На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Проблемы татарских автономий и Дом Асадуллаева
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, Вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 23 Фев 2005 14:47    Заголовок сообщения: Информация Ответить с цитатой

Вот, кто представлял татар Москвы. Вы их избирали?

СПИСОК ДЕЛЕГАТОВ III СЪЕЗДА "ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ТАТАР"

Регион: Москва и Московская область


N ФИО
21 Акчурин Расим Сулейманович
52 Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович
58 Байгузин Ренат Нургалиевич
67 Бегичев Наиль Аббясович
119 Галимов Ахмет Абдурахманович
136 Гарипов Нур Мухаметдинович
218 Исмагилова Сания Сафиновна
236 Камальдинов Ахмет Хамзович
267 Латышина Диляра Исмаиловна
279 Маннапов Малик Нурмухаметович
281 Маннапов Фуат Фазылович
311 Муслимов Ильяз Булатович
322 Мухамятов Абдулахат Махмутович
390 Сайфутдинов Ринат Билалтдинович
403 Сафаргалиев Ильшат Мирзагитович
406 Сафиуллин Рашид Аслахович
415 Сиразиева Венера Бареевна
453 Фарисов Фарит Фарисович
463 Фехретдинов Мансур Халитович
504 Хусаинов Анвер Умарович
518 Шакиров Карим Абдуллович
522 Шамсутдинов Шамиль Фоатович
553 Ямбаев Гаяс Алиевич

Источник: http://wct.by.ru/delegats.htm?extract=1109154777
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 23 Фев 2005 16:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Rahmetov писал(а):
это идея фикс насчет открытого членства ничего не решает, если на то не будет политической воли руководства той или иной нка? Непонял(а)

А кто сказал, что представленный устав идеален? - Мы-то добиваемся безусловного членства тех, кто считает себя татарами.
Наличие членства имеет большое значение (а я бы ввел еще и категорию участников - членские взносы не платят, а в мероприятиях участвуют). Для членов - это возможность зафиксировать свою причастность к своему народу. Для автономии - свидетельство ее лигитимности, возможность проведения адресной работы среди своих членов и участников. Во многих сферах бизнеса такая адресная база была бы очень ценна.
Согласен, что в любом случае многое зависит от того, насколько порядочны те, кто стоит наверху. Как видим, нынешнее руководство таковым назвать трудно. Это также тормозит и развитие ТКЦ.

Цитата:
попробуйте зайти в ЦК КПРФ и потребуйте у них такого же отчета.
ЦК КПРФ выступает от имени своих членов, а я таковым не являюсь. А НКА выступает от имени всех татар Москвы, у них не спросясь


Цитата:
Это точно также, если кто-то из татарских студентов, живущих в Москве и от имени которых по сути работает МТСС, подойдет к оргкомитету и будет требовать от них отчета в их расходах...

МТСС ни одного документа не подписывало от имени всех студентов и тем более ничего не получало. Напомню, что в Москве есть вполне приличная и самостоятельная студенческая организация "Кэрдэшлек".
Не может потребовать полного отчета и тот, кто только участвует в мероприятиях, но сам там ничего не делает. И все-таки многие подробности работы МТСС освещаются на этом сайте вместе с критикой, даже не всегда приятной и обоснованной, чего только можно пожелать НКА, имеющих гораздо большие материальные возможности.

Цитата:
Вот в этом и состоит настоящий кризис ? в нашей пассивности, а не в членстве ? разве членство в нка нужно для того, чтобы сделать что-то для своей нации?

Кризис пассивности связан с рабской психологией - это следствие тайн и секретов, боязни защищать свои права, говорить и писать правду. Люди становятся пассивными, когда за них кто-то думает и решает, а от них требуется слепое исполнение. И мы, и Ватан пытаемся по-своему как-то будить свой народ, приоткрыть его слипшиеся веки, но наш голос, конечно, очень и очень слаб, к сожалению.

Что касается субботника по уборке Дома Асадуллаева, то, думаю, этот призыв, увы, из реквизитов прошлого века. Сегодня вопрос уборки решился бы элементарно - на членские взносы членов автономии - основных потребителей Д.А., которые многие готовы были бы выложить, если бы к ним обратились по-человечески. Давно пора нам освобождаться и от "халявщиков" - желающих все получать бесплатно. Недавно в поисках денег позвонил один из родителей: татарскому д/с нужно пошить костюмы для выступления детей. Но разве это не обязанность прежде всего самих родителей?

Кстати, многие излагаемые здесь идеи автономия могла бы реализовывать под своей эгидой. Пусть берет - не жалко. Но хватит ли у нее энтузиазма и авторитета для этого?
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alfa
Собкор


Зарегистрирован: 03.10.2002
Сообщения: 641
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 29 Ноя 2007 03:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А кто-нибудь знает телефон Дома Асадуллаева? Подскажите, плз!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 29 Ноя 2007 04:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Alfa писал(а):
А кто-нибудь знает телефон Дома Асадуллаева? Подскажите, плз!

Долго же Вы пропадали! Ловите:

951-8759 секретарь
953-0559 отдел культуры
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alia
Акула пера


Зарегистрирован: 15.06.2005
Сообщения: 1451
Откуда: Germany

СообщениеДобавлено: 22 Ноя 2008 02:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История Дома Асадуллаева

По материалам www.islam.ru

В среде российских, и особенно московских, мусульман хорошо известен Дом Асадуллаева ? ныне Татарский культурный центр. В нем на протяжении многих лет проводятся культурно-религиозные мероприятия, на которые собирается множество последователей Ислама. Этот дом ? своего рода цент всех мусульман страны. Он неразрывно связан с историей всего исламского сообщества России. В то же время о том, кем был сам Шамси Асадуллаев, сегодня, к сожалению, мало кто помнит.

От мальчика с осликом до миллионера

Постсоветское пространство трудно удивить миллионерами и миллиардерами, проведшими детство и молодость в очень скромных условиях. Но большинство из них получило свой бизнес с помощью государства. Поэтому мало строится у нас новых заводов. Шамси Асадуллаев же создал 37 нефтяных скважин, несколько нефтеперегонных заводов, механические мастерские, десяток танкеров в Каспийском море практически собственными руками.

Он был из той фантастической породы нефтепромышленников, что создала из Баку в считанные годы в мировую столицу черного золота, а из азербайджанцев ? нацию нефтяников. Эти люди превратили средневековый Азербайджан в современную динамически развивающуюся страну, но сохранили патриархальные основы взаимопомощи.

Шамси Асадуллаев родился в бедной крестьянской семье в 1840 году в предместье Баку под названием Амираджан. Вначале ему пришлось работать аробщиком («водителем» арбы) на промыслах у крупного нефтепромышленника Кокорева. За несколько лет работы ему удается завести собственные арбы, потом предоставляется место приказчика на предприятии Кокорева.

Затем Шамси на паях с односельчанином включается в стабильно приносящий прибыли соляной бизнес. Здесь можно было остановиться и пожинать плоды трудового детства и юности в кругу жены и детей?

Но в 1874 году на небольшой капитал Асадуллаев основал в Баку контору по добыче нефти, которая велась примитивным способом. Тогда на рынке нефтедобычи доминировали фирмы, связанные с огромным банковским капиталом. Поэтому здесь хозяевами были немусульмане. Бизнес же азербайджанцев, в отсутствие собственных банков и трестов, не мог аккумулировать значительные средства.

Асадуллаеву пришлось ждать долгих 19 лет. В 1893 году на базе конторы создается нефтедобывающая фирма «Шамси Асадуллаев», работавшая на уровне новейшей технологии. Если в 1893 году капитал фирмы составлял 500 рублей, то в 1913 году ? уже 10 миллионов рублей.

Кто хозяин в Баку?

Материалы съезда Совета бакинских нефтепромышленников ? главного органа нефтяной индустрии дореволюционного Баку ? показывают, кто был истинным хозяином. Каждая солидная нефтяная фирма имела определенное количество голосов в Совете. Право голоса определялось мощностью фирмы и объемами ее производства. Согласно уставу Совета, право первого голоса давала «добыча от 100 до 500 тысяч пудов нефти в год, выработка от 100 до 200 тысяч пудов осветительных и смазочных масел и перекачка от 1 до 2 миллионов пудов». Чтобы получить второй и каждый последующий голос, нужно было иметь добычу в 2 миллиона пудов нефти, выработку в 800 тысяч пудов и перекачку в 8 миллионов пудов в год соответственно.

На 32-м съезде Совета бакинских нефтепромышленников фирма «Шамси Асадуллаев» набрала 10 голосов и вошла в первую десятку нефтяных компаний Баку. Добыча на промыслах Асадуллаева колебалась в пределах от 6 до 8 миллионов пудов в год.

Ш. Асадуллаев отличался умением не только эффективно вести свои дела, но и, выражаясь современным языком, «пропиариться». Вскоре после появления на Каспии нобелевского «Зороастра» ? первого нефтеналивного танкера в мире ? Асадуллаев спускает на воду три нефтеналивных танкера, так называемых три «А»: Азия, Африка, Америка.

Он внедрял на своем предприятии и другое нобелевское новшество ? нефтепроводы. Общая протяженность нефтепроводов у «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» составляла в 1907 году 17 верст, а у Асадуллаева ? 12,5 верст.

В юбилейном издании «300-летие царствования дома Романовых», в разделе «Торговля и промышленность» можно найти упоминания о восьми азербайджанцах. Первым упоминается А. Ш. Асадуллаев: «Он жил и вырос в стране нефти, ? пишется в издании, ? где люди, благодаря своему природному уму, энергии и воле, с невероятной быстротой превращаются из бедняков в миллионеров».

Миллионер-благотворитель

Асадуллаев никогда не превращал деньги в фетиш, не сорил ими, не разъезжал по курортам и казино. Он доподлинно знал, почем она, копеечка, и понимал, что лучшим вложением капитала является образованная молодежь.

Ага Шамси понимал, что надо вкладывать деньги в техническое образование, растить собственные кадры инженеров. На его средства несколько десятков талантливых молодых азербайджанцев учились в Германии, Франции, Варшаве, Казани, Киеве, Москве, Одессе, Петербурге и Харькове.

На асадуллаевские средства в 1901 году первым из азербайджанцев окончил Петербургский институт гражданских инженеров Зивэр-бек Ахмедбеков. Архитектор Ахмедбеков стал автором проектов мечетей и многих других архитектурных памятников Баку.

Колоссальная сумма денег была выделена на строительство Бакинского реального училища (ныне Азербайджанский Государственный экономический институт). Асадуллаев взял на свое попечение также крупнейший в Закавказье Александровский Тифлисский учительский институт и учредил там две стипендии своего имени. Тем самым он добивался увеличения квоты, выделяемой студентам-мусульманам, ? ведь по российским законам мусульмане не имели права на получение государственных стипендий.

Асадуллаев никогда не делил российских мусульман по племенному признаку. Он был видным сторонником идей единства российской уммы, изложенных лидером джадидизма Исмаил-беем Гаспринским. Газета «Тарджеман» много писала о добрых делах Асадуллаева.

По российской переписи 1897 года азербайджанцы проходили в графе «татары». Может, и поэтому живший уже в Москве Асадуллаев даровал один из своих особняков в Замоскворечье московской мусульманской общине. В мае 1917 года здесь прошел I Всероссийский мусульманский съезд, где муфтием был избран сын казанского миллионера-благотворителя Галимджан Баруди. Сейчас в этом доме вновь размещается Татарский культурный центр, собираются российские мусульмане. Добрые дела Шамси Асадуллаева приносят свои плоды и сегодня.

Дом Асадуллаева

Во второй половине XIX века Российская империя вступила в новую стадию общественно-политических отношений. Изменения, произошедшие в жизни ее граждан, затронули все слои населения России, все социальные, национальные и региональные группы. Москва не была исключением; наоборот, как крупный промышленный центр она притягивала к себе множество народа из всех регионов.

При сравнении данных начала ХХ и конца XIX века очевиден резкий взлет численности мусульман Москвы ? от 200 до 1,5 тысячи человек. Небольшая и стабильная на протяжении нескольких веков исламская община второй столицы Империи почувствовала на себе новые веяния. Это сказалось и на скачкообразном увеличении ее численности, и на характере социально-экономических взаимоотношений внутри общины и вне ее.

На рубеже веков, и особенно интенсивно ? в начале ХХ века, происходит становление национально-политических интересов торгово-промышленного класса российских мусульман, выразившееся в Москве в тесном взаимодействии крупнейших купцов с национальными и религиозными лидерами мусульманского сообщества. Одним из наиболее очевидных результатов этого стало строительство второй мечети, медресе в Замоскворечье, Дома Асадуллаева.

С точки зрения культурно-идеологической среды, в московскую мусульманскую общину, абсолютное большинство в которой составляли волго-уральские татары, а также крымские татары и азербайджанцы, все более проникали идеи реформаторства. Укреплению позиций джадидизма здесь способствовало то обстоятельство, что Москву посещали, в силу разного рода причин, некоторые из ведущих деятелей этого национально-идеологического течения.

Рост влияния джадидизма обусловливался, помимо прочих причин, и клерикальной политикой российского правительства, в очередной раз в истории Империи сделавшего ставку на русификацию и крещение мусульман и других национальных меньшинств. Именно славянофильская атмосфера «третьего Рима» послужила отправной точкой для становления собственных представлений о будущем российских мусульман у Исмаил-бея Гаспринского ? одного из основоположников джадидизма.

Как пишет В. Г. Садур, «между этническими группами, объединяемыми названием ?татары?, и другими группами мусульман в Москве устанавливаются более тесные отношения, чем в районах их традиционного проживания, ?немаловажную роль в этом играли оппозиция официальной православной религии и отсутствие в городе культурных учреждений? для этнических меньшинств».

В 1913 году на средства бакинского нефтепромышленника Ага Шамси Асадуллаева был построен большой дом в Малом Татарском переулке, ставший культурным центром московских мусульман.

Прошение на строительство этого каменного четырехэтажного здания для начальной школы было подано в декабре 1912 года. Сам Асадуллаев скончался в 1913 году, и все дела по строительству здания на его участке вел Ю. Б. Везиров, доверенное лицо компании («Торговых дел Шамси Асадуллаева»).

На официальном бланке компании над именем владельца, Шамси Асадуллаева, изображен герб Персии, с надписью в девизной ленте под гербом: «Удостоенъ двора его Имп.[ераторского] Вел.[ичества] Шаха Персидскаго». Под гербом выписаны названия городов, в которых действовали филиалы торговой компании Асадуллаева: Баку, Астрахань, Царицын, Саратов, Самара, Казань, Нижний Новгород, Кинешма, Ярославль, Кунцево, Варшава, Белосток; главная контора располагалась в Москве.

До революции школа в Доме Асадуллаева была частной и существовала за счет средств общины. Кроме школы, здесь проводились вечера мусульманской молодежи; здесь же учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В располагавшейся в здании типографии печатались газеты на татарском языке «Иль» («Страна», закрыта в 1915 году), «Суз» («Слово», с 1915 года), редактором которых был Гаяз Исхаки ? один из лидеров татарского национального движения начала ХХ века.

С Домом Асадуллаева связано и столь знаменательное событие, как Всеобщий всероссийский мусульманский съезд, состоявшийся в этом здании в начале мая 1917 года, ? первое собрание мусульман, проходившее в условиях почти полной политический свободы (ему предшествовал в январе 1917 года московский региональный меджлис с участием 100 делегатов).

Роль национально-культурного центра московских мусульман Дом Асадуллаева выполнял вплоть до 1941 года. В 1926 году здесь располагались два мусульманских детских дома (заведующие Тимербулатов и Хабибуллина); школа им. Нариманова № 27 с 210 учениками в семи группах (заведующий Юсупов); татарский центральный клуб им. Ямашева; центральная библиотека тюркских народов (заведующий Х. М. Агеев, родственник имамов Исторической мечети).

Здесь же работали театр, клуб, типография; здесь, в редакции татароязычной газеты Метростроя, несколько лет работал один из выдающихся татарских поэтов Муса Джалиль. Впоследствии здание было реквизировано властями.

Уже в 1950-х годах члены татарской общины во главе с генерал-полковником Чанышевым ходили в Моссовет, пытаясь восстановить ликвидированную в Доме Асадуллаева татарскую школу. Борьбу за возвращение Дома Асадуллаева (современный адрес ? Малый Татарский переулок, дом восемь) московская татарская община непрерывно вела с конца 1980-х годов; только в 2003 году это здание было передано татарской национально-культурной автономии Москвы.

Айдар Хабутдинов, д. и. н.
Газета «Медина аль-Ислам»
http://www.butovomuslim.ru/articles/history/1
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 24 Ноя 2008 05:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В связи с важностью вопроса все, что связано с последними событиями вокруг Дома Асадуллаева, выделено в отдельную тему:
Татарский культурный центр - Дом Асадуллаева под угрозой!
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 27 Мар 2009 13:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжение темы см.: "Татарский культурный центр - Дом Асадуллаева под угрозой!"
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, Вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB