На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Кому быть лидером московских мусульман?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Мир Ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 23 Ноя 2011 14:20    Заголовок сообщения: Кому быть лидером московских мусульман? Ответить с цитатой

По электронной почте у нас возник диалог по поводу этой статьи и ответа на нее, напечатанных в на сайте "Голос Ислама". Поскольку этот сайт оказался тенденциозным, лишившим противников Р.Гайнутдина выражать свои мысли, то мы попробуем обсудить это здесь. Тем более, что вопрос выбора единого муфтия в Москве поднят в Обращении Инициативной группы по противодействию сносу мечети.

Данис Гараев
Ислам в России - КТО РУЛЕВОЙ?

Текущий год, наверное, один из самых сложных и богатых на события в новейшей истории ислама в нашей стране. Это касается, как всероссийского уровня, так и татарстанского.
Снос московской соборной мечети и резкие высказывания муфтия Равиля Гайнутдина сделали его объектом критики, разных, порой враждебных друг другу флангов. Стены мечети построенной татарами в начале 20 века стали в начале 21 века не фактором объединения, а скорее фактором раскола внутри татарского национального и мусульманского интеллектуального истеблишмента, обнажив тем самым множество внутренних проблем, которые существует в первую очередь в татарском сообществе России. Конечно, бытует мнение, что снос татарской мечети это признак наступления кавказского ислама на традиционную для центральных регионов России мягкую татарскую мусульманскую модель.
Однако на мой взгляд, нам необходимо задуматься о внутренних причинах (не отрицая возможных внешних факторов), приведших к потере, наверное, самого значимого свидетельства татарской истории Москвы. Самая главная из этих причин – внутренняя раздробленность, которая не позволяет совместно и, что особенно важно коллегиально, принимать и обсуждать ключевые для татарской уммы России вопросы и решения.


Невозможность объединения связано в первую очередь с излишней политизацией исламского духовенства страны. Многочисленные муфтии и имамы вместо того, чтобы заниматься вопросами веры и дагвата погружаются в политическую борьбу (иными словами борьбу за власть). Движимые своими порой меркантильными и шкурными интересами они становятся марионетками в руках внешних, зачастую враждебно настроенных сил.

С одной стороны государство на самом высшем уровне принимает, не побоюсь этого слова, титанические усилия, чтобы не допустить распространения в стране различных деструктивных сил прикрывающихся знаменем ислама. С другой стороны некоторые региональные чиновники видимо по своему трактуя эту борьбу, блокируют любое проявление исламской активности на местах. Яркий тому пример ситуация в Костроме, где местная мусульманская община уже много лет не может достроить единственную в городе мечеть ютясь в аварийном здании одного из домов культуры. Причина - в течение уже двух лет местные власти не продляют им разрешение на строительство. Как отмечают представители мусульманской общины Костромы, это произошло после смены власти в регионе. Новая власть принципиально не хочет видеть в своем городе минареты. Однако в Костроме исторически была активная татарская община со своей мечетью (разрушенная во время строительства водохранилища) и целой слободой, почему же сейчас, при росте мусульманской общины мечети в городе не место? Фактически действия местных властей сводят на нет все усилия, предпринимаемые в высших эшелонах власти, поскольку своими неумными решениями и практически открытой ангажированностью региональные власти создают самую благоприятную атмосферу для популяризации различных деструктивных религиозных сил играющих на антигосударственных настроениях некоторой части мусульманской молодежи.

Усугубляется эта картина тем, что вместо того, чтобы сообща решать такого рода проблемы, элита исламского духовенства страны занята сейчас больше выяснениями отношений между собой. Поэтому можно сказать, что снос московской соборной мечети это глобальная метафора. Метафора общей ситуации в исламской умме страны.

Новые лица Москвы

Расстановка сил в Москве, откровенно говоря, с каждым годом становится все запутаннее и сложнее. Помимо существующего ДУМЕРа и СМР во главе с Равилем Гайнутдином в Москве открылось (возродилось) представительство Центрального Духовного управления мусульман России, которое возглавил муфтий Чувашии Альбир Крганов. Многие годы работы в Шыгырдане сделали его одним из самых популярных в татарской среде муфтиев/имамов.

Действительно, работа, которая проводилась им в татарских селах Чувашии уникальна. Только в одном селе Шыгырдан с населением примерно в семь тысяч человек действует шесть мечетей. Для сравнения, в миллионной Уфе их только пять. Однозначно Крганов самый деятельный муфтий ЦДУМа, который возможно в будущем сможет возглавить эту старейшую в России исламскую организацию.

Однако Москва это не просто новый уровень работы для Альбира-хазрата, но и качественно другой уровень, поскольку Москва это многомиллионный мегаполис, с очень интернациональной уммой, большим количеством групп по интересам, ну и вообще общий ритм жизни, мягко говоря, иной нежели в татарских деревнях Чувашии, поэтому здесь необходима новая стратегия и охват.

Во-первых, информационная политика. Вообще удивляет слабость и непродуманность информационной политики Альбира-хазрата лично и ЦДУМ в целом. Традиционно сложилось, что в российской умме за каждой группой по интересам существуют свои информационные рупоры, через которые они стремятся сформировать свою повестку дня. Ни у Крганова, ни у ЦДУМ вообще нет даже полноценно-действующего личного, корпоративного сайта, не говоря уже об интернет-СМИ.

Конечно, Альбир-хазрат действует не на прямую, а во многом через сочувствующие ему как русскоязычные, так и татароязычные СМИ. Однако быстрота реакций на некоторые события откровенно оставляет желать лучшего. Яркий тому пример ситуация с его высказываниями в Израиле. Формирование имиджа без СМИ и продуманной информационной политики невозможно.

Второй момент, публичная ориентированность исключительно на татарскую часть уммы Москвы. Возможно, я ошибаюсь, но если это так, то смотрите пункт первый. Ситуация такова, что в Москве сейчас реально сложно стать муфтием исключительно татар-мусульман. Таким методом Крганов никогда не соберет на Уразу-байрам или Курбан полный парк "Сокольники". Ведь активно практикующие мусульмане столицы (татары, кавказцы, среднеазиаты, арабы) уже по привычке ходят на Проспект Мира. Чтобы стать авторитетным в Москве необходимо осознавать ее интернациональность, притом растущую и необратимую интернациональность, а также иметь лоск, манеры и способность к самопрезентации Шамиля Аляутдинова, медиа-ресурсы и стратегическое мышление Дамира Мухетдинова и твердость Рамзана Кадырова. Крганов достаточно молод и у него есть задатки для роста. Сумеет ли он реализовать свой потенциал? Для того, чтобы стать популярным в Москве необходимы популярные шаги в сторону уммы, необходимо чувствовать настроение мусульман и направлять его в созидательное русло. Однако, много ли мусульман в столице оценят то, что в первый год своей работы в Москве Альбир-хазрат участвует в видео-мосте с Израилем на тему мирового терроризма (чего только стоит его фраза сказанная там, что "наши братья-арабы с детства учат детей убивать"), а потом еще и совершает поездку в Израиль, где местные СМИ его информационно откровенно подставляют. Безусловно, необходимо участие и обсуждение проблем террора и межнациональных конфликтов, а для исламского духовенства решение этих задач вообще должно стоят на одном из первых мест. Однако, возможно, все эти дипломатические визиты надо оставить до тех времен, когда положение внутри уммы страны будет стабильным, а авторитет духовенство непоколебимым? Конкуренты и недоброжелатели Крганова и его идеологических союзников не дремлют и любой проступок, неоднозначное, неосторожное высказывание очень быстро будет известно мусульманской общественности Москвы и всей России.

Помимо представительства ЦДУМ в Москве активную работу ведут недавно созданные Всероссийский муфтият (РАИС) и Исламский объединенный центр мусульманских организаций России. Однако масштаб их работы и уровень известности и авторитета среди мусульманского населения страны пока недостаточно велик, чтобы как-то оценивать их работу. Симптоматичным будет если они возьмут под свою крышу те муфтияты, которые на данный момент находятся в свободном плавании и не ассоциируют себя ни с одни из крупнейших исламских организационных центров.

В общем и целом, даже в отдаленной перспективе не представляется реальным, чтобы в Москве произошли какие-то объединительные среди исламских организаций процессы. Что не есть хорошо, поскольку для эффективного взаимодействия между государством и религиозными общинами у мусульман Москвы (а желательно и всей страны) должен быть один лидер, один муфтият. Больше всего в этом должно быть заинтересовано само государство. И здесь необходимо отказаться от иллюзий, что у татаро-башкир должен быть свой муфтий, а у кавказцев свой. Эти дореволюционные пережитки для 21 века уже неактуальны. В Москве, Петербурге и большинстве центральных (и не только) регионов России кавказцы, татары, а еще и среднеазиаты живут уже по соседству, это уже культурный микс. Если руководствоваться такой логикой то только в одной Москве должен быть свой муфтий для узбеков, свой муфтий для татар, свой для чеченцев, свой для дагестанцев и т.д. Это ведь хаос... Как эту умму организационно делить по национальному признаку? Сейчас такое уже не осуществить. Максимум можно спровоцировать конфликт между ними играя на националистических чувствах.

Ответ Гайнутдина

Снос Соборной мечети, безусловно, нанес сильный удар по авторитету Равиля Гайнутдина в татарской среде, разбираться в причинах случившегося факта сложно, не имея на руках конкретных данных. Скорее можно подумать о том, к каким последствиям это может привести. То, что позиции Равиля-хазрата сейчас не столь крепки как несколько лет назад сложно оспорить, сейчас он объект жесткой критики со стороны многих СМИ. Именно с этим связана активизация его деятельности. В частности, на прошедшем недавно в Москве VII Мусульманском форуме, который готовился особенно тщательно с целью подчеркнуть незыблемость Гайнутдина и наличие у него воли для движения вперед, было высказана инициатива о создании Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ. Такое предложение, безусловно, должно продемонстрировать растущий авторитет и влияние Равиля-хазрата, укрепить его позиции. Однако, что это больше: пиар-ход или реальная попытка создать действующую структуру? Ведь еще два года назад весь мусульманский истеблишмент обсуждал возможность создания в России единого муфтията, однако, воз и ныне там. Если даже в рамках одной страны не удалось создать единой структуры, насколько это возможно реализовать на постсоветском пространстве? Ответ на этот вопрос, я думаю, мы узнаем в скором будущем.

Большую роль в окружении Равиля Гайнутдина играет сейчас Дамир Мухетдинов. Именно ему Равиль-хазрат обязан информационным прикрытием и организацией таких мероприятий как VII Мусульманский форум. В течение нескольких лет Дамир-хазрат создал крупную информационную группу, объединяющую четыре общероссийских сайта (среди которых "Ислам в Российской Федерации" и "Ислам в СНГ"), две газеты и издательство "Медина". Весной текущего года он был назначен заместителем Равиля Гайнтудина в ДУМЕР и предоставил в помощь Равилю-хазрату все свои ресурсы и организационный талант. Последние годы, Мухетдинов выступал в роли серого кардинала в Духовном управлении мусульман Нижегородской области сделав эту структуру одну из самых активных в России, сейчас же он примиряет на себя подобную роль уже на федеральном уровне. Возможно, через какое-то время он сменит Равиля-хазрата на должности председателя ДУМЕР. Необходимость в Совете муфтиев СНГ может быть связано с созданием для него новой структуры параллельно с СМР, которую бы он мог возглавить, в случае если покинет кресло главы ДУМЕР.

Интересный факт: Равиль Гайнутдин и Талгат Татджуддин - казанские татары, а Дамир Мухетдинов и Альбир Крганов - западные мишаре (нижегородский и чувашский соответственно). Изменится ли в случае если Мухетдинов возглавит ДУМЕР, а Крганов ЦДУМ их отношение к Татарстану? Известно, что Дамир-хазрат традиционно занимал довольно критическую позицию в отношении татарстанских как светских, так и духовных властей, Альбир-хазрат же наоборот, будучи муфтием в Чувашии, всегда ориентировался на столицу Татарстана, он учился в Казани, часто туда приезжал. Однако пока все это домыслы, реальные кадровые решения будущего сложно прогнозировать, поскольку в ЦДУМе Талгата-хазрата может сменить его сын, а еще есть такие личности как Ринат Раев, а в структуре ДУМЕР трудятся и имеют большую популярность и влияние Шамиль Аляутдинов и Марат Муртазин.

В Казани все спокойно?

К слову о Татарстане. На фоне неразберихи в Москве ситуация в Татарстане выглядит на порядок благополучнее, но не менее богатой на события. В Казани традиционно важные процессы происходят без лишнего шума, и принципиальные решения принимаются в тиши кабинетов.

В этом году в Республике поменялось руководство Духовного управления мусульман Татарстана. В начале года на V внеочередном съезде мусульман Татарстана избрали нового муфтия – Илдуса Файзова. Изменения в руководстве Духовного управления мусульман не заставили себя долго ждать.

Те опасные тенденции по "салафитизации" элиты татарстанской уммы, которые наметились в последние годы уже пресечены превентивными мерами.

Особое значение получили изменения в двух ключевых (после Казани и Набережных Челнов) городах Республики – Нижнекамске и Альметьевске. В этом году покинул пост альметьевского мухтасиба Наиль Сахибзянов, на его место пришел выпускник Международного исламского университета города Медины (Саудовская Аравия) Рафик Минниахметов, зарекомендовавший себя по работе в Набережных Челнах. А в нижнекамском медресе "Рисаля" в сентябре текущего года назначили нового директора, им стал выпускник университета города Дамаск (Сирия) Рафик Исламгалиев. Также сменились мухтасибы в Тюлячинском, Елабужском и других районах Татарстана. Пост казыя Юго-Восточного региона покинул Фархат Минсагиров, а Прикамского - Малик Ибрахим.

Симптоматично, что казыем Столичного региона вместо бывшего второго имама мечети "Кул Шариф", ныне имама мечети "Казан нуры", прекрасного проповедника и знатока ислама Рустама Зиннурова, стал не менее яркий, популярный и знающий имам мечети "Шамиль" Махмут Шарафутдинов. В казанскую мечеть "Энилэр" на место команды Шавкята Абубакерова пришли выпускники старейшего египетского университета "аль-Азхар".

Как мы видим, кадровые изменения за этот год произошли значительные. Главные же достижение этих месяцев – сохранение организационного единства татарстанского муфтията. Несмотря на угрозы создания нового Духовного управления мусульман в Альметьевске и выхода некоторых казанских мечетей из состава ДУМ РТ, организационно татарстанское духовенство не распалась.

Однако существует другая проблема – оформление идеологического единства татарстанской уммы. Кадровые перестановки не изменяют пока общего настроения среди мусульман Татарстана. Если количество отверженных из числа духовенства достигнет критической массы, то велика вероятность того, что в Татарстане параллельно с официальными религиозными структурами сформируется другая реальность из большого количества неформальных джамаатов, которые будут объединяться вокруг популярных проповедников. Это в свою очередь приведет к осложнению религиозной ситуации в регионе и еще большой маргинализации части мусульманского сообщества. Такого в новейшей истории ислама в Татарстане еще не было. Каким образом взаимодействовать с такими группами, если они не нарушают никаких законов не совсем ясно. Ясно другое – механизмов воздействия на них будет меньше, так как эту ситуацию можно будет назвать как «внутреннюю эмиграцию». Кроме того, не стоит забывать про фактор героизация "отверженных" в глазах молодежи. Учитывая, что мы живем в информационную эру открытых границ, жесткие запретительные меры будут малоэффективны.

Недавно на сайте "Ислам в Российской Федерации" вышла статья Диляры Ахметовой "Куда дрейфует Татарстан?", в которой автор пишет о том, что религиозная и национальная политика новых властей Республики провальна. Текст и приводимые аргументы, безусловно, представляют интерес. Однако я не стал бы спешить с выводами о том, что политика руководства Татарстана в указанных областях провалена. Во-первых, слишком небольшой срок прошел с момента формирования Управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями во главе с Маратом Гатиным и избрания Илдуса Файзова муфтием Татарстана. Да и сам Президент Татарстана на своей должности находится относительно недавно (с марта 2010-го) и осваивает для себя новые направления (в том числе национальную и религиозную политику).

Во-вторых, как бы то ни было, но руководства Татарстана, безусловно, держит ситуацию в религиозной сфере в фокусе своего пристального внимания. Мало где в России существуют такой же крепкий объединенный муфтият как в Татарстане, также как и нигде не проводятся такие мероприятия как Форум татарских религиозных деятелей способный посадить за один стол и собрать в одном зале руководство и имамов ЦДУМа, СМР и РАИСа. К слову, упомянутый выше VII Мусульманский форум этого достичь не смог.

Прошедший в этом году второй Форум татарских религиозных деятелей находился в рамках общего тренда нео-традиционализма, который определяет политику в современном ДУМ РТ. Противодействие экстремизму и влиянию деструктивных религиозных течений и сект – вот ключевые причины тех изменений, которые за последний год произошли в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Безусловно, актуальны данные вопросы и для общероссийского масштаба. Руководство Татарстана, в связи с этим, решило довести до татарских имамов всей страны свою точку зрения на проблему возрождения татарских мусульманских традиций. Ключевыми, на мой взгляд, здесь является не столько "возрождение", сколько "для всех татарских имамов". Для всех – из ЦДУМа, СМР и даже РАИСа. Кому еще удастся собрать их в одном зале и предложить поговорить по указанным проблемам? Для нынешних реалий уже это серьезное достижение и большой шаг вперед.

Нет полноценной концептуализации у этого мероприятия? На мой взгляд, такие концепции выкристаллизовываются из обсуждений, совместных заседаний, где татарские имамы со всей России совместно обсуждают насущные вопросы. Еще раз повторю: первый этап это научить наше духовенство, представляющее различные организации, собираться на объединенные форумы и начать говорить друг с другом.

На месте Диляры Ахметовой я несколько иначе расставил бы акценты. В религиозной и национальной сферах в Республике действительно есть определенные сложности, однако, на мой взгляд, проблема в том, что Татарстану негласно объявили информационную войну, воспользовавшись тем, что в регионе происходит пусть и мягкая, но смена власти. Порой незначительные по числу участников и актуальности митинги или протесты получают в некоторых СМИ такое подробное освещение, что неподготовленному наблюдателю может показаться, что Татарстан кипит от напряжения. Определенные СМИ сейчас сознательно раскачивают лодку межконфессиональной, межнациональной и в общем социально-политической стабильности, которая всегда была визитной карточкой Татарстана. Провокационные, порой откровенно заказного типа материалы в последние год-полтора стали появляться с особенной регулярностью. Это определенный вызов татарстанской политической элите и той модели, которая была сформирована за последние 20 лет. Будем ждать продолжения...

http://golosislama.ru/news.php?id=3361
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 23 Ноя 2011 14:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Автором ответа является некий аноним, явный приверженец сноса Соборной мечети, очевидно, являющийся идейным наставником сайта "Голос Ислама". Он не ограничился простым комментарием, а выступил с гневной статьей. Хотя она адресована автору предыдущей статьи, но явно направлена против Альбира Крганова, претендующего на роль лидера московских мусульман. Иллюстрирующее расправы над детьми фото взято из той же публикации.

"Торалы"

Ответ Гараеву на его материал «Ислам в России - КТО РУЛЕВОЙ?»


В своем материале «Ислам в России - КТО РУЛЕВОЙ», опубликованном на «Голос Ислама», Данис Гараев, явно претендует, на лавры нового «знатока» исламского поля, подобно Роме Силантьеву, Яне Амелиной и татарину сионисту Раису Сулейманову.

Может я и ошибаюсь, но уж явно в его материале проглядывается присутствие тех, кто стоит за «исламскими клонами» под названием «ЦДУМ» и представителями уродливого дитя, в «оболочке ислама», рожденного под именем «РАИС» и еже с ними.

Он говорит: «Много ли мусульман в столице оценят то, что в первый год своей работы в Москве Альбир-хазрат участвует в видео-мосте с Израилем на тему мирового терроризма (чего только стоит его фраза, сказанная там, что "наши братья-арабы с детства учат детей убивать"). Потом совершает поездку в Израиль, где местные СМИ его информационно откровенно подставляют».

Хотя как можно по другому интерпретировать даже вышеприведенные слова Крганова, кроме как враждебные исламу и мусульманам, ведущим тяжелую неравную судьбоносную борьбу за право жить на своей исторической земле. Как можно игнорировать общеизвестные факты зверств сионистов в отношении мусульман? Их запрет на посещение молодежью мечети Аль-Акса, снос арабских поселений и возведение на их месте еврейских, вырубку деревьев и многие другие преступления, ненавистников человечества?

Далее Гараев подсказывает Крганову: «…все эти дипломатические визиты надо оставить до тех времен, когда положение внутри уммы страны будет стабильным, а авторитет духовенства непоколебимым?» Ни находя, ни какого осуждения его словам, Гараев тут сетует только на то, что, еще не наработав достаточного авторитета среди мусульман, Крганов разоткровенничался, высказывая свою анти мусульманскую позицию!

Я бы так не думал, не предполагал бы, если бы тому не было подтверждения в прошлых и настоящих выступлениях Крганова и его соратников – борцов с проявлениями исламской мысли. Не усматривая в его откровенно враждебных по отношению к мусульманам словах продолжает: «И только поэтому попал под жестокую критику». Фактический справедливую критику Крганова за похвалу в адрес убийц детей - сионо-фашистов он полностью не приемлет.

Хотя Гараев, если претендует на роль знатока, должен был знать, что не только похвала сионо-фашистов вменяется в вину, Крганову и таким как Т. Таджуддин и деятелям восхваляемого им проекта «РАИС». В первую очередь мусульмане вменяют им в вину их отход от основных принципов религии, целенаправленное разжигание смуты, постоянные наветы и клеветнические доносы в адрес мусульман и их организаций с тем, чтобы опорочить их деятельность и дискредитировать в глазах властей.

В своём материале Гараев как бы говорит, подсказывает Крганову, что он высказался вообще-то правильно, но необходимо было вначале наработать авторитет среди мусульман, а уже потом протаскивать свои мысли о «добрых сионистах», которые любят детей мусульман, но сжигают их фосфорными бомбами всего лишь в силу политической необходимости еврейского государства. Наработай Крганов авторитет, в чем я, в общем, очень сильно сомневаюсь в силу достаточно высокой сознательности современной мусульманской молодежи, Гараев предполагает, что его слова были бы успешно проглочены, как им кажется «серой мусульманской массой».

Может когда то мусульмане, и поверили бы людям типа Крганова -Таджуддина, но не сейчас, т.к. сегодня мусульман ввести в заблуждение становиться все труднее и труднее. И очень сомнительно, что такие «учителя» когда ни будь, заработают среди мусульман авторитет. И все громче раздающаяся критика в их адрес тому подтверждение. Да и сам Гараев косвенно подтверждает это словами: «Конкуренты и недоброжелатели Крганова и его идеологических союзников не дремлют и любой проступок, неоднозначное, неосторожное высказывание очень быстро будет известно мусульманской общественности Москвы и всей России».

Вот это правильно, очень верно! Любое подобное высказывание, идущее в разрез интересов ислама и мусульман, попытка дискредитировать благие цели нашей религии, ниспосланной Господом миров, как милость для миров, всегда будет находить должную заслуживающую оценку. Мусульмане и мусульманские СМИ, пусть пока слабые, всегда будут раскрывать истинное лицо рупоров, выступающих против ислама и лица тех, кто стоит за ними, суфлируя им то, что они высказывают.

В этом Гараев уже может не сомневаться.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Мир Ислама Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB