Почему же это произошло? На это были две основные причины.
Первая причина – это отсутствие исторических артефактов материальной культуры и письменных источников, относящихся к периоду до нашей эры. Ведь традиционно самая древняя тюркская история начинается с китайских рукописных упоминаний о кочевниках-гуннах к северу от Китая (2-3 в.в. до н. э.). Затем – есть сведения китайцев о Гуннской империи на севере от Китая в начале нашей эры. Далее – нашествие гуннов Атиллы на Европу в V в. н. э. в европейских источниках. Затем идет Тюркский каганат (553 – 603 г.г.) в центре Евразии.
Самыми ранними письменными источниками самих тюрков о себе являются рунические надписи на каменных стелах в Южной Сибири (Орхоно-Енисейские эпитафии), относящиеся ко второй половине VIII века. Эта письменность была расшифрована лишь в конце XIX века датским лингвистом В. Томсеном.
Что же касается столетий и тысячелетий тюркской истории, предшествовавших нашей эре, то в традиционной тюркологии ее просто не существует.
Вторая причина неразвитости тюркологии была в том, что индоевропеистика и семитология получили свое развитие в европейских развитых странах, этими науками занимались в основном европейские и еврейские ученые, для которых европейские и семитские языки были родными, а посему и эти науки получили бурное развитие.
Большинство же тюрков вплоть до конца XX века находилось в полуколониальном положении, единственно независимым тюркским государством была Турция. И лишь с появлением новых независимых тюркских государств, стали появляться ученые с независимым мышлением, которые начали отвергать европоцентристский подход в понимании тюркской истории.
Уже в первой половине XX века появились концепции, опирающиеся на труды и исследования ученых начала ХХ века: Гумилева Л. Н., австрийского лингвиста Германа Ф. Квергича.
К тюркским ученым второй половины ХХ века и современным ученым с новыми подходами можно отнести Олжаса Сулейменова, якутского ученого Ксенофонтова Г.В., турецкого лингвиста Осман Недим Туна, азербайджанских историков Джалилова Фиридуна Агасыоглу и Гумбатова Гахрамана. Их концепции отвергают европоцентристское понимание мировой истории и показывает свидетельства более древних пластов истории тюркских народов. Они пытаются разрушить сложившиеся стереотипы о тюрках как о довольно поздних народах, сформировавшихся исключительно лишь в Центральной Азии.
К идее большой древности тюркских языков подводят и высказывания крупного лингвиста Н. Я. Марра, сделанные им еще в первой половине ХХ века. Он пишет: "… тюркские языки генетически не только не разъяснены, но и не освещены ни в какой мере. Генетический вопрос о них, т. е. вопрос о происхождении тюркских языков по существу никем не ставился…
Прародиной тюрок, конечно, нельзя признать Азию по внешнему свидетельству того факта, известного короткой исторической памяти человечества – короткой, сравнительно с судьбами возникновения и развития тюрок и тюркской речи… Следовательно, какая громадная общественная работа, какой громадный отражающий ее динамический языкотворческий процесс пройден тюркскими языками, чтобы достичь того статистического состояния, того консерватизма, который отличает тюркские языки, по общему мнению самих тюркологов" (17/184-186).
Данная книга является попыткой изучения древнейшей истории тюрок через исследования развития их языков: лексики и грамматики, через изучение взаимосвязи тюркских языков с языками индоевропейцев, семитов и других народов.
В данном исследовании впервые в мире представлена оригинальная лингвистическая таблица, которая аналогична системе Менделеева в химии. Она содержит в себе ряд корней слов из разных языков, обозначающих разные, но основополагающие понятия древнего человека. Тем не менее, видно, что все эти понятия связаны между собой некой глубинной семантикой, связанной в конечном итоге с понятием солнца. По этой таблице можно представить, как из одних понятий возникали другие, понять этимологию доселе непонятных слов, да и возникновение языка как такового. Данная книга была во многом написана, благодаря использованию этой таблицы.
В книге рассматриваются место, значение и роль тюрков в эволюции и развитии мировой культуры. Если рассматривать мировую культуру как синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней, то необходимо будет кратко рассмотреть наиболее значимые культуры отдельных народов и их историческую преемственность, которые и привели в итоге к появлению современной человеческой цивилизации.
Скрыть