и полагается, читают молитву за усопших родных и родственников ? это обязательная часть, и еще за то, что исполнилось желание хозяина и он сдержал слово. Это явление широко распространено среди татар, дает нам делать некоторые выводы, и, позволяет рассуждать на эту тему. Надо полагать, что жертвоприношение можно делать в любое время, как в случае гозер, или состоятельным людям, которым это жертвоприношение не в тягость, они могут в течении года неоднократно проделывать этот обряд. Наверное, так и поступали, поскольку состоятельному человеку необходимо поддерживать свое реноме. А менее состоятельные делали жертвоприношение после сбора урожая, т.е на праздник - Җиен, в сентябре, когда подрастает молодняк у скота, нагуливает жир, той-праздник длился целых пять дней (21-25 сентября). Также жертвоприношение делались и в другие праздники, возможно эти жертвоприношение отличались подбором животных. Например, на Нәврүз могли в жертву приносить и птиц, не только баранов. Видимо самое большое и желанное было приношение в жертву лошадь, любимое животное всех тюрок. У татар этот обычай сохранился, сугым сую ? всегда праздник для татар, но не считается корбаном (жертвоприношением), поскольку арабы не едят конину и Коран не предлагает лошадь в числе жертвенных животных лошадь, арабы режут верблюдов.
Лошадь приносили в жертву, видимо в течении года на любой праздник, разумеется, это делали состоятельные люди. А также на Нардуган резали жертвенных животных, в тенгрианстве обряд жертвоприношение было широко распространено.
А был ли пост в Тенгрианстве? В таком виде как в исламе очевидно не было. На нәврүз ?йомырка бәйрәм, также устраивали той (праздник) приветствуя приход Весны, и благодарили Тенгри за то, что благополучно все перенесли зиму и сами, и их скот остались целы, дети чуточку подросли, такие житейские радости были у всех. Люди приносили в жертву различных животных, особенно лошадей. Сабантуй ? это третий праздник в списке праздников у татар. Он тоже был в русле тенгрианского учения, в это время могли приносить в жертву овец (баранов) о чем свидетельствует и приз Батыру, которого награждают бараном. Очевидно же никакой той (праздник) не может обойтись только одним бараном или овцой, на этом празднике резали много барашков и угощали жареным мясом друг друга и гостей. Радовались завершению весенних полевых работ и готовились заготовки сена. Люди, начитавшиеся всяческие исторические книги, эти строки могут у них вызвать сомнения, кочевники и в тоже время земледельческие работы, сбора урожая, заготовка сена и т.д. скажут, выдумывает Миначев. Нет, все это правда, в первых в древности тюрки, т.е. предки татар в том числе, не только кочевали, но и вели оседлую и полуоседлую жизнь, раз так то, естественно занимались земледелием и заготовкой сена. На это указывает наличие в языке древних тюрок сельскохозяйственной терминологии, в том числе в татарском языке, су-ка, сабан, урак, чалгы, камыт, арба и т.д..
М.Миначев.
19.12.2008 г.
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 28 Дек 2008 05:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Туктар әфәнди. Сезнең язуларның мәгнәсен аңламадым. Нәрсәне сез тәкъдим итәсез?
Әйя, иске әдәтләрдән кайберләр Исләм диненә каршы булмаган сакланып калдылар.
Ә халкыбыз бетә бара динебезне сакламаган очен. Карагыз әле: Тәнгре динен алыштырдык - мәҗүсилеккә (язычество) әйләндырдык, Исләм диненнән совет кәферлеккә (неверие) күчкән идек, әлеге заманда калган Исләм өзәкләрне тетеп бетерәбез.

Бүген мәҗлестә хатем укыган бабай сорап алды: "Нинди аерма бар КЕШЕ белән ӘДӘМ арасында?" Yзе шундый жовап бирде: "Гәрәп хәрефлләре белән шулай бу сүз языла:
Ә - әдәп;
Д - дин;
М - мәхәббәт."

Безнең арабызда кешеләр күп, әммә әдәм кешеләре азырак.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB