Татары Финляндии - http://mtss.ru/?page=tat_finn
[%BEGIN:MAIN%] [%FILE:1.html%] [%BEGIN:CONTENT%]

Татароведение

Татарские края - Финляндия

  

Равиль Ахметшин встретился с имамом мусульманской общины Финляндии

Равиль Ахметшин и Рамиль Беляев

Полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин встретился с имамом мусульманской общины Финляндии Рамилем хазратом Беляевым. Имам рассказал о жизни татарской диаспоры, ее способах сохранения национальной идентичности - за 130 лет жизни в Финляндии татары сохранили в чистоте религию, язык и культуру.

Сегодня основная проблема татарской общины Финляндии – сокращение ее численности. Ежегодно умирает порядка 10-12 человек, а рождается только 2-4 ребенка. Увеличивается число межнациональных браков с финнами. Члены общины такие союзы, конечно, не одобряют. В последнее время даже начали проводить специальные вечера для смешанных семей, где гостей знакомят с особенностями татарской культуры, традициями и обычаями, пытаясь таким своеобразным мостиком сгладить возникшие противоречия.

В настоящее время татар в Финляндии всего около 700 человек. Но, несмотря на небольшую численность, из всех зарубежных татарских диаспор она по-прежнему остается наиболее активной, самодостаточной и сплоченной.

Рамиль Беляев должность имама мусульманской общины в Финляндии занимает с 2004 года, был направлен Духовным управлением мусульман европейской части России. Он выполняет все религиозные обряды: совершает обряд имянаречения, никях (мусульманский обряд бракосочетания), посещает меджлисы в домах, читает проповеди, дает религиозные уроки детям, проводит экскурсии посетителям мечети – местным жителям, рассказывая на финском языке об исламе и татарской общине.

По словам Рамиля хазрата, община приняла его тепло, проблем с интеграцией не возникало. В течение двух лет он изучал финский язык - теперь имам с легкостью общается на языке Суоми. Кроме основной религиозной деятельности, находит время и для общественных дел. Рамиль Беляев - инициатор создания и главный редактор газеты татар Финляндии «Mähallä habärläre» («Новости общины»). Из всех изданий зарубежных татарских диаспор она единственная выходит только на татарском языке, используя латинскую графику. Имам также снял документальный фильм «Дорога к мечети», приуроченный к 50-летию молельного дома татар в Хельсинки.

Рамиль хазрат пригласил Равиля Ахметшина с официальным визитом в Финлянидию для знакомства с татарской диаспорой.

СПРАВКА

В 2010 году татарской культурно-религиозной организации Финляндии исполнилось 85 лет. Но первые татары в стране появились значительно раньше – еще в эпоху царской России. Они были выходцами из Сергачского уезда Нижегородской губернии.

В летний сезон татары работали на земельных участках, а в зимний мужчины занимались торговлей - ходили по селам, предлагая ткани и домашнюю утварь. Постепенно наиболее удачливые, накопив капитал, открыли торговые лавки и магазины в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Сегодня трудно сказать, когда и кто из татарских купцов первым вступил на финскую землю. К концу XIX века Великое Финское княжество входило в состав Российской империи - между его субъектами не было визового режима, поэтому определить татар-первопроходцев нелегко.

По документам, к 1884 году в Хельсинки проживало несколько татар, но на самом деле их было намного больше. Они приезжали в Финляндию только в зимнее время, жили в арендованных квартирах – поэтому соответствующие записи об их пребывании не велись. В памяти современных татар Финляндии остались рассказы их предков о том, как они приезжали и вели торговлю в городах и хуторах, нося с собой узелки с товаром.

К 1915 году в Финляндии проживало уже около трех тысяч татар. Но разразившаяся октябрьская революция многое изменила. 6 декабря 1917 года на карте возникло новое суверенное государство – Финляндия. В апреле 1918 года был издан указ, согласно которому, жители, не имевшие финского паспорта или разрешения на жительство, должны были покинуть страну. Из Финляндии в Россию вернулись 18 тысяч человек, среди них были и татары.

Трагические события 20-30-х годов в советской России усилили попытки татар Нижегородчины переехать в Финляндию. Мужья, успевшие получить гражданство, вызывали жен и детей. Впоследствии к ним присоединялись дальние родственники. Приток татар из исторической родины в Финляндию закончился к середине 30-х годов. К этому времени община насчитывала порядка 1000 человек. Они расположились в городах Хельсинки, Турку, Тампере, Ярвенпяя, Котка, Раума, Оулу, Куопио.

Любовь к своей нации начинается с семьи

Находясь вдалеке от родины и живя в разных городах, татары в Финляндии остро ощутили риск утраты языка и религии. Они приложили все усилия для сохранения своей национальной идентичности. В семьях старались говорить только на родном языке. С 1930-х годов начали в разных городах организовывать встречи, проводить вечера чаепития, ставить своими силами спектакли. В 1935 году создали Объединение тюрков Финляндии. В названии преднамеренно указали более широкий термин, так как боялись быть отправленными в СССР. Многие даже брали турецкое подданство, что породило турецкую направленность в культуре и политике татар Финляндии.

В 1948-1969 годы в Хельсинки работала начальная школа для представителей тюркских народов, в официальной учебной программе которой значились такие предметы, как исламская религия, татарский язык, история тюркских народов. Сейчас изучение родного языка проходит на курсах при мусульманской общине. Летом, после окончания занятий, ребята едут на две недели в летний лагерь, где татарские школьники из Швеции, Германии, Турции, США, Канады, а в последнее время и из Татарстана, изучают язык, культуру и историю своего народа. Финские татары

Большую роль в культурном подъеме татар сыграли и политические эмигранты, которые в ходе революции, а некоторые позднее, бежали в Финляндию. Это политик Садри Максуди, мусульманский мыслитель Муса Бигиев, журналист и писатель Абдулла Баттал Таймас.

Вслед за созданием культурного объединения, с целью консолидации татарской молодежи были организованы спортивные общества «Золотая орда» и «Юлдуз». Сложилась добрая традиция встречаться на футбольном поле с командой еврейской общины Финляндии - «Маккаби». Эти матчи длятся уже больше 60 лет. Спортивные товарищеские встречи организовываются и с татарскими диаспорами других стран - Эстонии, Турции, Алжира и т.д.

Община располагается в собственном пятиэтажном здании, построенном в 1960 году. Следует отметить, что в его строительстве были задействованы лишь силы татар, материальной помощи у государства они не просили. Главная статья дохода общины - арендная плата от трех сдаваемых этажей здания, в пользовании общины – два этажа. Кроме того, члены общины вносят целевые взносы.

В середине XX века в Финляндии начинают издавать национальные книги, журналы и газеты. В 1971 году вышел в свет телефонный справочник татар Финляндии, впоследствии он переиздавался несколько раз. А Священная книга мусульман – Коран была впервые переведена на финский язык.

Советско-финская и вторая мировая войны, беспощадно ворвавшиеся в жизнь советских людей, коснулись и татар Финляндии. На фронт призвали 156 мужчин и 21 женщину. Десять мужчин погибли, защищая свою новую родину. Теме советско-финской войны посвящена пьеса драматурга Зульфата Хакима «Немая кукушка», по которой в 2004 году в Казани режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев поставил спектакль. В Карельском лесу случайно встречаются два солдата – красноармеец Зариф и снайпер Зиятдин, защищающий свою родину - Финляндию. Два татарина, говорящие на одном языке, поющие одни и те же песни, оказываются по разные стороны фронта. Кто они – враги или братья? Что важнее – преданность Родине или национальная солидарность?

Мусульманские традиции

Ислам - важнейший компонент идеологической и духовной жизни общины. Финляндия стала второй в Европе, после Австрии, страной, где появилась легитимная мусульманская организация. Она была образована в 1925 году, занимается вопросами духовной и культурной жизни, религиозным образованием, ведет печатно-издательскую деятельность. В Хельсинки есть мусульманское кладбище и молельный дом, в Ярвенпяя – мечеть, в нескольких городах открыты молельные комнаты. Даже учитывая толерантную политику руководства страны по отношению к представителям различных языковых групп и национальностей, татары предпочли материальную, а значит, организационную самостоятельность – мечети и молельные комнаты открыты на их собственные средства. Мечеть в Ярвенля (Финляндия)

Первая мусульманская молельная комната в Финляндии появились еще при Александре I. В военных гарнизонах Хельсинки, крепостях Виапори, охраняющих российские границы на территории Великого Финского княжества, вместе со всеми служили татары со всей империи. Для мусульман был введен институт гвардейских имамов. Арендную плату за молельную комнату и заработную плату имаму с 1836 по 1907 годы выплачивало Военное министерство Российской империи. Срок службы военного духовного лица, направляемого Оренбургским магометанским духовным собранием, равнялся сроку рекрутской службы.

В военных гарнизонах татары заключали и браки, причем соблюдая обычаи. Довольно много татар умирало во время службы, в связи с чем, еще в 1871 году в Хельсинки появилось официальное мусульманское кладбище. Имамы фиксировали все акты гражданского состояния – женитьбу, рождение, развод, смерть. Эти метрические книги, с ценнейшим историческим наследием, сегодня хранятся в государственном архиве Финляндии.

- Что это звёздный народ с мировой культурой. В Золотой Орде были поэты уровня Данте! А посмотрите, каких великих людей мы подарили миру. Правда, их таланты часто раскрываются вне Татарстана. Это факт, если татарин или татарка не чувствуют над собой «потолка», то их вообще не догонишь! Примеров – масса!

К концу XIX века татарский компонент в военных частях Финляндии исчез – личный состав военных формирований стали набирать исключительно из местных граждан. Услуги военного имама также перестали быть востребованными. На смену татарам-военным в Финляндию начали приезжать татары-купцы. Имамов они приглашали уже сами, сначала из исторической родины, а затем из Турции – «железный занавес» лишил возможности поддерживать связь с Советской Россией. Стоит отметить, что приезжали в Финляндию в основном имамы-татары, волею судьбы оказавшиеся в Турции. Например, одним из имамов был Абдуррахман Кайа из турецкого города Эскишехир, где и сейчас подавляющее число жителей - татары, предки которых когда-то бежали из родных мест от насильственной христианизации.

Наследие прошлого и современность

Сегодня представители общины отошли от торговли мехами, тканями, домашней утварью. Среднее поколение и молодежь вовлечены во все сферы жизни страны. Работают преподавателями, экономистами, юристами, управляющими магазинов, трудятся в сфере медицины и высоких технологий, служат в вооруженных силах. Среднестатистический член общины знает 4-5 языков, как правило, это финский, шведский, татарский, турецкий, английский. И так же, как и их предки, они продолжают беречь свою национальную идентичность. Молодые члены общины создают семьи с соплеменниками из России - Татарстана, Москвы, Оренбурга и Санкт-Петербурга. Некоторые окончили Казанский университет. В Финляндию с гастролями приезжают артисты и актеры из Татарстана и Башкортостана, а также писатели, деятели науки и искусства. В свою очередь, татарские музыканты Финляндии ездят с гастролями в Россию.

Пресс-центр Полпредства РТ в РФ
20.02.2012

[%END:CONTENT%] [%FILE:2.html%] [%END:MAIN%]