М.Аджи Великая степь и Европа [%BEGIN:MAIN%] [%FILE:1.html%] [%BEGIN:CONTENT%]

Татароведение

Тюркология

МУРАД АДЖИ,
     писатель, этнограф, историк

Мурад Аджи

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ И ЕВРОПА

Велик тюркский мир... В нем есть народы, люди, которые давно забыли родной язык и родную историю, но прекрасно сохранили внешность предков и некоторые их обычаи: среди украинцев, болгар, сербов, хорватов, русских, французов, немцев, англичан... А есть такие, которые ничего не забыли и хранят даже далекие страницы истории — в песнях, легендах, сказаниях: казахи, киргизы, тувинцы, азербайджанцы, узбеки...

Древние тюрки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными ремесленниками, строили укрепленные поселения, оросительные каналы, дороги и переправы... Их потомки — кипчаки в IV-V веках закладывали города в великой степной стране Дешт-и-Кипчака, «чужбина, согревшая кипчаков».

Какими только именами не называли тюрков-кипчаков в исторических хрониках: авары, барсилы, булгары, бургунды, гунны, печенеги и десятки других! Этот хаос был очень нужен, чтобы доказать существование в Великой Степи разрозненных племен и народов, скрывать древнюю тюркскую государственность, которой учились китайские правители еще до новой эры... Словом, чтобы стереть в памяти народов следы степной страны.

...Сегодня на планете ученые насчитывают более четырех тысяч народов, поделенных на три-четыре расы. Когда и как появились европеоиды? Неизвестно. Хотя именно к европеоидам относятся тюрки-кипчаки.

Правда, лица иных современных тюрков имеют монголоидные черты, но так было не всегда. Предки их не имели. Всмотритесь во фрагмент ковра, найденного на Алтае. Ему две с половиной тысячи лет — истинный тюрк-динлин смотрит из глубины веков.

Антропологи по найденным черепам, по сохранившимся скульптурам воссоздали облик древнего тюрка-кипчака. А его словесный портрет оставили китайцы; они задолго до новой эры знали о «динлинах» — народе, обитавшем на Алтае. Китайцев поражала внешность северных соседей — синеглазых, светловолосых, «лицом похожих на обезьянок», «круглоголовых». А увеличенная височная кость и сегодня придает потомкам неповторимый отпечаток, именуемый в просторечии скуластостью. Они казались коротконогими, потому что стопа «с подъемом»...

Сегодня среди потомков кипчаков много черноволосых, кареглазых — монгольское и китайское наследство. Немало тюрков и с наружностью иранцев, а иранцев — внешне похожих на тюрков: в Иране в северных провинциях говорят по-тюркски — азербайджанцы. Но, пожалуй, нигде так не сильны тюркские традиции, как в самом Азербайджане. Там сохранилось то, что в других местах забылось. Культура предков!

Много тюркских следов и на Северном Кавказе. Например, среди осетин или чеченцев часто встречаются люди с классической кипчакской внешностью. Но мало кто из них помнит тюркский язык. Было время, когда здесь целые селения тюрков «добровольно» меняли себе национальность. Теперь лишь географические названия напоминают о былом...

Портрет древнего тюрка.
Вышивка на ковре
(V-III в. до н.э. Пазырыкские курганы, Алтай; находка профессора С.И.Руденко).

Киргизы— хранители древней мудрости кипчаков. То же — алтайцы... И хакасы... Их предки обожествляли горы. В вечном спокойствии гор издревле искали они тайну мироздания, потому что Большой Алтай — древняя Родина тюрков. Потому только к горам стремятся души ушедших в мир иной кипчаков.

Традиции древнего тюркского мира побуждали кипчаков в Степи отсыпать курганы, строить храмы, а место последнего упокоения для героев искали на самой высокой горе. Хакасы, алтайцы, тувинцы, буряты, не познавшие степных просторов, навсегда остались хранителями тайн и древностей предков.

Две с половиной тысячи лет назад на Алтае тюрки назвали Богом Тенгри Вечное Синее Небо.

На Алтае, на берегу речки Улалинка, в 60-е годы академик А.П. Окладников нашел древнейшую на территории России стоянку человека. Ей двести тысяч лет! Оттуда берет начало та культура, которая дала начало многим народам — финно-уграм, корейцам, тюркам...

Правда, улалинскую стоянку оспаривают некоторые археологи: они утверждают, что нашли более ранние следы «пратюрков». Пусть так. Заслуга Окладникова и его коллег, которые первыми проследили становление тюркской культуры, слили воедино миг и вечность.

Тюрок и конь были единым целом. Народ — всадник, он так и вошел в историю Китая, Индии, Византии, Европы.
Наскальный рисунок. Берег реки Лены. Саха-Якутия
(предпол. 1-е тысячелетие до н.э.).

Другой блестящий археолог, профессор С.И. Руденко не сказал и половины того, что знал и что нашел. Но благодаря ему сегодня нетрудно восстановить многие страницы не сказанного об Алтае.

Не написаны труды и казахского академика А.Х. Маргулана. Он открыл десятки древнейших тюркских городов. С каналами, храмами, площадями...Он вынужден был оставить тему, потому что сильны были желающие видеть в Великой Степи не тюркские города, а «диких кочевников» и орды «поганых татар».

Щедрый Алтай неторопливо открывал людям свои сокровища. Простенькие на вид медные вещицы указали на время появления здесь металлургии. Бронзовый век не сделал алтайцев великими — у них было то же, что и у других. Но эпоха бронзы интересна иным. Тогда случилось первое переселение народов — с Алтая ушли племена, которые потом заселили север Европы.

История той поры хорошо читается в раскопках Синташта и Аркаима — древнейших городов Предуралья. Там десятки следов металлургии: от плавильных печей до медных вещиц. Возможно, с Предуралья началась тюркская цивилизация.

Но вероятнее иное. Урал был лишь ее стартовой площадкой. Главное же дал Большой Алтай. Две с половиной тысячи лет назад Бог Тенгри открыл здесь тюркскому народу «век железа». Фантастическое событие! Кто первый металлург, неизвестно. Предполагают, что его звали Темир и его великое изобретение — первый в мире металлургический горн!

Железо, конечно, люди знали и раньше: но железную руду не плавили, а выжигали, эту технологию придумали хетты за две тысячи лет до новой эры. Тюрки же изобрели плавку. Владеющие ее тайнами пользовались особым почетом. Темирхановы, Темирбулатовы, Темировы — на эти тухумы (роды) смотрели, как на волшебников.

Металлургические секреты переходили от отца к сыну и оставались главной тайной кипчаков.

Существовало поверье: человек, посвященный в металлурги, отмечен божественной мудростью, на него обратил свой взор великий Тенгри-хан. Ему запрещалось жениться на девушке другого («неметаллургического») тухума, чтобы он случайно не проговорился во сне... Долго тайна оставалась тайной.

Обилие металла привело тюрков к революции в хозяйстве: открытие металлургического горна по своим масштабам и последствиям сравнимо только с изобретением колеса... На «железном» фундаменте начало подниматься могучее государство. И кипчаки легко покоряли соседние народы: история их побед — это история победы железа над бронзой. Здесь и таятся истоки Великого переселения народов.

Шашка, пика, кинжал появились у кипчаков, когда они оседлали коня Никто в мире не сделал это столь изящно и просто — они придумали железные удила, седло со стременами. Потом — кольчуги, остроконечные железные шлемы...

Возник новый образ жизни — конный, который был одинаково хорош и в городах, и в степных станицах. Конь превратился в «часть» тюрка, стал его продолжением. Не случайно самое сокровенное желание кипчака было оседлать коня. Все остальное потом. Сначала — конь.

Конь раздвигал пространство, уводил вдаль, за горизонт. А еще с него началось качественно иное земледелие: землю на Алтае уже в те времена обрабатывали конной тягой, чугунными сошниками, а обильный урожай собирали железными серпами.

Конный образ жизни изменил даже «гардероб» народа: тюрки придумали одежду для всадников: шаровары, сапоги, башлык, кафтан — вплоть до каблука к сапогу. И своей одеждой кипчаки отличались от других народов. Их облик очень хорошо узнаваем на древних картинах, в словесных портретах, в археологических находках.

О качестве и красоте кипчакских нарядов можно говорить долго. Чрезвычайно тонкая работа. В Пазырыкских курганах, например, археологи нашли шелк, кружева, фетр, чесучу. Из них получалась красивая и практичная одежда. Подобного никто не умел делать. Даже фраки найдены там...

Археологические находки рассказывают и о других «визитных карточках» тюрков. Именно на Алтае впервые в мире появились сооружения из бревен — курени, терема, потом и избы. Курени, например, отличались практичностью, их строили восьмигранными. Восьмигранник — основной геометрический элемент тюркской архитектуры. Он при минимальном периметре дает максимальную площадь Проще говоря, получается самая короткая стена и самый просторный дом.

Возможно, такими видели древних тюрков их современники. В штанах, коротких сапогах, на голове башлыки... У тюркских коней подстрижены гривы и подвязаны хвосты. Фрагменты барельефа в Персеполе (предпол. IV в. до н.э.Аму-Дарьинский клад).

Специально для печи придумали новый строительный материал — кирпич. На Алтае потом научились строить из кирпича дворцы, оборонительные стены. В случае необходимости кирпичную постройку разбирали, отработанный кирпич снова шел в дело... Вновь экономия.

Память о многих изобретениях тюрков хранят разные народы. Заимствованные предметы у них по-прежнему именуются по-тюркски. У русских и украинцев это — деньги, копейка, книга, чугун, булат, печь, очаг, кирпич, изба... Та же колбаса или йогурт, дословно по-тюркски — «кислое молоко» Армяк, епанча, кафтан, шушун, шуба, клобук — тоже отголоски материальной культуры тюрков...

Железо дало народу силу. Хозяйственная революция увеличила запасы пищи, что в свою очередь привело к настоящему демографическому взрыву.

...И пришел день, когда тесно стало на Большом Алтае: слишком много людей обитало там, земля не могла прокормить всех Наступила трудная минута, заставившая посмотреть вдаль.

Алтай в 1 веке до н.э. был для тюрков целым миром. Это и горы Южной Сибири, и Байкал (Бай-куль) Алтай еще называли «Тенгри-тау» (Божественная гора) или «Эдем» (Земля праотца). Отсюда тюрки сделали первые шаги в мир, отсюда начиналась точка отсчета нашей географии.

С Алтая дороги вели на четыре стороны света. По какой идти? Какую выбрать?

Пути на север короткие, их закрывали тайга и болота. Немногие соблазнились ими и вышли на реку Лена (по-тюркски— «Илин», т.е. «Восточная») и поселились там. Потомки тех тюрков ныне известны под именем «якуты». Не остались без внимания пути вдоль Енисея («Энесай» — «Мать-река») и Оби (по-тюркски «абе» — «бабушка» или «Бабушка-река»).

К востоку от Алтая лежали труднопроходимые дальневос- точные леса и болота. Переселяться туда с алтайских земель никто не стремился.

Были южные маршруты. Тюркские всадники еще до новой эры вошли в Индию. От них началась знаменитая Солнечная царская династия и огромное Кушанское ханство, объединившее земли нынеш- ней Средней Азии, Афганис- тана, Пакистана, Северной Индии Здесь своя история...

Сцена из жизни тюрков-скифов.
(Деталь кубка /прорисовка/ IV в. до н.э. Курган Куль-Оба, Украина)

Заметим, века и весь «индийский период» тюркской истории абсолютно забыты тюрками, но не забыты в Индии и Иране Там по-прежнему обожествляют хана Канишку (78— 123 годы).

Поклонялся он Богу Небесному — Великому Тенгри и стал основоположником северной ветви буддизма.

Тюрки в Индии — народ-загадка, который неожиданно появился с севера и неожиданно исчез. Но исчез, оставив археологические следы — скульптуры, рельефы, храмы и монастыри. И литературные предания о нагах людях, поклоняющихся змеям... Кто знает, а может быть, легендарные арии тоже были с Алтая?

Тогда тюрки и дали свой — новый для буддистов! — обряд почитания Бога Небесного, Тенгри-хана Этот факт остался в истории буддизма и Индии. Сохранились предания и об священной стране Шамбхале (Шамбкале) (по-тюркски «светящаяся крепость»), которая лежала далеко на севере, где семь снежных вершин и где хранится божественный железный крест — мировая ваджра...

Дороги, проторенные в Индию две тысячи лет назад, не заросли травой Бииский тракт еще служит Но стал он короче, и не ходят по нему паломники. Уцелела и другая древняя дорога на Тибет — Нерчинский тракт.
Лишь на запад от Алтая долго не было наезженных дорог Сказывалась психология жителей гор: они боялись незнакомой степи и искали пути только в привычных горах В степь уходили лишь в крайнем случае.

Две с половиной тысячи лет назад на Алтае случился конфликт веры. язычество сменилось на религию — тенгрианство. Но не все приняли Бога Небесного, несогласные ушли. Ушли в степь Их назвали «скифы» (саки, сколты) Официальная история скифов трактуется по-другому Но в причерноморской степи и в Алтайских горах «скифские» археологические памятники абсолютно одинаковые Что же отличало скифов от тюрков Ничего, кроме веры. 
Вспомните наставление Н М Карамзина «Народы не падают с неба и не исчезают сквозь землю» А что, если скифы сохранились Что, если сегодня они носят имя «чуваши»? Слишком уж необычен этот тюркский народ Жил в центре кипчакского мира, но не с ним. Всегда чуть в стороне.

Духовная культура чувашей, которых ныне называют христианами, еще недавно была совершенно другой, нехристианской Она не забылась в народе и удивительно напоминает ту, что была у тюрков на Алтае в глубокой древности Чуваши — живая страница тюркской истории, к сожалению, еще не прочитанная мировой наукой.

Зато последующие алтайские страницы читаются отменно Великое переселение народов веков четко прописало их Для народа перенаселенного Алтая судьба открывала один путь в будущее — через степь. Других просто не было Лишь степь оставалась почти незаселенной территорией, способной принять многочисленный народ.

Но потребовались столетия неимоверных усилий и труда, прежде чем горцы научились жить в степи В новой для себя природной среде, в которой все было не так, как в привычных горах!

Без коня и сегодня не пройти там и ста километров Во-первых, не выдержит обувь Во-вторых, не умея ориентироваться и не имея навыков степной жизни, выжить здесь невозможно это одна из самых трудных для человека природных зон Земли Даже в пустыне проще, там, по крайней мере, не бывает таких морозов и снега.

Прошли десятилетия, прежде чем кипчаки стали для нее своими, прежде чем сказали «Наша степь» И пошли по степи на Запад.

Великое переселение народов — грандиозное событие Но что это было. Бродячая неорганизованная толпа. Теория «кочевых цивилизаций» полагает, что люди скитались по степи в поисках пастбищ для скота А так ли это? Нет. Было изобретение нового — сухопутного! — вида транспорта Брички, потом вежи и избушки на колесах Возможно, все начиналось иначе — не с изобретений Мы никогда не узнаем, как было в действительности: что появилось сначала, а что потом. Ясно другое: во II веке на запад двигалась не толпа, не вереница людей, не орды диких кочевников.

Шло освоение территории — неспешное, кропотливое. Заселение — это не «гуннские» набеги В среднем на сорок километров в год углублялись тюрки в степь Расстояние одного конного перехода, впрочем, год на год, конечно, не приходился И это естественно Два с половиной века продолжалась их дорога от Алтая до Атлантического океана.

Великий Аттила. Рим платил ему ежегодную дань в 300 кг золота. Такую же дань платила и Византия (Деталь вазы. Серебро. Сентмиклошский клад. Северная Румыния/)

Две тысячи лет назад к западу от Алтая начала зарождаться удивительная страна с удивительной культурой — Дешт-и-Кипчака. Она быстро превращалась в центр мировой духовной жизни Это тоже факт, зафиксированный в мировой истории.
  Арабы называли Великую Степь «Страной городов». Так писали Ибн Баттута и другие путешественники А варяги именовали земли по обе стороны пути «из варяг в греки» «Царством городов» — на их языке «Гардарик»...

Ни в духовной, ни в материальной, ни в военной жизни кипчаки не уступали никому В этом убеждают не только древние хроники Востока, но и легенды и предания разных народов Сказание «Акташ», например, повествует о легендарном хане Акташе, который первым из тюрков вышел к Волге и «подчинил себе все земли от Идели до Кавказа» Есть и другие произведения, в которых драгоценными россыпями высвечивается былое.

…Великий Аттила?! Именно он завершил Великое переселение тюрков Европа лежала у его ног, платила дань. Перед ними склонились правители Рима и Византии...

После смерти полководца осталось 184 сына, девочек не считали. Начались жесточайшие междоусобицы... Тюрки дрались сами с собой. Народ раскололся. Великая Степь разделилась на враждующие каганаты, улусы, семьи...

С них, с этих осколков, началась история бургундов, савойцев, хорватов, баварцев, саксонцев, каталонцев, сербов, чехов, болгар и других «малых народов» Европы, которые в представлении европейских историков вдруг возникли из ничего... Будто с неба упали.

Только задумаемся: римский историк Иордан (тюрок по происхождению) утверждает, что армия Аттилы насчитывала полмиллиона воинов, а вслед за ними пришло в Европу до трех миллионов человек (таково было обычно соотношение численности армии и населения — 1 :5 или 1:7). Но в остальной Европе вряд ли проживало больше. Выходит, каждый второй европеец имеет тюркские корни!..

В Европе нет и не было «этнической чистоты». Цельной этнической «ткани» не найти ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии, ни в Испании, ни в Англии — нигде! Европа сшита из «этнических лоскутов». И это естественно.

Тюркская культура доминировала от Байкала до Альп. По всей степной зоне. Европа тогда «начиналась» в Сибири! Минули века, все вроде бы исчезло. Но... Язык кипчаков до XVI века был понятен баварцам, австрийцам, саксонцам, англичанам. Он был родным для сербов и хорватов, для болгар, украинцев, казаков, венгров и чехов, савойцев и бургундов. Тюркские ханы привели их в Европу с Алтая. В их жилах течет кровь тюрков.

Да, они забыли родной язык, но не забыли традиции предков!.. Символ тюркской культуры — равносторонний крест—там по-прежнему на знаменах, тюркская символика хорошо прочитывается в геральдике.

Целы границы Дешт-и-Кипчака. В русском языке слово «курган», как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало «граница», «межа». В первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая для русских земля.

Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке — северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный — тюркам. Только в пределах Москвы известны несколько курганных групп, большинство — на южном (правом) берегу. Сохранились они и в бывшем «тюркском» Подмосковье—топонимика убеждает и в этом. Например, Коломенское Его старинное название Коллома, что по-тюркски — «охранение». Капотня -«Высокое поселение» или «Высокая трава». Кунцево — «Пристанище» или «Заезжий двор»...

Карта-схема расселения тюрков-кипчаков

А к северу от Москвы-реки курганов нет — там жил другой народ, с другой культурой, и топонимика здесь иного корня — не славянского.

Названия многих старинных городов степной России тоже выведены из тюркского корня: Орел — «дорога на подъем», Тула — «полный», Брянск (Биринчи, Брянечьск) — «первый», «главный», Саратов (Сарытау) — «желтая гора», Симбирск (Симбир) — «одинокая могила»... Кашира, Коломна, Калуга, Воронеж, Пенза, Челябинск, Курган...

На крайнем юге страна тюрков доходила до Ирана, опять же и курганы тому свидетельство. Граница осталась почти без изменений, там по-прежнему живут тюрки — иранские азербайджанцы.

Между северной и южной границей Дешт-и-Кипчака и ныне — тысячи тюркских географических названий, настоящая сокровищница для топонимики! Например, напротив Московского Кремля, на правом берегу, находится Балчуг. В русском языке такого слова нет, а по-тюркски это — «болото», «грязь». Чисто тюркский топоним.

Самые далекие от Алтая земли при Аттиле назвали «альман» — по-тюркски «дальний». Отсюда топоним Альмания — ныне Германия. Многие «германские племена» были синеглазыми, скуластыми, с явной кипчакской внешностью. Говорили по-тюркски, и письменность у них была руническая, а древние обычаи и народная память связывают их с выходцами с далекого Алтая.

Равносторонний «крест» — знак Бога Небесного Тенгрихана — тюрки называли «аджи»,божественный. На нем изображался круг-солнце, от которого расходятся четыре луча «божественной благодати»... (Золото. VI-VII в. н.э. Находка из кургана в степях Дагестана.)

Та же ранняя история у части населения Франции и Италии, Англии и Австрии, Югославии и Чехии Если судить по архивам, почти до конца XVI века здесь в ходу был именно тюркский язык Правда, во времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах «великую чистку», но некоторые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют утверждать непривычное — в Центральной Европе жили тюрки...

Вот маршрут рода бургунд. Улус Бургунд пришел в Европу с отрогов Байкальского хребта — там самый восточный топоним «бургунд». Потом они жили в прикаспийских степях, затем часть их осела в предгорьях Кавказа — в Карачае, там селение Бургунд. А в 435 году улус, ведомый отцом Аттилы, достиг нынешней Франции, утвердив Бургундию — Бургунд-юрт...

А если пройти по следам улуса Саваой, то этот топоним тонкой цепочкой выкладывается на географической карте — от Алтая... По времени и он совпадает с Великим переселением.

«Теринг» по-тюркски — «нечто обильное». Так говорили, например, об обширной, плодородной долине. От Балхаша (Терингкуль называлось прежде это озеро) до Центральной Европы четко заметен этот топоним. Соратниками Аттилы, если судить по западноевропейской литературе, были именно теринги (тюринги), бургунды и другие «германские племена».

Все они были прекрасными всадниками, воевали под знаменами с крестом... По словам историка Иордана, теринги были искусны в коневодстве... Коренные европейцы коней тогда не разводили. И кумыс не пили.Карта Дуная — настоящий лес кипчакских названий. Кстати, «балканы» по-тюркски — «горная цепь, покрытая лесом». Так же называется один из районов Азербайджана, там удивительно красивые горы, покрытые лесом.

В Болгарии — и там курганы, и там кипчакская культура, которая в IX вдруг стала называться «славянской»... А куда делись болгарские ханы — Аспарух (вернее, Исперих) и другие? Куда исчез сам каганат Великая Булгария, который был частью Дешт-и-Кипчака?...

Те же вопросы можно задать о хане Курбате и его улусе — ныне хорватах. И у них — курганы, древние храмы, в точности повторяющие тюркские, степные...
Разве не ставит в тупик Венгрия, где обитали секели (секлеры), народ, говоривший на тюркском и писавший рунами до XVI века? «Секлеры» на древнетюркском означало «сохраняющие», и, действительно, они были стражниками, воинами, как и русские казаки...

Границы Великой Степи неплохо видны и в Англии. Там они — память об англосаксонских походах, которые в V-VI веках возглавили тюрки (улус саков или саксов?).

Разбив аборигенов, кипчаки утвердили свое «островное» государство, построив город Кент (по-тюркски — «крепость из камня»), который дал название юрту, позже королевству. То был плацдарм для продвижения в глубь островов. Напротив, через пролив, на материке воздвигли город Кале («Кала» — тоже потюркски «крепость», но не из камня, а с земляным валом). Отсюда и начинались англо-саксонские походы, здесь готовились переправы через пролив.

Самое прелюбопытное, что показывает топонимика, лежит на поверхности: «Инг» в древнетюркском словосочетании означает «добыча». Не отсюда ли «Ингленд» — «Добытая земля»?.. Тем более, до прихода сюда тюрков острова назывались Альбион...

Кстати, откуда в далекой Англии курганы, которых не было у бриттов и кельтов — коренных жителей острова? В Шотландии их нет... А любимая англичанами игра поло (с клюшками на лошадях) известна на Алтае еще до Великого переселения народов. Правда, там гоняли не деревянный мяч, а завернутую в кожаный мешок голову врага.

Завоевав полмира, кипчаки словно ушли из истории. После каждой крупной междоусобицы улус за улусом иcчезал из Дешти-Кипчака: либо превращались в «новые» народы, либо сливались с другим.

 

Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто
о тюркский мой народ! — ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?

Ты сам, ты сам, народ, перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой — ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.

Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!

О тюркский мой народ...

Так поэт Анатолий Преловский перевел посмертное послание тюркского правителя Кюль-Тегина. Текст выбит на камне древними рунами, а ему более тысячи лет.

 

Этот гриф служил воину-тюрку оберегом, знаком покровителя и крепился к седлу. (Резьба по дереву. V в. до н.э. Башадарский курган. Алтай.)

Железный «крест». По германским преданиям связывается с легендарными ариями и их «мировой ваджрой (Найден на Алтае и относится к V-IV в. до н.э.)

(Журнал "ЕВРАЗИЯ" №1-2, 2001г., с118-123)

[%END:CONTENT%]

   

[%BEGIN:NAVIG%] Назад Наверх
[%END:NAVIG%] [%FILE:2a.html%] [%END:MAIN%]